Когда ты занимаешься бизнесом, у тебя нет и не может быть правильной и четкой дороги. Единый урок "Я – предприниматель!" Представь что ты предприниматель

Информация о проведении Единого урока «Я – предприниматель!
по вовлечению учащихся в предпринимательскую деятельность

В МКОУ «Ики-Бухусовская СОШ имени П. М. Эрдниева» 14 мая 2016 г. проведен Единый урок по вовлечению школьников в предпринимательскую деятельность «Ты-предприниматель»

Урок проведен в рамках развития и реализации мероприятий по профессиональному ориентированию школьников, формирования предпринимательского мышления и популяризации предпринимательской деятельности среди подрастающего поколения.

Материалы включали в себя сценарии урока для учащихся 1-4 и 5-11 классов, тесты для определения отношения к предпринимательской деятельности, презентационные материалы, описание деловых игр.

Для учащихся начальных классов предложен урок в форме выполнения творческого задания – подготовки рисунков по теме «Мой бизнес». Предприниматели – это люди, которые создают товары и услуги и обменивают их на деньги. Ребятам дана ситуация, после окончания школы, колледжа, вуза, многие могут стать предпринимателями, учащиеся пофантазировали о будущем бизнесе.

Учащимся заданы вопросы: «Кто расскажет нам, каким бизнесом хочет заниматься? И как этот бизнес будет помогать людям, и удовлетворять их потребности?» Учащиеся рассказывают, как они представляют свой бизнес, а затем приступают к его визуализации на бумаге.

Подготовленные рисунки отсканированы и после индивидуальной регистрации учащихся на сайте квеста по предпринимательству BusinnessTeen www.bizteen.ru загружужены на сайт для участия в конкурсе.

Для учащихся средней и старшей школы Манджиева И.С. предложила тематический урок, направленный на знакомство с основными понятиями предпринимательства, популяризацию предпринимательской деятельности, развитие предпринимательской культуры у всех учащихся, а также деловую игру.

Единый урок по предпринимательству начат в 8-11 классах с забавного персонажа книги Марка Твена - Тома Сойера. Казалось бы, причём здесь Том… Но если вспомнить историю покраски забора (задание, которое получил Том Сойер от своей тётушки) все станет понятнее.

Ребятам был предложен тест, целью, которого явилось определение отношения школьника к предпринимательской деятельности и получению дохода. Этот тест позволяет персонифицировать оценку предпринимательства применительно к самому себе. Было очень интересно, у одних ребят уже четко выражены навыки предпринимательской деятельности, у других нет. Но в итоге, все пришли к выводу, что предпринимательские качества можно в себе развить, при сильном желании.

Ребята с удовольствием выполнили задание «Хочешь ли ты стать предпринимателем?» Цель: объяснение основных понятий о предпринимательской деятельности для дальнейшего формирования ответа на вопрос: «Хочу ли я стать предпринимателем?»

Часто люди задают вопрос «Хочешь ли ты иметь собственный бизнес?», очень многие отвечают «да». Причин очень много, но основная - это то, что предпринимательская деятельность приносит доход. А насколько ты понимаешь, что такое доход? Возвращаемся к литературе, сказке "Али Баба и сорок разбойников". Али баба проник в пещеру разбойников и увидел там несметные богатства: золото, серебро, ювелирные украшения, деньги, драгоценные камни. Является ли это сокровище богатством?

Скот, золото, украшения, серебро, драгоценные камни – это все инструменты получения других полезных и нужных вещей путем обмена.

Учащиеся приводят примеры предмета, который может быть основным капиталом, товаром и предметом личного потребления.

Цели и задачи игры:

1. Развить навыки креативного мышления у школьников старшей школы

2. Развитие внутренних коммуникаций в межшкольной среде

3. Формирование позитивного отношения к предпринимательской деятельности

4. Воспитание у школьников активной гражданской позиции через ощущение сопричастности к решению общественных и социально значимых вопросов

Результатам игры является появление креативных и актуальных бизнес-идей, которые будут интересны школьникам и приоритетны в рамках муниципалитета/города/региона проживания, а также налаживание коммуникаций в классе.

Сценарий проведения:

1. Учащиеся делятся на команды по 3-4 человека (в зависимости от количества учащихся в классе).

2. Команда в течение ограниченного времени разрабатывает бизнес-идею, которая является актуальной и при реализации будет востребованной в их регионе.

3. После подготовки бизнес-идеи, команды презентуют свои проекты перед всеми участниками.

4. Каждая команда оценивает бизнес-идею других команд по 5-ти бальной шкале по следующим критериям:

5. Представитель команды оглашает оценки бизнес-идеи других команд и оценки записываются на доске (мультимедийной доске) следующим образом:

Номер команды/критерии оценки

Уникальность идеи

Потребность у потребителей

Команда №1

Команда №2

6. Победителем игры объявляется команда № 1

В современных условиях развития экономики России остается актуальной проблема увеличения доли малого и среднего бизнеса. Данному сектору экономики принадлежит важная роль в развитии общества, повышении уровня благосостояния населения, улучшении качества предоставляемых услуг, стимулировании для формирования новых отечественных товаров.

В «Основах государственной молодежной политики Российской Федерации на период до 2025 года», утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 29 ноября 2014 г. № 2403-р, дается следующее определение понятию «молодежное предпринимательство» - предпринимательская деятельность граждан в возрасте до 30 лет, а также юридических лиц (субъектов малого и среднего предпринимательства), средний возраст штатных работников которых, а также возраст руководителя не превышает 30 лет в уставном (складочном) капитале которых доля вкладов лиц не старше 30 лет превышает 75 процентов. Одной из целей в рамках реализации основ государственной молодежной политики является создание базовых условий для формирования и раскрытия предпринимательского потенциала молодежи.

Стратегическим ресурсом для развития малого и среднего предпринимательства является популяризация и вовлечение молодежи в предпринимательскую деятельность.

Одним из механизмов использования данного ресурса на начальном этапе является необходимость познакомить школьников с основами предпринимательской деятельности, рассказать о преимуществах и возможностях предпринимателя в нашей стране, представить истории успеха молодых предпринимателей.

Раскрытие предпринимательского потенциала молодежи, качественная образовательная база (которая реализуется в рамках мероприятий подпрограммы «Развитие малого и среднего предпринимательства» программы «Экономическое развитие и инновационная экономика»), станет толчком для динамичного развития и увеличения числа субъектов малого и среднего бизнеса в ближайшие несколько лет.

исп. Жагинова Н.М., зам. директора по ВР

Материалы по проведению учебного занятия среди учащихся средней и старшей школы (5-11 класс)

Вводная часть

Единый урок по предпринимательству мы начнём с того, что вспомним забавного персонажа книги Марка Твена - Тома Сойера. Казалось бы, причём здесь Том… Но если вспомнить историю покраски забора (задание, которое получил Том Сойер от своей тётушки) все станет понятнее.

В солнечный субботний день, когда все отдыхали и наслаждались играми на улице, Том Сойер стоял перед длинным забором с ведром извести и кисточками в страхе быть осмеянным мальчиками. Однако отличие Тома от сверстников было в том, что даже в сложные минуты его не покидало вдохновение, и он приступал к разрешению проблемы задорно и уверенно. Первым, кто решил подразнить Тома, оказался Бен, но он услышал в ответ, что Тому на самом деле нравилось белить забор.

Белить забор мальчикам удавалось не каждый день, потому что Бен и все остальные мальчишки попросили Тома присоединиться к этому делу в обмен на свои "ценности" в виде стекляшек, шариков, игрушек, палок и прочего. Забор красился с весельем и радостью, мальчики вырывали у друг друга кисть, чтобы красить вне очереди. А Том Сойер из неудачника превратился в лидера и богача «… двенадцать шариков, сломанная губная гармоника, осколок синего бутылочного стекла, чтобы глядеть сквозь него, пустая катушка, ключ, который ничего не отпирал, кусок мыла, хрустальная пробка от графина, оловянный солдатик, пара головастиков, шесть хлопушек, одноглазый котенок, медная дверная ручка, собачий ошейник без собаки, чертёнок от ножа, четыре куска апельсиновой корки и старая оконная рама» - это все Том заработал в обмен на услугу, которую оказал мальчикам – «возможность поучаствовать в покраске забора».

