Приказ моин 1015 от 30.08. С изменениями и дополнениями от. Государственное и муниципальное управление

    Приложение. Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования

Приказ Министерства образования и науки РФ от 30 августа 2013 г. N 1015
"Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования"

С изменениями и дополнениями от:

В соответствии с частью 11 статьи 13 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2012, N 53, ст. 7598; 2013, N 19, ст. 2326) приказываю:

Утвердить прилагаемый Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования.

Регистрационный N 30067

Утвержден Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по основным программам начального, основного и среднего общего образования. Он в т. ч. устанавливает особенности организации образовательной деятельности для учащихся с ограниченными возможностями здоровья.

Порядок обязателен для организаций, осуществляющих образовательную деятельность (в т. ч. для кадетских школ, кадетских (морских кадетских) корпусов, казачьих кадетских корпусов) и реализующих указанные программы (в т. ч. адаптированные), включая ИП.

Общее образование может быть получено в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, а также в формах семейного образования и самообразования.

Формы получения образования и обучения по конкретной программе определяются родителями (законными представителями) несовершеннолетнего обучающегося с учетом его мнения.

При выборе семейного образования родители (законные представители) информируют об этом орган местного самоуправления муниципального района или городского округа, в котором они проживают.

Обучение в формах семейного образования и самообразования осуществляется с правом последующего прохождения промежуточной и государственной итоговой аттестации в образовательных организациях.

Допускается сочетать различные формы получения образования и обучения.

Приказ Министерства образования и науки РФ от 30 августа 2013 г. N 1015 "Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования"


Регистрационный N 30067


Настоящий приказ вступает в силу по истечении 10 дней после дня его официального опубликования


"Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным программам дошкольного образования"

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПРИКАЗ
от 30 августа 2013 г. N 1014

ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПОРЯДКА ОРГАНИЗАЦИИ И ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО ОСНОВНЫМ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫМ ПРОГРАММАМ - ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫМ ПРОГРАММАМ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

1. Утвердить прилагаемый Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам -образовательным программам дошкольного образования.

2. Признать утратившим силу приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 27 октября 2011 г. N 2562 "Об утверждении Типового положения о дошкольном образовательном учреждении" (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 18 января 2012 г., регистрационный N 22946).

Первый заместитель Министра
Н.В. ТРЕТЬЯК

Приложение

УТВЕРЖДЕН
приказом Министерства образования
и науки Российской Федерации
от 30 августа 2013 г. N 1014

ПОРЯДОК
ОРГАНИЗАЦИИ И ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО ОСНОВНЫМ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫМ ПРОГРАММАМ - ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫМ ПРОГРАММАМ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

I. Общие положения

1. Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным программам дошкольного образования (далее - Порядок) регулирует организацию и осуществление образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным программам дошкольного образования, в том числе особенности организации образовательной деятельности для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья.

2. Настоящий Порядок является обязательным для организаций, осуществляющих образовательную деятельность и реализующих основные общеобразовательные программы - образовательные программы дошкольного образования, включая индивидуальных предпринимателей (далее - образовательная организация).

II. Организация и осуществление образовательной деятельности

3. Дошкольное образование может быть получено в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, а также вне организаций -в форме семейного образования.

4. Формы получения дошкольного образования и формы обучения по конкретной основной общеобразовательной программе - образовательной программе дошкольного образования (далее - образовательная программа дошкольного образования) определяются федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования, если иное не установлено Федеральным законом от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" <1>.

5. Образовательная организация может использовать сетевую форму реализации образовательной программы дошкольного образования, обеспечивающую возможность ее освоения воспитанниками с использованием ресурсов нескольких организаций, осуществляющих образовательную деятельность, а также при необходимости с использованием ресурсов иных организаций. Использование сетевой формы реализации образовательных программ дошкольного образования осуществляется на основании договора между указанными организациями <3>.

8. Содержание дошкольного образования определяется образовательной программой дошкольного образования.

9. Требования к структуре, объему, условиям реализации и результатам освоения образовательной программы дошкольного образования определяются федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования.

10. Образовательные программы дошкольного образования самостоятельно разрабатываются и утверждаются образовательными организациями.

Образовательные программы дошкольного образования разрабатываются и утверждаются образовательной организацией в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования и с учетом соответствующих примерных образовательных программ дошкольного образования <4>.

В государственных и муниципальных образовательных организациях, расположенных на территории республики Российской Федерации, может вводиться преподавание и изучение государственных языков республик Российской Федерации в соответствии с законодательством республик Российской Федерации. Преподавание и изучение государственных языков республик Российской Федерации не должны осуществляться в ущерб преподаванию государственного языка Российской Федерации <5>.

В группах общеразвивающей направленности осуществляется реализация образовательной программы дошкольного образования.