Характер Тома Сойера очень похож на характер предпринимателя. Он смог получить «прибыль» в виде многочисленных безделушек, сделать доброе дело – позволив мальчикам поучаствовать в покраске забора, и поучаствовал в облагораживании территории своего города.

Тест

Цель теста: определение отношения школьника к предпринимательской деятельности и получению дохода. Этот тест позволяет персонифицировать оценку предпринимательства применительно к самому себе.

Давайте определимся с чертами характера каждого из вас, посмотрим, сколько в вас от Тома Сойера и потом решим, как сделать себя более похожим на него.

Ты получил миллионы рублей. Как распорядишься этими деньгами:

Сложно представить такое (1 балл)

Потрачу в свое удовольствие (2 балла)

Какое высказывание ближе тебе:

Деньги - это бумага (3 балла)

Не имей сто рублей, а имей сто друзей (2 балла)

Деньги - это цель (0 баллов)

Какой курс ты вероятнее отслеживал (а) бы

Курс круизного лайнера (2 балла)

Курс валюты (0 баллов)

Курс лекции (3 балла)

Знакомый не может вернуть тебе долг, твое мнение о нем

Безответственный человек (0 баллов)

Придется забыть долг (3 балла)

У человека трудности, надо подождать (2 балла)

В каком издании ты бы хотел увидеть новость о себе?

Развлекательном (2 балла)

Деловом (0 баллов)

В любом (3 балла)

Итого

13-15 баллов Деньги не твоё кредо, вероятно именно по причине, что ты не чувствуешь умеешь ли зарабатывать. Не расстраивайся, это можно изменить.

8-12 баллов Тебе характерно зарабатывать деньги и тратить с умом.

5-7 баллов Тебе свойственно жить ради денег, но стоит ли такое зацикливание лишения себя радостей жизни?

Можно ли изменить себя и стать больше похожим на предпринимателя? Есть такая пословица "Где родился, там и пригодился" или "Кем родился, тем и остался". Народная мудрость. Но многие психологи утверждают, что можно развить в себе предпринимательские качества.

Хочешь ли ты стать предпринимателем?

Цель раздела: объяснение основных понятий о предпринимательской деятельности для дальнейшего формирования ответа на вопрос: «Хочу ли я стать предпринимателем?»

Когда задают вопрос «Хочешь ли ты иметь собственный бизнес?», очень многие отвечают «да». Причин очень много, но основная - это то, что предпринимательская деятельность приносит доход. А насколько ты понимаешь что такое доход?

Вернёмся опять к литературе, сказке "Али Баба и сорок разбойников". Али баба проник в пещеру разбойников и увидел там несметные богатства: золото, серебро, ювелирные украшения, деньги, драгоценные камни. Является ли это сокровище богатством?

Испанцы, прибыв в Америку, спрашивали у индейцев, есть ли в этих местах золото. А вот когда европейские посланники прибыли к внуку Чингисхана, тот поинтересовался, много ли скота у их короля. И те и другие интересовались, достаточно ли богата страна, чтобы её завоевать, но понятие богатства у всех было разным разное.

Скот, золото, украшения, серебро, драгоценные камни – это все инструменты получения других полезных и нужных вещей путем обмена. Обратимся опять к литературе, в этот раз к А.С. Пушкину.

Что неподвластно мне? Как некий демон

Отселе править миром я могу;

Лишь захочу - воздвигнутся чертоги;

В великолепные мои сады

Сбегутся нимфы резвою толпою…

И добродетель и бессонный труд

Смиренно будут ждать моей награды

Мне все послушно, я же - ничему.

Скупой рыцарь А.С. Пушкин.

Сын Скупого рыцаря Альбер живёт в нищете и мечтает о том, как он будет тратить в своё удовольствие сокровища отца.

… как пёс цепной, в нетопленной конуре;

Живёт, пьёт воду, есть сухие корки.

Всю ночь не спит, все бегает да лает -

А золото спокойно в сундуках лежит себе.

Отец догадывается, как Альбер распорядится его сокровищами после его смерти:

Едва умру, он, он! Сойдёт сюда

Под эти мирные, немые своды

С толпой ласкателей, придворных жадных…

Он сундуки со смехом отопрёт,

И потекут сокровища мои

В атласные дырявые карманы…

Отец скуп, сын расточителен, а мы с вами подошли к решению главного вопроса «Что такое богатство?»

Копить или тратить? Деньги в сундуках не приносят счастья и пользы, начать их тратить и они скоро иссякнут. Решение этой дилеммы в возобновлении и приумножении имеющегося богатства, ресурса или товара. Такое богатство получило название "капитал".

Возобновление и приумножение богатства называется оборотом капитала, а само богатство - оборотным капиталом. Стадо коров приносит владельцу постоянный доход. Они ему дают молоко и находятся в собственности фермера. Такой вид капитала называется основным капиталом. Если фермер решит продать стадо, оно перестанет быть основным капиталом. Продажа стада превратит его в «товар», так как полученный доход не станет оборотным капиталом, а принесет доход один раз.

А что будет, если корову пустят на мясо для нужд семьи фермера? В какую категорию попадает тогда корова? Корова станет предметом личного потребления.

Приведите примеры предмета, который может быть основным капиталом, товаром и предметом личного потребления.

Продолжим. Если фермер выращивает коров для собственных нужд, то такое хозяйство называется натуральным. Если животных выращивают для продажи, то такое производство называется товарным.

Цель производства товара - обмен на другие товары или деньги. Чтобы продать покупателю товар, нужно знать, представляет ли она для него потребительскую ценность.

Ценность может быть потребительской (полученное Томом Сойером яблоко можно только съесть), а может быть меновой – ее можно использовать как в качестве товара личного потребления, так и в качестве товара, продав или обменяв его.

Предприниматель и наёмный работник

Цель раздела: подвести учащихся к мысли, что предпринимательство является культурой, которая должна быть присуща в том числе наемному персоналу.

В чем различие между предпринимателем и наёмным работником? Тот и другой работает и получает доход, но каждый делает это, преследуя разные цели. Давайте обсудим их сходства и различия.

Во что вкладывает деньги предприниматель:

В создание нового способа удовлетворения потребностей общества и получение дохода.

Во что вкладывает деньги наемный работник:

В возобновление сил и мотивацию (личное потребление) для получения дохода.

На что распределяет полученный доход предприниматель:

На восстановление капитала и его увеличение, и личное потребление.

На что распределяет полученный доход наёмный работник:

На личное потребление и улучшение условий возобновления сил и мотивации для работы.

Комментарий: вышеуказанные пункты демонстрируют различия целей предпринимателя и наемного работника, которыми они руководствуются в процессе своей деятельности.

Для чего создаются организации и коммерческие компании?

Комментарий: любая организационная форма создаётся с целью удовлетворения потребностей общества, прибыль организации является производной этого удовлетворения.

Как может увеличить свой доход/прибыль предприниматель?

Создавать новые товары и услуги.

Как может увеличить свой доход наемный работник?

Повышать производительность, т. е. создавать новые или более качественные товары и услуги

Комментарий: Если работник не проявляет желания совершенствовать свою работу, то его интересы противоречат организационным. Вклад такого работника в рост прибыли равен нулю, вероятность роста дохода также равна нулю.

Увеличить доход можно только посредством создания новых товаров и услуг, что является общим, как для предпринимателя, так и для наёмного работника.

Предпринимательское лидерство

Комментарий: рынок представляет собой уже сформировавшиеся предпочтения потребителей, предприниматель должен предложить обществу новый товар или услугу или модифицированную и более удобную для потребителя существующую услугу или товар. Если ему это удается, это называется предпринимательским лидерством.

Инновационный подход

Цель раздела: на примере литературного героя объяснить технологию создание новых товаров и услуг.

Давайте вернёмся к нашему другу Тому Сойеру. Том нам раскрыл секрет особой предпринимательской технологии. Как предложить людям, которые уже покупают товары у других или у них устоявшееся представление о той или иной услуге, свой продукт? Том - прирождённый лидер, он убедил мальчиков изменить отношение к работе. Как он это сделал?

Какое представление о работе было у мальчишек до встречи с Томом у забора - любая работа скучна. Том нашел способ превратить просто «работу» в «художественную работу» и она стала увлекательной и интересной.

Надо неинтересную работу наполнить иным смыслом. Создать новый образ работы. Когда к Тому подошёл Бен, первый проводил кисточкой и отходил в сторону для оценки своей работы. Это был художественный процесс, а не просто покраска забора. Марк Твен не рассказывает нам о взрослении Тома Сойераи о его будущей специальности, но он точно стал инноватором и предпринимателем, который использовал главный закон инновации:

«Сформулируй противоречие и реши его»

Так поступали все великие изобретатели и творческие люди.

Стив Джобс первым сформулировал противоречие «новые функции на телефоне нельзя внедрить из-за большой площади кнопок» (противоречие). Решение «убрать кнопки и использовать тачпад игровых устройств» увеличивало свободное пространство на телефоне и позволяло создать огромное количество новых функций. Эта инновация сделала компанию Apple мировым лидером на рынке мобильных устройств.

Итак, подведём итог, сформулируйте тремя глаголами, что такое предпринимательство (например):

изменять, творить, созидать.

Деловая игра по созданию бизнес-проектов среди учащихся старшей школы (10-11 класс)

Цели и задачи игры:

5. Развить навыки креативного мышления у школьников старшей школы

6. Развитие внутренних коммуникаций в межшкольной среде

7. Формирование позитивного отношения к предпринимательской деятельности

8. Воспитание у школьников активной гражданской позиции через ощущение сопричастности к решению общественных и социально значимых вопросов

Результатам игры может стать появление креативных и актуальных бизнес-идей, которые будут интересны школьникам и приоритетны в рамках муниципалитета/города/региона проживания, а также налаживание коммуникаций в классе.

Сценарий проведения:

7. Учащиеся делятся на команды по 4-5 человек (в зависимости от количества учащихся в классе).

8. Команда в течение ограниченного времени разрабатывает бизнес-идею, которая является актуальной и при реализации будет востребованной в их регионе.

9. После подготовки бизнес-идеи, команды презентуют свои проекты перед всеми участниками.

10. Каждая команда оценивает бизнес-идею других команд по 5-ти бальной шкале по следующим критериям:

· Идея отличается от имеющихся предложений на рынке либо товар или услуга востребована, но не представлена на рынке широко

· Покупатель должен нуждаться в вашем товаре или услуге

· Понимание конкурентных товаров, представленных на рынке

11. Представитель команды оглашает оценки бизнес-идеи других команд и оценки записываются на доске (мультимедийной доске) следующим образом:

Номер команды/критерии оценки

Уникальность идеи

Потребность у потребителей

Анализ потенциальных конкурентов

Команда №1

Команда №2

12. Победителем игры объявляется команда, набравшая максимальное количество баллов.

Мероприятия подпрограммы «Развитие малого и среднего предпринимательства» государственной программы «Экономическое развитие и инновационная экономика» в субъектах РФ

В 39 субъектах Российской Федерации под эгидой государственной программы, реализуемой Федеральным агентством по делам молодежи, проходят мероприятия, направленные на вовлечение молодежи в предпринимательскую деятельность: семинары, лекции, мастер-классы, форумы, выставки и конференции.

В ходе данных мероприятий молодежь сможет познакомиться и пообщаться с предпринимателями своего субъекта, а также получить их советы по созданию и ведению своего дела.

Ознакомиться с информацией о проводимых в вашем субъекте мероприятиях можно в органах исполнительной власти субъекта, курирующих экономическую, образовательную, молодежную политику, на сайте квеста по молодежному предпринимательству "Businessteen" www.bizteen.ru .

Второй всероссийский онлайн квест (конкурс) по молодежному предпринимательству "Businessteen" www.bizteen.ru

Цель мероприятия - популяризация предпринимательской деятельности среди учащихся 1-11 класса школ и учащихся колледжей, а также их обучения необходимым для ведения предпринимательской деятельности знаниям и компетенциям.

Организатором конкурса выступают коммуникационное агентство «Тиинрилейшнз» при поддержке Министерства образования и науки РФ, Министерства экономического развития РФ и Федерального агентства по делам молодежи.

Первый этап квеста предполагает онлайн-обучение предпринимательскому делу, в результате квеста будут определены победители первого этапа на районном, региональном и на федеральном уровнях. 10 самых активных участников из регионов должны разработать резюме проекта и убедить жюри в успешности своего бизнеса. Команда, получившая максимальное количество баллов в финале, будет объявлена лучшей бизнес-командой и победителем квеста.

На портале также пройдет онлайн-тестирование на определение предпринимательских способностей, лидерских навыков, склонности к инновационному и креативному мышлению, оценки коммуникационных навыков.

Для учащихся младшей школы пройдет конкурс рисунков в двух номинациях: «Мой бизнес» и «Купечество». Для участия в конкурсе принимаются различные виды графических работ (рисунка от руки, компьютерная графика). Для участников открыто специальное фотоприложение (фоторедактор) для редактирования своих рисунков и подготовки новых.

На сайте также пройдет Второе всероссийское онлайн исследование «Подростки и предпринимательство». Цели исследования – выявление условий, способствующих выбору подростками карьеры предпринимателя, и оценки информационного поддержки предпринимательской деятельности в регионах.

Во время исследования школьники ответят на вопросы об их отношении к предпринимательству, причинах выбора предпринимательского пути или работы по найму, оценке региональных предпринимателей и т.д. По результатам исследования каждому субъекту будет присвоен Индекс молодежного предпринимательства, который будет учитывать различные факторы.

Проект «История российского предпринимательства» http://historybiz.ru/

Общероссийская общественная организация «Деловая Россия» совместно с Российским историческим обществом реализует масштабный совместный проект «История российского предпринимательства».

Данный проект был поддержан Президентом Российской Федерации В.В. Путиным, что нашло отражение в соответствующих поручениях (Поручение Президента Российской Федерации № Пр-399 от 08.03.2015).

Миссия проекта:

  1. Проект призван актуализировать в общественном сознании вопросы, связанные с миссией и ролью русского предпринимательства в становление России.
  2. Через обращение к культурно-историческому наследию, связанному с восстановлением исторической памяти и справедливости относительно вклада русского предпринимательства в историю государства, сформировать новые тренды позитивного отношения к бизнесу и предпринимателям, меценатам, благотворителям современности.

Цели и задачи проекта:

  1. содействовать сохранению исторической памяти о людях, российских и русских предпринимателях, которые внесли большой личностный вклад в развитие государства;
  2. содействовать процессу объективного позиционирования роли предпринимательства в истории государства;
  3. содействовать популяризации результатов деятельности отечественных предпринимателей (как прошлых времен, так и современных);
  4. содействовать широкому вовлечению общественности в составление «новой летописи» российского предпринимательства;
  5. содействовать формированию положительного образа предпринимателя;
  6. через обращение к опыту прошлого способствовать формированию патриотического отношения к Родине у подрастающего поколения;
  7. содействовать популяризации в обществе профессии предпринимателя.

Олимпиада Национальной технологической инициативы для школьников http://nti-contest.ru/

Университет машиностроения (МАМИ), Томский политехнический университет и Санкт- Петербургский государственный политехнический университет объявили о совместном проведении олимпиады Национальной технологической инициативы при поддержке Агентства стратегических инициатив.

Олимпиада НТИ - первое всероссийское многопрофильное инженерное соревнование для команд учащихся 9-11 классов, направленное на выявление талантливых детей с инженерным мышлением.

Участники олимпиады будут соревноваться по четырем направлениям Национальной технологической инициативы: «Автономные транспортные системы», «Большие данные и машинное обучение», «Космические технологии» и «Интеллектуальные энергетические системы».

GoTo - серия образовательных программ для школьников в сфере IT и робототехники http://goto.msk.ru/

Образовательные программы GoTo помогают школьникам со всей России воплощать в жизнь самые смелые идеи, получать знания у практикующих специалистов и предпринимателей, находить единомышленников и обрести мотивацию к дальнейшему саморазвитию.