В группах компенсирующей направленности осуществляется реализация адаптированной образовательной программы дошкольного образования для детей с ограниченными возможностями здоровья с учетом особенностей их психофизического развития, индивидуальных возможностей, обеспечивающей коррекцию нарушений развития и социальную адаптацию воспитанников с ограниченными возможностями здоровья.

Группы оздоровительной направленности создаются для детей с туберкулезной интоксикацией, часто болеющих детей и других категорий детей, нуждающихся в длительном лечении и проведении для них необходимого комплекса специальных лечебно-оздоровительных мероприятий. В группах оздоровительной направленности осуществляется реализация образовательной программы дошкольного образования, а также комплекс санитарно-гигиенических, лечебно-оздоровительных и профилактических мероприятий и процедур.

В группах комбинированной направленности осуществляется совместное образование здоровых детей и детей с ограниченными возможностями здоровья в соответствии с образовательной программой дошкольного образования, адаптированной для детей с ограниченными возможностями здоровья с учетом особенностей их психофизического развития, индивидуальных возможностей, обеспечивающей коррекцию нарушений развития и социальную адаптацию воспитанников с ограниченными возможностями здоровья.

В образовательной организации могут быть организованы также:

группы детей раннего возраста без реализации образовательной программы дошкольного образования, обеспечивающие развитие, присмотр, уход и оздоровление воспитанников в возрасте от 2 месяцев до 3 лет;

группы по присмотру и уходу без реализации образовательной программы дошкольного образования для воспитанников в возрасте от 2 месяцев до 7 лет.

В группах по присмотру и уходу обеспечивается комплекс мер по организации питания и хозяйственно-бытового обслуживания детей, обеспечению соблюдения ими личной гигиены и режима дня;

семейные дошкольные группы с целью удовлетворения потребности населения в услугах дошкольного образования в семьях. Семейные дошкольные группы могут иметь общеразвивающую направленность или осуществлять присмотр и уход за детьми без реализации образовательной программы дошкольного образования.

В группы могут включаться как воспитанники одного возраста, так и воспитанники разных возрастов (разновозрастные группы).

15. Родители (законные представители) несовершеннолетнего воспитанника, обеспечивающие получение воспитанником дошкольного образования в форме семейного образования, имеют право на получение методической, психолого-педагогической, диагностической и консультативной помощи без взимания платы, в том числе в дошкольных образовательных организациях и общеобразовательных организациях, если в них созданы соответствующие консультационные центры. Обеспечение предоставления таких видов помощи осуществляется органами государственной власти субъектов Российской Федерации. <7>

III. Особенности организация образовательной деятельности для лиц с ограниченными возможностями здоровья

16. Содержание дошкольного образования и условия организации обучения и воспитания детей с ограниченными возможностями здоровья определяются адаптированной образовательной программой, а для инвалидов также в соответствии с индивидуальной программой реабилитации инвалида <8>.

присутствие ассистента, оказывающего ребенку необходимую помощь;

обеспечение выпуска альтернативных форматов печатных материалов (крупный шрифт) или аудиофайлы;

2) для детей с ограниченными возможностями здоровья по слуху: обеспечение надлежащими звуковыми средствами воспроизведения информации;

3) для детей, имеющих нарушения опорно-двигательного аппарата, материально-технические условия должны обеспечивать возможность беспрепятственного доступа детей в учебные помещения, столовые, туалетные и другие помещения организации, а также их пребывания в указанных помещениях (наличие пандусов, поручней, расширенных дверных проемов, лифтов, локальное понижение стоек-барьеров до высоты не более 0,8 м; наличие специальных кресел и других приспособлений).

20. Дошкольное образование детей с ограниченными возможностями здоровья может быть организовано как совместно с другими детьми, так и в отдельных группах или в отдельных образовательных организациях <11>.

Численность обучающихся с ограниченными возможностями здоровья в учебной группе устанавливается до 15 человек.

21. При получении дошкольного образования воспитанникам с ограниченными возможностями здоровья предоставляются бесплатно специальные учебники и учебные пособия, иная учебная литература, а также услуги сурдопереводчиков и тифлосурдопереводчиков <12>.

<13> Часть 5 статьи 41 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" (Собрание законодательства Российской Федерации 2012, N 53, ст. 7598; 2013J.N 19, ст. 2326)

Приложение 4

Утверждаю

Декан факультета информационных

технологий и управления

Р.М. Зиязетдинов

30 Августа 2013 г.

М2.Ф.4 Управление в социальной сфере

Рабочая программа дисциплины

Направление подготовки

081100 Государственное и муниципальное управление

Профиль подготовки

«Муниципальное управление»

Квалификация (степень) выпускника:

Составитель: _______________________ к.ю.н., профессор Ханнанова Т.Р.,

К.э.н., доцент Исламова З.Р.