Участник каждой школы или лагеря GoTo получает возможность реализовать проект в сфере IT и робототехники. Участники распределяются по командам, в которых они вместе пройдут все этапы развития проекта – от идеи до реализации. Работу над проектами курируют преподаватели лучших университетов страны и эксперты ведущих компаний: МФТИ, НИУ ВШЭ, Иннополис, Яндекс, КРОК, Microsoft, Nival, Rambler&Co, Intel и др. Помимо работы над проектом, в программе представлены мастер-классы и лекции экспертов из самых перспективных областей: программная инженерия, анализ данных, биоинформатика, нейротехнологии, искусственный интеллект, промдизайн и т.д., а также экскурсии в крупных компаниях и профориентационные игры, квесты и тренинги.

Стартап Тур - самый масштабный проект в России и СНГ по поиску перспективных инновационных проектов и развитию компетенций начинающих стартап-команд, реализующих проекты в сфере высоких технологий.

Цель тура - найти перспективные инновационные решения и помочь молодым разработчикам в формировании собственной стратегии развития.

Мероприятие организовано при участии представителей Фонда развития Центра разработки и коммерциализации новых технологий (Фонд «Сколково»), Федерального агентства по делам молодежи, Фонда содействия развитию малых форм предприятий в научно-технической сфере, Ассоциации инновационных регионов России, Агентства стратегических инициатив, а также при поддержке Министерства экономического развития РФ, Министерства связи и коммуникаций РФ, Министерства образования и науки РФ.

Они объединят участников не только из регионов проведения мероприятия, на него также будут приглашены представители соседних областей. Тем самым расширяется география проведения тура, а значит - и количество команд-участников конкурса.

Как и в предыдущие годы, программа мероприятия будет состоять из обучающей и конкурсной части. Однако расширение программы до двух дней позволит организовать и провести больше семинаров, мастер-классов, индивидуальных встреч между региональными предпринимателями и экспертами. Это также позволит увеличить количество треков и, таким образом, количество конкурсантов.

«Школьная лига РОСНАНО» - образовательная программа, целью которой является продвижение в школах Российской Федерации идей, направленных на развитие современного образования, в первую очередь – естественнонаучного образования.

Объединяя, с одной стороны, школы и учителей, учёных и преподавателей вузов, представителей индустрии и бизнеса, с другой, Лига организует их взаимодействие для достижения своей основной цели.

Участниками Школьной лиги в 2010-2015 учебном году стали 216 учебных заведения из 54 регионов страны. Ещё более 400 образовательных учреждений сотрудничают со Школьной лигой в статусе "школ-партнёров".

Школьная лига РОСНАНО – Программа Фонда инфраструктурных и образовательных программ (РОСНАНО).

Фонд инфраструктурных и образовательных программ создан в 2010 году в соответствии с Федеральным законом № 211-ФЗ «О реорганизации Российской корпорации нанотехнологий». Целью деятельности Фонда является развитие инновационной инфраструктуры в сфере нанотехнологий, включая реализацию уже начатых РОСНАНО образовательных и инфраструктурных программ.

Дополнительные презентационные материалы

Презентационные материалы, основы для раскрасок, презентации, конспекты уроков и другие материалы размещены на сетевой площадке по проведению Единого урока – www.Единыйурок.рф

1. Сайт Федерального агентства по делам молодежи http://www.fadm.gov.ru

2. Сайт школы молодежного предпринимательства «Businessteen» www.bizteen.ru

3. Портал для развития, общения и ежедневной деятельности предпринимателей «Деловая среда» http://www.dasreda.ru/

4. Сайт «Фонд развития инновационного центра «Сколково» http://sk.ru

5. Сайт государственного бюджетного учреждения города Москвы «Малый бизнес Москвы»

14 октября 2015 Бизнес-тренер; эксперт по оценке топ-менеджеров и ключевых специалистов; мо. ИП

Ты - предприниматель! (краткое руководство для предпринимателя о предстоящем коучинге)

Ты - предприниматель!

Чудесные превращения.

С какого момента ты превращаешься в предпринимателя? В детских сказках все понятно - это происходит сразу по окончанию заклинания: «Крибле, крабле,бумс!». Или после отрывания очередного лепестка у цветика-семицветика. Или взмаха волшебной палочки. Когда же чудесные превращения происходят с человеком из homo obiknoveticus в homo predprinimaticus?

Если расспросить состоявшихся предпринимателей, когда они таковыми стали, то почти все из них начнут рассказывать как в далеком детстве перепродали уже испробованную жвачку, почти новую ручку или что-то в этом духе. Получается, что предпринимателями рождаются, а не становятся? Уже готовый предприниматель только и ждет, чтобы дать о себе знать в подходящий момент. Выскочить из мальчишки или девчонки как черт из табакерки. В этом есть доля правды. Предрасположенность к активным действиям, коммуникациям, настроенность на ощутимый результат дана нам генетически от папы и мамы. Но может ли стать предпринимателем замкнутый, долго думающий, видящий результат лишь в отдаленном будущем человек? И наоборот, активность и коммуникабельность станут ли ни гарантом того, что в девчонке или мальчишке сидит будущий Потанин или Прохоров. На самом деле, все не так однозначно. Давайте разберемся.

В заголовок на первое место я вынес слово «ТЫ». Это и обращение к тебе, и понимание того, что все начинается с личности. Что ты из себя представляешь? Какой личностью ты являешься? Как ты можешь выразиться и заявить о себе миру? Какой твой ресурс личности? Что ты знаешь, умеешь, способен сказать или сделать путем предпринимательства? Ведь предпринимательство - это лишь инструмент для того, чтобы личность заявила о себе, свершила то, ради чего пришла в этот мир.
Предприниматель - человек деятельный. Он все время что-то предпринимает, то есть осуществляет активность. Он, вероятно, должен уметь строить прогнозы, взвешивать варианты развития событий. «Пред» указывает на то, что предвосхищает, предполагает предприниматель до того, как он примет вариант или решение. У предпринимателя для его активности зачастую есть свое предприятие. Оно помогает ему быть активным, а не просто хлопотливым и суетным.

Предприятие нужно уметь создавать, им нужно уметь управлять и развивать. Значит, предприниматель должен это уметь осуществлять.
То есть предприниматель - это тот, кто имеет судьбу предпринимателя. Кто определенно ищет свой Путь предпринимателя.

Гуру для предпринимателя

Никого не удивляет, что в спорте обязательно нужен тренер. Никто не опровергнет того, что для достижения высших спортивных высот просто требуется высокопрофессиональный тренер. Однако в отношении достижений в бизнесе и предпринимательстве мы уповаем на русское «Авось» и «Мы и сами с усами». Тренер в переводе на английский и будет коуч. Это слово чудесным образом вернулось к нам уже наполненное новым оттенком смысла. Коуч для бизнесмена или предпринимателя выполняет ту же роль, что и тренер для спортсмена.

Для того, чтобы наикратчайшим путем с минимальными потерями для предпринимателя достичь бизнес-высот и сообщить миру о том, зачем все-таки вы пришли в этот мир, коучу нужно выяснить потенциал, внутренний ресурс, сильные стороны и ахиллесовы пяты своего подопечного. На глазок, без специальных знаний, продолжительного опыта, подкрепленного личными длительными наблюдениями можно все сильно испортить. В спорте это умение компенсируют психофизиологическими исследованиями, консультациями команды специалистов. В коучинге тоже можно принять такой вариант, но лишь с большой натяжкой.

Личность опирается на каркас психологического типа, закрепляется характером и плотно фиксируется мировоззрением.

Оценка ресурсов

В персональный коучинг всегда включены две важные составляющие: оценка деловых и личностных качеств («менеджерский потолок», сильные и слабые места, зоны роста, мотивация и иерархия мотиваторов, условия лояльности и др.) и работа с мечтой (личная стратегия).

Если коуч не знаком с процедурами оценки или же относит ее на аутсорсинг, то ему весьма сложно увидеть все возможные тропы и дороги, ведущие к успеху, к достижению выбранной цели, к осуществлению мечты.