Программа составлена в соответствии с документами:

1 Федеральный государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования по направлению подготовки 081100 Государственное и муниципальное управление, утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от «15» февраля 2010 г. № 123.

2 Основная образовательная программа высшего профессионального образования по направлению подготовки 081100 Государственное и муниципальное управление утверждена ректором ФГБОУ ВПО Башкирский ГАУ 29 августа 2011 г. (рег. № 33 от 30.08.2011 г.).

3 Рабочий учебный план по направлению подготовки 081100 «Государственное и муниципальное управление», утвержденный ректором Башкирского ГАУ «23» апреля 2013 г. (протокол № 9).

Рабочая программа обсуждена и одобрена на заседании кафедры государственного и муниципального управления «27» августа 2013 г. (протокол №1)

Зав. кафедрой государственного и муниципального управления

канд. юрид. наук, профессор ____________________ Ханнанова Т.Р.

Рассмотрена и одобрена на заседании методической комиссии факультета информационных технологий и управления «30» августа 2013 г. (протокол №1).

Председатель методической комиссии факультета информационных технологий и управления

ст.преподаватель ____________________ Зверева Н.Н.

Согласовано:

Заведующий лабораторией обеспечения

качества образования ____________________ Д.Д. Хазиев

1 Цели и задачи освоения дисциплины

Целью освоения дисциплины М2.Ф.4 «Управление в социальной сфере» является формирование у студентов знаний и представлений о социальной сфере Российской Федерации с акцентом на ее управленческие аспекты.

Задачи дисциплины:

    успешное овладение студентами теоретическим и практическим материалом;

    развитие умения логически и грамотно выражать и обосновывать свою точку зрения по проблемам управления в социальной сфере;

    выработка и развитие навыков и умений анализировать управление в социальной сфере, определять эффективность управления в данной сфере;

    овладение практическими навыками и умениями в области управления социальной сферой.

2 Место дисциплины в структуре ооп впо

Настоящая дисциплина относится к профессиональному циклу дисциплин, обеспечивающих базовую подготовку магистра для направления 081100 «Государственное и муниципальное управление». Дисциплина призвана обеспечить развитие у магистрантов базовых знаний и навыков по управлению в социальной сфере.

Изучение данной дисциплины базируется на следующих дисциплинах: «Система государственного и муниципального управления», «Новая система и структура органов исполнительной власти России», «Стратегическое управление», «Управление пенсионной системой России».

Для освоения дисциплины магистрант должен иметь навыки: активного восприятия и обсуждения лекционного материала, самостоятельной работы со специализированной литературой на русском и иностранных языках, самостоятельного решения исследовательских задач, презентации получаемых результатов, участия в коллективной работе.

Основные положения дисциплины должны быть использованы в дальнейшем при изучении следующих дисциплин:

    «Теория и механизмы современного государственного управления»;

    «Теория и практика принятия управленческих решений»;

    «Муниципальное управление и местное самоуправление»;

    «Управление в экономической сфере».

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПРИКАЗ

Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования


Документ с изменениями, внесенными:
(Российская газета, N 34, 14.02.2014);
(Российская газета, N 178, 08.08.2014);
(Официальный интернет-портал правовой информации www.pravo.gov.ru, 14.08.2015, N 0001201508140020);
(Официальный интернет-портал правовой информации www.pravo.gov.ru, 16.04.2019, N 0001201904160061).
____________________________________________________________________

В соответствии с частью 11 статьи 13 Федерального закона от 29 декабря 2012 года N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2012, N 53, ст.7598; 2013, N 19, ст.2326)

приказываю:

Утвердить прилагаемый Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования.

Первый заместитель
Министра
Н.Третьяк

Зарегистрировано
в Министерстве юстиции
Российской Федерации
1 октября 2013 года,
регистрационный N 30067

Приложение. Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования

Приложение

I. Общие положения

1. Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования (далее - Порядок) регулирует организацию и осуществление образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования, в том числе особенности организации образовательной деятельности для учащихся с ограниченными возможностями здоровья.

2. Настоящий Порядок является обязательным для организаций, осуществляющих образовательную деятельность, в том числе для образовательных организаций со специальными наименованиями "кадетская школа", "кадетский (морской кадетский) корпус" и "казачий кадетский корпус", и реализующих основные общеобразовательные программы - образовательные программы начального общего, основного общего и среднего общего образования (далее - общеобразовательные программы), в том числе адаптированные общеобразовательные программы, включая индивидуальных предпринимателей (далее - образовательные организации).
приказом Минобрнауки России от 17 июля 2015 года N 734 .

II. Организация и осуществление образовательной деятельности

3. Общее образование может быть получено в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, а также вне организаций - в форме семейного образования и самообразования.

Форма получения общего образования и форма обучения по конкретной общеобразовательной программе определяются родителями (законными представителями) несовершеннолетнего обучающегося. При выборе родителями (законными представителями) несовершеннолетнего обучающегося формы получения общего образования и формы обучения учитывается мнение ребенка.
_______________
Часть 4 статьи 63 Федерального закона от 29 декабря 2012 года N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации"


При выборе родителями (законными представителями) детей формы получения общего образования в форме семейного образования родители (законные представители) информируют об этом выборе орган местного самоуправления муниципального района или городского округа, на территории которых они проживают.
_______________
Часть 5 статьи 63 Федерального закона от 29 декабря 2012 года N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2012, N 53, ст.7598; 2013, N 19, ст.2326).


Обучение в форме семейного образования и самообразования осуществляется с правом последующего прохождения промежуточной и государственной итоговой аттестации в образовательных организациях.
_______________
Часть 3 статьи 17 Федерального закона от 29 декабря 2012 года N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2012, N 53, ст.7598; 2013, N 19, ст.2326).

4. Формы обучения по общеобразовательным программам определяются соответствующими федеральными государственными образовательными стандартами, если иное не установлено Федеральным законом от 29 декабря 2012 года N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" .
_______________
Часть 5 статьи 17 Федерального закона от 29 декабря 2012 года N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2012, N 53, ст.7598; 2013, N 19, ст.2326).


Допускается сочетание различных форм получения образования и форм обучения.
_______________
Часть 4 статьи 17 Федерального закона от 29 декабря 2012 года N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2012, N 53, ст.7598; 2013, N 19, ст.2326).

5. Обучение по индивидуальному учебному плану, в том числе ускоренное обучение, в пределах осваиваемых общеобразовательных программ осуществляется в порядке, установленном локальными нормативными актами образовательной организации.

При прохождении обучения в соответствии с индивидуальным учебным планом его продолжительность может быть изменена образовательной организацией с учетом особенностей и образовательных потребностей конкретного учащегося.

6. Сроки получения начального общего, основного общего и среднего общего образования устанавливаются федеральными государственными образовательными стандартами общего образования.
_______________
Часть 4 статьи 11 Федерального закона от 29 декабря 2012 года N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2012, N 53, ст.7598; 2013, N 19, ст.2326).

8. Требования к структуре, объему, условиям реализации и результатам освоения общеобразовательных программ определяются соответствующими федеральными государственными образовательными стандартами.

9. Общеобразовательные программы самостоятельно разрабатываются и утверждаются образовательными организациями.

Образовательные организации, осуществляющие образовательную деятельность по имеющим государственную аккредитацию общеобразовательным программам, разрабатывают указанные образовательные программы в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами и с учетом соответствующих примерных основных образовательных программ.
_______________
Часть 7 статьи 12 Федерального закона от 29 декабря 2012 года N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2012, N 53, ст.7598; 2013, N 19, ст.2326).

10. Общеобразовательная программа включает в себя учебный план, календарный учебный график, рабочие программы учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей), оценочные и методические материалы, а также иные компоненты, обеспечивающие воспитание и обучение учащихся, воспитанников (далее - учащиеся).

Учебный план общеобразовательной программы определяет перечень, трудоемкость, последовательность и распределение по периодам обучения учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей), практики, иных видов учебной деятельности учащихся и формы их промежуточной аттестации.

10.1. Организация образовательной деятельности по общеобразовательным программам может быть основана на дифференциации содержания с учетом образовательных потребностей и интересов обучающихся, обеспечивающих углубленное изучение отдельных учебных предметов, предметных областей соответствующей образовательной программы (профильное обучение).
приказом Минобрнауки России от 17 июля 2015 года N 734)
_______________
часть 4 статьи 66 Федерального закона от 29 декабря 2012 года N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2012, N 53, ст.7598; 2013, N 19, ст.2326; N 23, ст.2878; N 27, ст.3462; N 30, ст.4036; N 48, ст.6165; 2014, N 6, ст.562, ст.566; N 19, ст.2289; N 22, ст.2769; N 23, ст.2933; N 26, ст.3388; N 30, ст.4217, ст.4257, ст.4263; 2015, N 1, ст.42, ст.53, ст.72; N 14, ст.2008; N 27, ст.3951, ст.3989; официальный интернет-портал правовой информации (www.pravo.gov.ru), 13 июля 2015 года N 0001201507130019 и N 0001201507130039).
приказом Минобрнауки России от 17 июля 2015 года N 734)