Мечта - это обязательное условие для предпринимателя. Не имея мечты лучше в Путь не отправляться. Человек без мечты - это прожигатель жизни или наоборот унылый житель скучной планеты. Мечта дает нам устремленность вперед, вектор, направленный острием туда, куда необходимо пойти, чтобы выполнить свое земное предназначение. Уныние - это состояние, которое показывает, что человек живет только настоящим, стоит у ныне (сегодня), без будущего, без цели и без мечты. Ему не хочется жить, потому что не к чему стремиться, некуда и незачем идти.

Все мы родом из детства

Самые сильные мечты из нашего детства. Они трансформируются, обретают другую форму и маскируются под модные нынче термины. Важно докопаться именно до тех детских формулировок, которые могли быть с выбором профессии или результатом деятельности. «Хочу быть знаменитым», «хочу прославить свой род», «хочу быть поваром», «хочу вкусно кормить мою маму до старости». И многие-многие другие «Хочу». В каждой из этих формулировок скрыто именно то, ради чего человек хочет пройти свой Путь. Эти хотения и желания напрямую связаны с личностью. Важно очень точно, «в десяточку», понять внутренние пружины этих желаний. Тогда и Путь будет выбран правильный и единственно возможный.

Как клубок Ариадны коуч разматывает казалось бы наипростейшие формулировки, распутывая узелки. Почему ты хотел вкусно кормить маму до самой старости? Ты хотел бы обеспечить безбедную жизнь своей маме? Кто еще тебе так же дорог как и мама? Отказался ли ты от этой мечты, став взрослым? Почему это произошло?

Как опытный следопыт коуч идет за трансформацией мечты, понимая причины маскировок и отказов, которые лишь на время усыпили детскую формулировку.

Единоборство или команда

Одни спортсмены выбирают единоборства: панкратион, самбо, бокс, таэквондо, каратэ, дзю-до. Другие предпочитают командные виды спорта: волейбол, футбол, баскетбол, флорбол, гандбол, регби. Одни по своему внутреннему устройству комфортнее двигаются в жизни в одиночку, а другим важно подобрать команду. Внутри команды далеко не все одинаково хорошо, планируют, организуют или контролируют процессы. У всех по -разному развит талант вдохновлять. Сам выбор спорта зависит от физических и психических свойств. Одни достигнут большего в плавании, другие в беге, а третьи в тяжелой атлетике. Какой бизнес выбрать? Какая модель бизнеса будет более гармонична именно вам? На эти вопросы ищет правильные ответы коуч.

Тренировка, тренировка, а я маленький такой

И тренер и коуч тренируют своих подопечных. Тренировка может быть на тренажерах (тренингах и бизнес-играх) и в реальных заданиях в существующем бизнесе. Всегда существует «разбор полетов» и подсказка со стороны: что и как сделано не так. Как, каким образом нужно сделать правильно, что было упущено из вида подопечными.

Как узнать, что коуч правильный

Камертоном всех действий является гармония. Предприниматель гармонизируется. Мечта, как натянутая струна звенит, давая возможность настроиться в унисон. Появляется четкость в целеполагании, мастерство в своем деле, уверенность в том, что идешь по верному Пути. Еще одним важным индикатором является достижение этапных целей и задач. Если они остаются где-то в стороне, то вы сбились с Пути. Нужно срочно исправлять сложившуюся дисгармонию.

Какой наш следующий шаг

Найдите полчаса свободного времени. Возьмите чистый лист бумаги и карандаш. Нарисуйте свою мечту. Расположите на этом же листе и себя. Соедините мечту и себя дорогой. Подумайте, кого из сказочных героев или легендарных богатырей вы хотели бы взять с собой в попутчики. Свою картину положите в папку и сохраните до встречи со своим коучем. Пожалуй, первую нашу встречу мы начнем с разбора этой картины.

Тема урока: «Ты предприниматель»

Цели урока:

  1. Осознание обучающимися своих профессиональных намерений, интересов, склонностей;
  2. исследование качеств личности предпринимателя;
  3. исследование предпринимательской деятельности.

Задачи урока:

  1. Познакомить с основными понятиями: «профессия», «предпринимательство», «предприниматель»;
  2. провести тестирование с целью определения предпринимательского потенциала;
  3. способствовать воспитанию трудолюбия, ответственного отношения к выбору профессии;
  4. проверить и обобщить знания учеников по экономическим проблемам и предпринимательству;
  5. развивать умение обучающихся активно думать, развивать элементы образной памяти, воспитывать чувства соперничества и коллективизма.
  6. продолжить формирование коммуникативных и организаторских умений обучающихся, умений работать в коллективе, взаимодействовать как с учителем, так и со сверстниками;
  7. воспитывать культуру диалога и обмена мнениями, культуру эмоций.

Тип урока: комбинированный

Оборудование: электронная презентация, раздаточный материал.

Аудитория: 7 – 9 классы

Продолжительность занятия: 40 минут

Ход урока

Эпиграф к уроку:

«Бизнес – это игра, величайшая игра

В мире – если вы знаете,

Как в неё играть».

Джеймс Уотсон

  1. Организационный момент.

Здравствуйте, ребята, садитесь.

Психологический настрой «Все в твоих руках».

Притча. «Жил мудрец, который знал все. Один человек захотел доказать, что мудрец знает не все. Зажав в ладонях бабочку, он спросил: «Скажи, мудрец, какая бабочка у меня в руках: мертвая или живая?» А сам думает: «Скажет живая – я ее умертвлю, скажет мертвая – выпущу». Мудрец, подумав, ответил: «Все в твоих руках».

  1. Беседа о профессиональных намерениях учащихся, о необходимости учёта интересов и склонностей при выборе профессии.

Миллионы юношей и девушек, оканчивая школу, пытаются найти свой жизненный путь. К сожалению, не всем удаётся достичь желаемых успехов. Одна из причин заключается в том, что профессиональные, личные и жизненные планы не всегда хорошо продуманы, составлены без учёта своих способностей и возможных препятствий. Сегодня попробуем разобраться в этих вопросах. Тема нашего занятия звучит так: «Ты предприниматель». Слайд 1

Обратите внимание на эпиграф к уроку. Слайд 2. Джеймс Уотсон когда-то сказал: «Бизнес – это игра, величайшая игра в мире – если вы знаете, как в неё играть». Как вы понимаете данные слова? Кто участники этой игры? (ответы обучающихся)

Бесспорно, главная роль здесь отводится предпринимателям.

Предпринимательская деятельность была и остается привлекательной для современной молодежи, поскольку ассоциируется с экономической свободой, возможностью самостоятельно принимать деловые решения, достичь личностного успеха и материального благосостояния. Однако на предпринимателя нельзя выучиться в вузе, и нет такой специальности – «успешный бизнесмен». Как вы думаете, любой ли человек может достичь успеха в предпринимательской деятельности? Почему? (ответы обучающихся) . Верно, для того чтобы стать предпринимателем, человек должен обладать определёнными качествами, а какими и обладаете ли вы ими, мы попробуем разобраться на нашем занятии.

Предпринимательская деятельность разрешена и поддерживается законом. Слайд 3. Закон Российской Федерации «О предприятиях и предпринимательской деятельности» введённый в действие 1 января 1991 года, закрепляет основные признаки этой деятельности:

предприниматель ведёт своё дело

От своего имени,

На свой риск, под свою имущественную ответственность.

По статистике, людей, которые становятся предпринимателями в разных странах мира - от 2,5% до 4,2% от всех жителей этих стран. Россия тоже не является исключением из этого правила. В нашей стране уже 2,7 % людей от числа всех жителей, которые занимаются различными видами бизнеса. Дух предпринимательства проник в нашу жизнь и заставляет все большее число людей задуматься о своей судьбе и своем жизненном пути.

3. Проверка домашнего задания.

Ребята, назовите предпринимателей вашего населенного пункта. (ответы обучающихся) Что вы можете рассказать об их деятельности? Как вы думаете, стали ли они успешными? Что помогло им добиться успеха? (ответы обучающихся)

4. Информационно - деятельностный этап.

Мы с вами имели возможность познакомиться с предпринимателями вашего населенного пункта. Мы видим, что любой бизнес начинается с идеи. Люди выбирают вид деятельности, который нужен, будет востребован и только тогда он принесёт прибыль, и предпринимательская деятельность будет успешна. Но совершенно очевидно, что одной идеи недостаточно. Люди должны обладать определёнными качествами. Для того чтобы выделить главные черты предпринимателя, попробуем сформулировать определение предпринимателя.

Кого же называют предпринимателем? (ответы обучающихся) .

Слайд 4. Предпринимательство - инициативная самостоятельная деятельность людей, осуществляемая от своего имени, на свой риск и направленная на получение дохода, прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, оказания услуг. Это деятельность, связанная с риском, инициативой, предприимчивостью, самостоятельностью, ответственностью, активным поиском.

Слайд 5. Предприниматель – это тот, кто организует весь процесс, приносящий в итоге прибыль. Он заботится об ассортименте, о продажной цене, о взаимоотношениях с властями, об охране, о бухгалтерии, о подборе персонала, о транспорте, - всего не перечесть…

Его прибыль может быть очень большой. Но в случае краха он может потерять все свое состояние и даже жизнь.

Из данного определения выделите главные черты личности предпринимателя. (ответы обучающихся) .

Верно, успеха в бизнесе обычно добиваются те, кто одержим идеей, уверен в себе, способен подобрать нужную команду, коммуникабелен.

Слайды 6-7. Современному предпринимателю присущи следующие черты:

  • Целеустремлённость
  • безграничная вера в свой продукт или вид услуг
  • изобретательность
  • упорство и настойчивость в достижении поставленной цели
  • нацеленность на успех и получение прибыли
  • понимание своих сильных и слабых сторон
  • готовность начать всё с самого начала
  • аналитический склад ума
  • полная уверенность в своем бизнесе
  • способность своим примером увлечь за собой других
  • практичность
  • внимание к деталям и незначительным нюансам в бизнесе
  • стремление постоянно развивать своё дело
  • готовность пойти на риск
  • отсутствие страха перед трудностями

Слайд 8. Среди личностных качеств можно выделить шесть наиболее важных:

  • самостоятельность
  • амбициозность
  • настойчивость
  • трудолюбие
  • стойкость
  • ответственность

Физкультминутка.

Психогимнастика «Птенец» (с элементами дыхательной гимнастики) Слайд 9.

Чтобы обладать устойчивой психикой, крепкой выдержкой, умением держать себя в руках в любой ситуации, не показывать своих эмоций, предприниматель должен заниматься психогимнастикой.

Представьте, что у вас в руках маленький беспомощный птенец. Вытяните руки ладонями вверх. А теперь согрейте его, медленно по одному пальцу сложите ладони, спрячьте в них птенца, подышите на него, своим ровным спокойным дыханием, приложите ладони к своей груди, отдайте птенцу доброту сердца и дыхание.

А теперь раскройте ладони и вы увидите, что птенец радостно взлетел, улыбнитесь ему и не грустите, он ещё прилетит к вам!

Что же заставляет людей идти на риск и начинать собственное дело? (ответы обучающихся) Действительно, мотивов очень много. Выделим основные. Слайд 10.

  • больше зарабатывать, чтобы жить лучше
  • реализовать себя в чем-либо
  • быть независимым, успешным и обеспеченным

Очевидно, иметь собственное дело гораздо тяжелее, чем быть наемным работником. Работа будет поглощать все ваше время, мысли. Вряд ли вас ждет быстрое и сказочное обогащение: путь к нему тернист.

Вам придется вступать в непростые отношения с конкурентами, контрольными органами, и даже возможно, с криминальными структурами. Но если все эти трудности вас не пугают, и свое будущее вы видите в предпринимательстве, - тогда вперед!!!

Существует некий «Кодекс чести Российского предпринимателя»

Современные предприниматели большой любовью в народе не пользуются. «Жулье», «ворье» - это еще не самые грубые характеристики, которыми их награждают. В какой-то степени тут сказывается наш уровень сознания и просто зависть к успеху других. Но во многом для таких отзывов есть основания: некоторые предприниматели часто ведут свое дело, используя нечестные методы. В связи с этим интересно обратиться к опыту «старых предпринимателей» - тех, кто строил капитализм до 1917 года. Слайд 11.

«Семь принципов ведения дел в России» - документ, выработанный промышленниками в 1912 году:

  1. Уважай власть . Власть - необходимое условие для эффективного ведения дел. Во всем должен быть порядок.
  2. Будь честен и правдив – это фундамент предпринимательства, предпосылка здоровой прибыли и гармоничных отношений в делах.
  3. Уважай право частной собственности . Свободное предпринимательство – основа благополучия государства. Российский промышленник обязан трудиться на благо Отчизны.
  4. Люби и уважай человека – подобное отношение со стороны предпринимателя рождает ответное чувство. В таких условиях возникает гармония интересов, побуждающая людей проявить себя во всем блеске.
  5. Будь верен своему слову . Успех в деле во многом зависит от того, в какой степени окружающие доверяют тебе.
  6. Живи по средствам, всегда оценивай свои возможности и выбирай дело по плечу.
  7. Будь целеустремлен . Предпринимателю как воздух нужна ясная цель. Не отвлекайся на что-то другое и помни: в стремлении достичь заветной цели нельзя переходить грань дозволенного. Никакая цель не заменит моральные ценности.

Проверим, а можете ли вы быть предпринимателем, обладаете ли вы набором таких качеств, которые в сумме дают предпринимательскую способность. Слайды 12-13.

5. Тест на определение способностей к предпринимательской деятельности.

Цель: развитие личностного интереса к предпринимательской деятельности.

За каждый положительный ответ – 1 балл

1. Умеете ли вы доводить начатое дело до конца, несмотря на возникающие трудности?

2. Умеете ли вы настоять на принятом решении, или вас можно легко переубедить?

3. Любите ли вы брать на себя ответственность, руководить чем-либо?

4. Пользуетесь ли вы уважением, доверием товарищей?

5. Вы вполне здоровы?

6. Готовы ли вы трудиться от зари до зари, не получая немедленной отдачи?

7. Любите ли вы общаться и работать с людьми?

8. Умеете ли вы убеждать других в правильности избранного пути?

9. Есть ли у вас хоть малейший опыт работы в той области, в которой вы хотите начать собственное дело?

10. Знакомы ли вы хоть немного с действующими правилами налогообложения, калькуляции заработной платы, ведения бухгалтерского учета?

11. Можете ли вы заговорить на улице с незнакомым человеком?

12. Считаете ли вы хитрость полезным качеством?

13. Завидуете ли вы успеху ваших знакомых?

14. Есть ли у вас на примете помещение, которое можно арендовать?

15. Обращаетесь ли вы на «Вы» к вашим старшим по возрасту родственникам?

16. Переживаете ли вы, если вас обсчитали в магазине?

17. Есть ли у вас возможность привлечь родных и знакомых к финансированию создаваемого вами предприятия?

18. Способны ли вы, например, на вокзале доверить на время чемодан совершенно незнакомому человеку?

19. Есть ли у вас на примете толковые специалисты, обладающие опытом и знаниями, которых вам не хватает?

20. Уверены ли вы в том, что иметь собственное дело – это главная ваша мечта?

Подсчитайте сумму баллов. Слайд 14.

Если сумма набранных вами баллов равна 17 и более, вы имеете все необходимые качества, чтобы стать предпринимателем. Ваши целеустремленность, энергия и вера в успех помогут реализовать любую стоящую идею - главное, чтобы идея действительно того заслуживала.

Вы набрали от 13 до 17 баллов. Ваши шансы на успех в качестве предпринимателя не столь очевидны. Тем не менее, вы можете стать удачливым предпринимателем.

Если у вас менее 13 баллов, из вас вряд ли выйдет хороший предприниматель. Постарайтесь набраться опыта и, прежде чем встать на путь свободного предпринимательства, еще и еще раз сопоставьте свои интересы, желания и возможности.

Я надеюсь, что исходя из полученных результатов анкетирования, примера родителей или друзей родителей, кто-нибудь из вас в будущем выберет для себя эту сложную, но благодарную и прибыльную работу.