10.2. При приеме (переводе) на обучение по имеющим государственную аккредитацию образовательным программам начального общего и основного общего образования выбор языка образования, изучаемых родного языка из числа языков народов Российской Федерации, в том числе русского языка как родного языка, государственных языков республик Российской Федерации осуществляется по заявлениям родителей (законных представителей) детей.
приказом Минпросвещения России от 1 марта 2019 года N 95)
_______________
Часть 6 статьи 14 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2012, N 53, ст.7598; 2018, N 32 (часть I), ст.5110)
(Сноска дополнительно включена с 27 апреля 2019 года приказом Минпросвещения России от 1 марта 2019 года N 95)

____________________________________________________________________
Сноски 9-24 предыдущей редакции с 27 апреля 2019 года считаются соответственно сносками 10-25 настоящей редакции - приказ Минпросвещения России от 1 марта 2019 года N 95 .
____________________________________________________________________

11. При реализации общеобразовательных программ используются различные образовательные технологии, в том числе дистанционные образовательные технологии, электронное обучение
_______________
Часть 2 статьи 13 Федерального закона от 29 декабря 2012 года N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2012, N 53, ст.7598; 2013, N 19, ст.2326).

12. Общеобразовательные программы реализуются образовательной организацией как самостоятельно, так и посредством сетевых форм их реализации.
_______________
Часть 1 статьи 13 Федерального закона от 29 декабря 2012 года N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2012, N 53, ст.7598; 2013, N 19, ст.2326).


Для организации реализации общеобразовательных программ с использованием сетевой формы их реализации несколькими организациями, осуществляющими образовательную деятельность, такие организации также совместно разрабатывают и утверждают образовательные программы, в том числе программы, обеспечивающие коррекцию нарушений развития и социальную адаптацию, а также определяют вид, уровень и (или) направленность образовательной программы (часть образовательной программы определенных уровня, вида и направленности), реализуемой с использованием сетевой формы реализации общеобразовательных программ.

13. При реализации общеобразовательных программ образовательной организацией может применяться форма организации образовательной деятельности, основанная на модульном принципе представления содержания общеобразовательной программы и построения учебных планов, использовании соответствующих образовательных технологий.
_______________
Часть 3 статьи 13 Федерального закона от 29 декабря 2012 года N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2012, N 53, ст.7598; 2013, N 19, ст.2326).

14. В образовательных организациях образовательная деятельность осуществляется на государственном языке Российской Федерации.

В государственных и муниципальных образовательных организациях, расположенных на территории республик Российской Федерации, может вводиться преподавание и изучение государственных языков республик Российской Федерации в соответствии с законодательством республик Российской Федерации. Преподавание и изучение государственных языков республик Российской Федерации не должны осуществляться в ущерб преподаванию и изучению государственного языка Российской Федерации.
_______________
Часть 3 статьи 14 Федерального закона от 29 декабря 2012 года N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2012, N 53, ст.7598; 2013, N 19, ст.2326).


Общее образование может быть получено на иностранном языке в соответствии с общеобразовательной программой и в порядке, установленном законодательством об образовании и локальными нормативными актами образовательной организации.
_______________
Часть 5 статьи 14 Федерального закона от 29 декабря 2012 года N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2012, N 53, ст.7598; 2013, N 19, ст.2326).

15. Образовательная организация создает условия для реализации общеобразовательных программ.

В образовательной организации могут быть созданы условия для проживания учащихся в интернате .
_______________
Часть 7 статьи 66 Федерального закона от 29 декабря 2012 года N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2012, N 53, ст.7598; 2013, N 19, ст.2326).

16. Образовательная деятельность по общеобразовательным программам, в том числе адаптированным общеобразовательным программам, организуется в соответствии с расписанием учебных занятий, которое определяется образовательной организацией.
(Пункт в редакции, введенной в действие с 25 августа 2015 года приказом Минобрнауки России от 17 июля 2015 года N 734 .

17. Учебный год в образовательных организациях начинается 1 сентября и заканчивается в соответствии с учебным планом соответствующей общеобразовательной программы. Начало учебного года может переноситься образовательной организацией при реализации общеобразовательной программы в очно-заочной форме обучения не более чем на один месяц, в заочной форме обучения - не более чем на три месяца.

В процессе освоения общеобразовательных программ учащимся предоставляются каникулы. Сроки начала и окончания каникул определяются образовательной организацией самостоятельно.

18. Наполняемость классов, за исключением классов компенсирующего обучения, не должна превышать 25 человек.
_______________
Пункт 10.1 Санитарно-эпидемиологических требований к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях "Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы СанПиН 2.4.2.2821-10" , утвержденных (зарегистрированы Министерством юстиции Российской Федерации 3 марта 2011 года, регистрационный N 19993), с изменениями, внесенными постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 29 июня 2011 года N 85 (зарегистрированы Министерством юстиции Российской Федерации 15 декабря 2011 года, регистрационный N 22637).


18.1. При наличии необходимых условий (кадровых, финансовых, материально-технических и иных условий) возможно деление классов на группы при проведении учебных занятий, курсов, дисциплин (модулей).