  1. Итоги урока. Рефлексия.

Ребята, предлагаю вам вспомнить все сказанное на уроке и заполнить таблицу «Плюс-минус-интересно».

Вам необходимо заполнить таблицу из трех граф. В графу «П» - «плюс» - запишите все, что понравилось вам на уроке, информацию и формы работы, которые вызвали положительные эмоции, либо по вашему мнению могут быть полезны вам для достижения каких-то целей. В графу «М» - «минус» - запишите все, что не понравилось на занятии, показалось скучным, вызвало неприязнь, осталось непонятным, или информацию, которая оказалась для вас бесполезной с точки зрения решения жизненных ситуаций. В графу «И» - «интересно» - запишите все любопытные факты, о которых узнали на уроке и что бы еще хотелось узнать по данной проблеме, вопросы к учителю.

Эту таблицу придумал Эдвард де Боно, доктор медицинских наук, доктор философии Кембриджского университета, специалист в области развития практических навыков в области мышления. Это упражнение позволяет учителю взглянуть на урок глазами учеников, проанализировать его с точки зрения ценности для каждого ученика. Для обучающихся наиболее важными будут графы «П» и «И», так как в них будут содержаться памятки о той информации, которая может им когда-нибудь пригодиться.

Помните, предпринимательская деятельность – это способность рисковать, принимать решения и зарабатывать деньги.

Без веры в успех и готовности ради своей цели поставить на карту всё и идти до конца, нечего и думать о создании своего дела. Успеха добиваются те, кто одержим идеей, уверен в себе, настойчив, трудолюбив, самостоятелен.

На этом наш урок подошел к концу, всем спасибо.


Лаконичные и цельные высказывания нашего эксперта - ответ на многие вопросы,которые почти всегда мучают предпринимателей и тех кто собирается ими стать. Отсутствие готовых решений, лабиринт ситуаций, не предсказуемость и постоянный стресс - далеко не все, что ждет их на этом пути...

Каждый ли может стать предпринимателем? Как можно выделить из общей массы будущего предпринимателя?

Предпринимательская активность - это некое свойство личности, характера. Наверное, какие-то психологические тесты могут с большой долей вероятности ответить на вопрос, способен ли человек вообще стать предпринимателем. Во многом это способность принимать риски, потому что предпринимательская деятельность в целом - это набор решений, которые сопряжены с постоянным выбором того или иного пути, принятием ответственности за это решение, потому что, когда ты занимаешься бизнесом, у тебя нет и не может быть четкой и правильной дороги. Также у тебя нет какого-то четкого алгоритма, как прийти к успеху. У каждого свой индивидуальный путь. Предпринимательская деятельность заключается в том, что ты должен принимать некоторые решения, которые могут привести в том числе и к потере финансов, к каким-то сложным состояниям. Это, безусловно, стресс, и далеко не каждый человек может выдержать этот прессинг.

Я думаю, во многом влияет среда, в которой находится будущий предприниматель. Если есть некая идеальная картина мира, то некоторое количество людей, где-то процентов 30, является носителем вот этого предпринимательского духа. Если среда обитания комфортная, для развития предпринимательства действительно много делается (о предпринимательстве рассказывают, популяризируют этот вид деятельности, есть законы, которые защищают предпринимателя, есть бизнес-практики, которые позволяют снизить стресс), то количество может вырасти до 40%. Если среда агрессивная (законы меняются, стресс усиливается, итак далее), этот процент может снизиться до 10-7.

Плюс ко всему, предприниматель, желающий заняться собственным бизнесом до опыта собственного бизнеса и после - это разные истории. Многие заканчивают свой опыт достаточно быстро. Происходит это в силу того, что они себе представляли этот вид деятельности немного по-другому.

Почему среди предпринимателей всегда есть те, кто резко выделяется из общей массы? Такие, например, как Стив Джобс?

Это люди, которые не совсем стандартны, смотрят на мир немного подругому. Они и привносят что-то новое, что для нас не всегда привычно. Вопрос, как это культивировать и откуда эта жилка в человеке, достаточно сложный. Может быть, большая свобода в детстве, может, какая-то дополнительная мотивация к саморазвитию, может быть, так написано и заложено в их генах: смотреть на мир по-другому. Эта точка зрения непонятная большинству. Это, кстати, можно сказать, один из способов развития бизнеса - посмотреть на него другим взглядом. А мы смотрим на этот мир уставшими глазами. И иногда не замечаем, что принимаем решения, основанные не на том, что мы об этом думаем, а на том, что нам среда навязывает. Поэтому нестандартные решения в консервативной среде будут всегда похожи на некий вызов, основная цель которого - поменять эти устоявшиеся взгляды и решения.

Почему многие предприниматели уходят из бизнеса? Действительно виноваты внешние факторы, или просто люди слабые?

Предпринимательство - это бесконечная борьба с вызовами, с кризисами, конкурентами и недобросовестными партнерами с всевозможными проверяющими и контролирующими структурами. Это труд. И если бы это было очень просто, если бы всё было прописано и понятно, не было бы риска, то можно было бы назвать это просто некой функцией. Предпринимательство - это взаимоотношения с властями и всегда не совсем понятные. Выстраивание каких-то правильных отношений, периодические разочарования от того, что подвели партнеры, что ты не смог правильно наладить какие-то бизнес-процессы, что ты нанял к себе на работу не тех людей - это все и есть предпринимательство. Если предпринимательство развивается в более благоприятной среде, то большее количество людей способно в ней выжить. А в более агрессивной - меньше. Как бы там ни было - это всегда риск.

Стресс здесь присутствует всегда. Причем неважно на каком этапе развития находится твоя компания. Вопрос ещё в том, какой у тебя опыт прохождения всех вышеперечисленных проблем: ты же закаляешься со временем, ты знаешь некоторые алгоритмы решений. У тебя это было, ты справился и уже знаешь что делать. Опытный человек отличается от новичка.

Почему молодежь испытывает трудности на первом этапе? Потому что это первый самостоятельный поиск решения, первые проблемы. По сути, все вопросы уже давно не новые, и можно тысячу книжек перечитать об этом. Но когда ты сам сталкиваешься со всеми сложностями ведения бизнеса в реальной жизни, на своём опыте, это всегда сложно. Не все справляются.

Почему отечественные предприниматели стараются избегать отношений с властями?

Большая часть бизнеса, которая у нас называется бизнесом, - это монетизация каких-то административных возможностей. И очень многие, думая, что они занимаются бизнесом, занимаются не предпринимательством в его классическом понимании. Предпринимательство - это когда ты работаешь в конкурентном рынке. Конкурентный рынок - это когда ты работаешь в равных условиях с другими, в чём-то превосходишь своих конкурентов: возможностью рискнуть, интеллектом, опытом. Ты лучше, сильнее других. А когда один может зайти в дверь и договориться с чиновником, а другой не может, или его не пускают, то получается что это не предпринимательство, а способность использовать административный ресурс в нужном направлении. Это выжигает идеею. Почему так происходит? Наверное, потому, что люди боятся и задаются вопросом: а в чем смысл? Взять повышенный риск на исполнение законодательства, которое у нас не совсем мотивирует заниматься бизнесом? Или же провести через таможню по каким-то заниженным ценам товар и иметь возможность его агрессивно продавать? Это не предпринимательство.

Какие стороны бизнеса у нас остаются в тени? О чём не рассказывается?

Многое умалчивается. В основном у нас пишут об успешном бизнесе. На самом деле очень мало людей знают о том, как предприниматель в одиночку добивался всего, что имеет сегодня, потому что ни один институт оказал помощи. Он искал деньги, общался с властью, которая у нас не дружелюбна с предпринимателем хотя бы потому, что перед ней стоят другие задачи. У нас не заточена ни банковская система помощи, нет институтов поддержки бизнеса. И я, к сожалению мало видел честного и правдивого материала о том, что такое быть предпринимателем в России. Либо всё совсем чёрное, либо все успешно. Это сложно описывать, вскрывать, где-то цензура работает. Правдивых историй очень мало. Если ты хочешь начать бизнес в России, ты можешь рассчитывать только на себя. Может быть ещё на своих друзей, близких. Но помощи никакой нет.

Многие компании появились из ниоткуда. Как это можно объяснить?

Если это какие-то инновационные технологии, то это во всём мире так. Компании увидели какую-то нишу, какую-то историю, которую можно развить, и появились из ниоткуда. Можно сказать, что во всём мире есть такие компании, о которых вчера никто не знал, а сегодня они внезапно взлетели. Это происходит как раз потому, что люди в этих компаниях не стандартно мыслят, развиваются. Ещё не факт что какая-то хорошая идея сама себе пробьёт дорогу, вопрос в том кто её тянет.

Какие неписанные правила использует крупный бизнес?

Если ты ведёшь какой-то бизнес в нашей стране, особенно крупный, ты должен быть лоялен к власти: делать какие-то реверансы, экономически не выгодные движения.

Я бы не сказал, что об этом умалчивается, просто к этому привыкли все. Я думаю, это все понимают.

Как избежать чрезмерных нововведений в бизнесе? Каждую компанию сотрудник может внести что-то новое. Как переварить нововведение и не переродиться?

Наверно важна концентрация степени свободы. Мне кажется, что надо стараться, прежде всего, сделать из тех людей, что существуют, хорошую команду. Но, тем не менее, свежая кровь всегда нужна, потому, что это взгляд нового человека на твои старые проблемы, которые тебе и проблемами-то не кажутся. Наверное, опасно менять все от начала до конца. Если появляется какое-то большое количество людей с другими взглядами, важно ограничивать их долю, чтобы не получилось так, что придется менять какую-то концептуальную основу, тогда у людей начинается потеря ориентиров: у вас ведь есть устойчивая платформа. И это вопрос уже топ-менеджмента. Новшества нужны и новые взгляды тоже, безусловно, нужны. Главное, чтобы они не были разрушительными. Ведь это может быть попытка сформировать своё место под солнцем в компании. Есть конструктивное новаторство, а есть критиканство просто. Что-то может привести к изменениям в лучшую сторону, а что-то к непониманию в коллективе.

Что происходит с личностью в глобальной машине, когда он начинает серьёзно заниматься предпринимательством?

Личность страдает. У каждого из нас есть какие-то индивидуальные яркие характеристики, а глобальная машина просто подавляет их. И личность начинает страдать. Потому что работать по заведенным алгоритмам и процедурам всегда очень сложно - ломается твоя индивидуальность. С одной стороны, много психотипов людей, которые готовы это принять. С другой стороны, важно, чтобы те кто этого не приемлет смогли адаптироваться. Чтобы работали механизмы защиты и поддержки личности.

Почему многие предприниматели уходят из бизнеса, когда достигают каких-то серьёзных вершин?

Человек - это всегда сложно. Что ему будет интересно завтра-послезавтра очень трудно сказать. Какие-то гениальные бизнесмены, они, может быть, не могут жить без бизнеса или готовы, реализовав какую-то идею, начать развиваться в другом направлении. Это может быть творчество, это может быть меценатство. Еще что-то. Важно учитывать возраст. То есть мы всегда движемся, мы хотим развиваться, обучаться, мы ищем какие-то новые знания, мы путешествуем, мы строим карьеру. Мы пытаемся доказать, что мы сильные. Мы бросаем такой вызов. А потом, доказав, мы задаем себе вопрос: а что мы можем сделать еще? Или же вообще: зачем я сюда пришел? Люди начинают, возможно, смотреть на мир по-другому? Вот представьте себе олимпийского чемпиона, который достигает своей задачи, и что происходит? Скорее всего, он понимает, что он достиг того, к чему он шел очень долго: может, полжизни, может, всю свою жизнь. И тогда он начинает делать что-то совершенно другое. Люди удивляются. А, может быть, это и есть правильная эволюция? Ты все-таки дошел, ты финишировал, ты сделал это. Ты привык к тому, что у тебя есть цель. Ты привык к чему-то идти. Весь парадокс в том, что тебе приходится реализовывать себя заново. Некоторые начинают себя реализовывать по-другому. Вот говорят: они ушли. Они не ушли! Они просто нашли себя в другом. Если ты собирал, то сейчас ты больше отдаешь. То есть все хотят, чтобы где-то было написано: «Он не заработал миллиард долларов, он помог миллиарду человек».

Виктор Жидков, Председатель правления инвестиционного банка «Веста».

В Башкортостане реализуется федеральная программа, которая помогает участникам оформить идею в конкретный бизнес, развить уже имеющийся проект или же узнать – действительно ли предпринимательство может стать делом всей жизни молодого человека.

После окончания учебы в колледже или университете практически у всех молодых людей уже есть четкое представление о том, где они будет трудиться. Большинство из них, конечно, становятся наемными рабочими – жизнь в «классическом формате» – вполне устраивает. Наемная работа дает некоторые социальные гарантии и стабильную заработную плату – линейный доход, зависящий от образования, квалификации сотрудника и количества отработанных часов. Такая жизненная установка – это результат нашей многолетней системы ценностей, государственного устройства.

В современных рыночных условиях все популярнее становится организация собственного дела – дела жизни человека, которое будет не только приносить ему доход, но и эмоциональное, моральное удовлетворение.

Есть ошибочное мнение, что начать бизнес с нуля невозможно. Это может показаться удивительным, но большинство успешных предприятий начинали свою деятельность именно так. Очень часто успешное дело начинается с какого-либо увлечения или хобби.

Программа «Ты – предприниматель»: идея и миссия

В Башкортостане реализуется федеральная программа «Ты – предприниматель», основным исполнителем которой выступает Министерство молодежной политики и спорта Республики Башкортостан. Она реализуется в 50 регионах России и помогает участникам оформить идею в конкретный бизнес, развить уже имеющийся проект или же узнать – действительно ли предпринимательство может стать делом всей жизни молодого человека.

Кому полезна программа «Ты – предприниматель»

Во-первых, программа поможет активным молодым людям с предпринимательской «жилкой» – студентам, специалистам, которые мечтают открыть собственное дело, но не могут определиться с идеей проекта или у них просто есть психологический барьер – пресловутый страх перед новыми возможностями.

В программе разработана образовательная часть по поиску бизнес – идеи. Участники, основываясь на свои жизненные ценности, желания и профессиональные навыки, под руководством бизнес – тренеров определяют собственную бизнес-идею, то есть на начальном этапе продумают свое дело. Лучшие бизнес – тренеры и коучи Республики Башкортостан помогают им преодолеть все трудности начального этапа реализации бизнес – проекта.

Во-вторых, для тех, кто уже придумал, чему посвятить жизнь и как реализовать полученные знания и опыт, разработана программа «Бизнес-старт». Она позволит «упаковать» бизнес-идею в конкретный проект. Участники посмотрят на структуру своего бизнеса, напишут ценностные предложения, определят целевую аудиторию своего проекта. Очень важно детально точно представлять себе механизм функционирования своего будущего бизнеса. Многие начинающие предприниматели «прогорели» из-за того, что просчитывали все детали недостаточно точно.

Наиболее активных пригласят на Акселератор бизнес-проектов. Это двухдневный интенсив для «продвинутых» молодых предпринимателей, для тех, кто в ближайший год планирует открыть свое дело.

В-третьих, для уже действующих молодых предпринимателей – участников программы, имеющих вопросы по бизнесу всегда доступно квалифицированные консультирование специалистов программы. В этом и заключается основной смысл профессионального наставничества молодых предпринимателей со стороны опытных специалистов и успешных бизнесменов.

Участники программы «Ты – предприниматель» имеют возможность реализовывать свой бизнес, получив ценные рекомендации и советы специалистов: юристов, бухгалтеров, маркетологов, бизнес – тренеров. Это позволит им грамотно выстраивать бизнес-проект.

Как стать участником программы «Ты – предприниматель»

Стать участником программы очень просто. Для этого необходимо зарегистрироваться на сайте начнисвоеделорб.рф (программа «Ты - предприниматель» Республики Башкортостан), и отслеживать информацию в группе «Ты предприниматель» Республики Башкортостан ВКонтакте