При наличии потребности в изучении нескольких родных языков из числа языков народов Российской Федерации допускается деление класса на две и более группы.

При проведении учебных занятий допускается объединение в группы обучающихся из нескольких классов.
(Пункт дополнительно включен с 27 апреля 2019 года приказом Минпросвещения России от 1 марта 2019 года N 95)

19. Освоение общеобразовательной программы, в том числе отдельной части или всего объема учебного предмета, курса, дисциплины (модуля) общеобразовательной программы, сопровождается текущим контролем успеваемости и промежуточной аттестацией учащихся. Формы, периодичность и порядок проведения текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации учащихся определяются образовательной организацией самостоятельно.
_______________
Часть 1 статьи 58 Федерального закона от 29 декабря 2012 года N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2012, N 53, ст.7598; 2013, N 19, ст.2326).

19.1. При реализации утвержденных рабочих программ учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей) общеобразовательной программы необходимо учитывать, что объем домашних заданий (по всем учебным предметам) должен быть таким, чтобы затраты времени на его выполнение не превышали (в астрономических часах): во 2-3 классах - 1,5 часа, в 4-5 классах - 2 часа, в 6-8 классах - 2,5 часа, в 9-11 классах - до 3,5 часа.

Учебные предметы, курсы, дисциплины (модули) образовательной программы, требующие больших затрат времени на выполнение домашнего задания, не должны группироваться в один день.

В первом классе обучение проводится без балльного оценивания знаний обучающихся и домашних заданий.
(Пункт дополнительно включен с 25 августа 2015 года приказом Минобрнауки России от 17 июля 2015 года N 734)
_______________
с учетом положений пунктов 10.10 и 10.30 Санитарно-эпидемиологических требований к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях "Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы СанПиН 2.4.2.2821-10" , утвержденных постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 29 декабря 2010 года N 189 (зарегистрировано Министерством юстиции Российской Федерации 3 марта 2011 года, регистрационный N 19993), с изменениями, внесенными постановлениями Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 29 июня 2011 года N 85 (зарегистрировано Министерством юстиции Российской Федерации 15 декабря 2011 года, регистрационный N 22637) и от 25 декабря 2013 года N 72 (зарегистрировано Министерством юстиции Российской Федерации 27 марта 2014 года, регистрационный N 31751).
(Сноска дополнительно включена с 25 августа 2015 года приказом Минобрнауки России от 17 июля 2015 года N 734)

20. Освоение учащимися основных образовательных программ основного общего и среднего общего образования завершается итоговой аттестацией, которая является обязательной.

Лица, осваивающие образовательную программу в форме семейного образования или самообразования либо обучавшиеся по не имеющей государственной аккредитации образовательной программе основного общего или среднего общего образования, вправе пройти экстерном промежуточную и государственную итоговую аттестацию в образовательной организации по имеющим государственную аккредитацию образовательным программам основного общего и среднего общего образования бесплатно. При прохождении указанной аттестации экстерны пользуются академическими правами учащихся по соответствующей образовательной программе.

Учащиеся, освоившие в полном объеме соответствующую образовательную программу учебного года, переводятся в следующий класс.

Учащиеся, не прошедшие промежуточной аттестации по уважительным причинам или имеющие академическую задолженность, переводятся в следующий класс условно.
(Абзац в редакции, введенной в действие с 25 февраля 2014 года приказом Минобрнауки России от 13 декабря 2013 года N 1342 . - См. предыдущую редакцию)

________________

Часть 8 статьи 58 Федерального закона от 29 декабря 2012 года N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2012, N 53, ст.7598; 2013, N 19, ст.2326, N 23, ст.2878; N 27, ст.3462; N 30, ст.4036; N 48, ст.6165).
(Сноска дополнительно включена с 25 февраля 2014 года приказом Минобрнауки России от 13 декабря 2013 года N 1342)


Ответственность за ликвидацию учащимися академической задолженности в течение следующего учебного года возлагается на их родителей (законных представителей).

Учащиеся в образовательной организации по общеобразовательным программам, не ликвидировавшие в установленные сроки академической задолженности с момента ее образования, по усмотрению их родителей (законных представителей) оставляются на повторное обучение, переводятся на обучение по адаптированным общеобразовательным программам в соответствии с рекомендациями психолого-медико-педагогической комиссии либо на обучение по индивидуальному учебному плану.
приказом Минобрнауки России от 17 июля 2015 года N 734 .

Лицам, успешно прошедшим государственную итоговую аттестацию по образовательным программам основного общего и среднего общего образования, выдается аттестат об основном общем или среднем общем образовании, подтверждающий получение общего образования соответствующего уровня.

Лицам, успешно прошедшим итоговую аттестацию, выдаются документы об образовании и (или) о квалификации, образцы которых самостоятельно устанавливаются образовательными организациями.
_______________
Часть 3 статьи 60 Федерального закона от 29 декабря 2012 года N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2012, N 53, ст.7598; 2013, N 19, ст.2326).

Лицам, не прошедшим итоговой аттестации или получившим на итоговой аттестации неудовлетворительные результаты, а также лицам, освоившим часть образовательной программы основного общего и среднего общего образования и (или) отчисленным из образовательной организации, выдается справка об обучении или о периоде обучения по образцу, самостоятельно устанавливаемому образовательной организацией.
_______________
Часть 12 статьи 60 Федерального закона от 29 декабря 2012 года N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2012, N 53, ст.7598; 2013, N 19, ст.2326).


Учащиеся, освоившие образовательные программы основного общего образования и получившие на государственной итоговой аттестации неудовлетворительные результаты, по усмотрению их родителей (законных представителей) оставляются на повторное обучение, кроме лиц, обладающих дееспособностью в силу статей 21 и 27 Гражданского кодекса Российской Федерации (Собрание законодательства Российской Федерации, 1994, N 32, ст.3301).
(Абзац дополнительно включен с 19 августа 2014 года приказом Минобрнауки России от 28 мая 2014 года N 598)

III. Особенности организации образовательной деятельности для лиц с ограниченными возможностями здоровья

21. Содержание общего образования и условия организации обучения учащихся с ограниченными возможностями здоровья определяются аадаптированной общеобразовательной программой, а для инвалидов также в соответствии с индивидуальной программой реабилитации инвалида.
(Пункт в редакции, введенной в действие с 25 августа 2015 года приказом Минобрнауки России от 17 июля 2015 года N 734 .
_______________
Часть 1 статьи 79 Федерального закона от 29 декабря 2012 года N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2012, N 53, ст.7598; 2013, N 19, ст.2326).

23. В образовательных организациях, осуществляющих образовательную деятельность по адаптированным общеобразовательным программам, создаются специальные условия для получения образования учащимися с ограниченными возможностями здоровья:
(Абзац в редакции, введенной в действие с 25 августа 2015 года приказом Минобрнауки России от 17 июля 2015 года N 734 .

а) для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья по зрению:

адаптация официальных сайтов образовательных организаций в сети "Интернет" с учетом особых потребностей инвалидов по зрению с приведением их к международному стандарту доступности веб-контента и веб-сервисов (WCAG);

размещение в доступных для учащихся, являющихся слепыми или слабовидящими, местах и в адаптированной форме (с учетом их особых потребностей) справочной информации о расписании лекций, учебных занятий (должна быть выполнена крупным (высота прописных букв не менее 7,5 см) рельефно-контрастным шрифтом (на белом или жёлтом фоне) и продублирована шрифтом Брайля);

присутствие ассистента, оказывающего учащемуся необходимую помощь;

обеспечение выпуска альтернативных форматов печатных материалов (крупный шрифт) или аудиофайлов;

обеспечение доступа учащегося, являющегося слепым и использующего собаку-поводыря, к зданию образовательной организации, располагающему местом для размещения собаки-поводыря в часы обучения самого учащегося;

б) для учащихся с ограниченными возможностями здоровья по слуху:

дублирование звуковой справочной информации о расписании учебных занятий визуальной (установка мониторов с возможностью трансляции субтитров (мониторы, их размеры и количество необходимо определять с учетом размеров помещения);

обеспечение надлежащими звуковыми средствами воспроизведения информации;

обеспечение получения информации с использованием русского жестового языка (сурдоперевода, тифлосурдоперевода);

в) для учащихся, имеющих нарушения опорно-двигательного аппарата:

обеспечение беспрепятственного доступа учащихся в учебные помещения, столовые, туалетные и другие помещения образовательной организации, а также их пребывания в указанных помещениях (наличие пандусов, поручней, расширенных дверных проемов, лифтов, локальное понижение стоек-барьеров до высоты не более 0,8 м; наличие специальных кресел и других приспособлений).

24. Для получения без дискриминации качественного образования лицами с ограниченными возможностями здоровья, создаются:

необходимые условия для коррекции нарушений развития и социальной адаптации, оказания ранней коррекционной помощи на основе специальных педагогических подходов и наиболее подходящих для этих лиц языков, методов и способов общения;

условия, в максимальной степени способствующие получению образования определенного уровня и определенной направленности, а также социальному развитию этих лиц, в том числе посредством организации инклюзивного образования лиц с ограниченными возможностями здоровь.
_______________
Пункт 1 части 5 статьи 5 Федерального закона от 29 декабря 2012 года N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2012, N 53, ст.7598; 2013, N 19, ст.2326).

25. В образовательных организациях, осуществляющих образовательную деятельность по адаптированным общеобразовательным программам для слабослышащих учащихся (имеющих частичную потерю слуха и различную степень недоразвития речи) и позднооглохших учащихся (оглохших в дошкольном или школьном возрасте, но сохранивших самостоятельную речь), создаются два отделения:
(Абзац в редакции, введенной в действие с 25 августа 2015 года приказом Минобрнауки России от 17 июля 2015 года N 734 .

1 отделение - для учащихся с легким недоразвитием речи, обусловленным нарушением слуха;

2 отделение - для учащихся с глубоким недоразвитием речи, обусловленным нарушением слуха.

26. В образовательной организации, осуществляющей образовательную деятельность по адаптированным общеобразовательным программам, допускается совместное обучение слепых и слабовидящих учащихся, а также учащихся с пониженным зрением, страдающих амблиопией и косоглазием и нуждающихся в офтальмологическом сопровождении.
(Абзац в редакции, введенной в действие с 25 августа 2015 года приказом Минобрнауки России от 17 июля 2015 года N 734 .

Основой обучения слепых учащихся является система Брайля.

27. В образовательных организациях, осуществляющих образовательную деятельность по адаптированным общеобразовательным программам для учащихся, имеющих тяжелые нарушения речи, создаются два отделения:
(Абзац в редакции, введенной в действие с 25 августа 2015 года приказом Минобрнауки России от 17 июля 2015 года N 734 .

1 отделение - для учащихся, имеющих общее недоразвитие речи тяжелой степени (алалия, дизартрия, ринолалия, афазия), а также учащихся, имеющих общее недоразвитие речи, сопровождающееся заиканием;

2 отделение - для учащихся с тяжелой формой заикания при нормальном развитии речи.

В составе 1 и 2 отделений комплектуются классы (группы) учащихся, имеющих однотипные формы речевой патологии, с обязательным учетом уровня их речевого развития.

28. В случае если учащиеся завершают освоение адаптированных общеобразовательных программ основного общего образования до достижения совершеннолетия и не могут быть трудоустроены, для них открываются классы (группы) с углубленным изучением отдельных учебных предметов, предметных областей соответствующей образовательной программы.
(Пункт в редакции, введенной в действие с 25 августа 2015 года приказом Минобрнауки России от 17 июля 2015 года N 734 .

29. В образовательной организации, осуществляющей образовательную деятельность по адаптированным общеобразовательным программам, допускается:
(Абзац в редакции, введенной в действие с 25 августа 2015 года приказом Минобрнауки России от 17 июля 2015 года N 734 .

совместное обучение учащихся с задержкой психического развития и учащихся с расстройством аутистического спектра, интеллектуальное развитие которых сопоставимо с задержкой психического развития;

совместное обучение по образовательным программам для учащихся с умственной отсталостью и учащихся с расстройством аутистического спектра, интеллектуальное развитие которых сопоставимо с умственной отсталостью (не более одного ребенка в один класс).

Учащимся с расстройством аутистического спектра, интеллектуальное развитие которых сопоставимо с задержкой психического развития, на период адаптации к нахождению в образовательной организации (от полугода до 1 года) организуется специальное сопровождение.

Для успешной адаптации учащихся с расстройствами аутистического спектра на групповых занятиях кроме учителя присутствует воспитатель (тьютор), организуются индивидуальные занятия с педагогом-психологом по развитию навыков коммуникации, поддержке эмоционального и социального развития таких детей из расчета 5-8 учащихся с расстройством аутистического спектра на одну ставку должности педагога-психолога.

30. Реализация адаптированных общеобразовательных программ в части трудового обучения осуществляется исходя из региональных условий, ориентированных на потребность в рабочих кадрах, и с учетом индивидуальных особенностей психофизического развития, здоровья, возможностей, а также интересов учащихся с ограниченными возможностями здоровья и их родителей (законных представителей) на основе выбора профиля труда, включающего в себя подготовку учащегося для индивидуальной трудовой деятельности.
(Абзац в редакции, введенной в действие с 25 августа 2015 года приказом Минобрнауки России от 17 июля 2015 года N 734 .

В классы (группы) с углубленным изучением отдельных учебных предметов, предметных областей соответствующей образовательной программы принимаются учащиеся, окончившие 9 (10) класс. Квалификационные разряды выпускникам присваиваются только администрацией заинтересованного предприятия или организацией профессионального образования. Учащимся, не получившим квалификационного разряда, выдается свидетельство об обучении и характеристика с перечнем работ, которые они способны выполнять самостоятельно.

31. В образовательных организациях, осуществляющих образовательную деятельность по адаптированным общеобразовательным программам для учащихся с умственной отсталостью, создаются классы (группы) для учащихся с умеренной и тяжелой умственной отсталостью.
(Абзац в редакции, введенной в действие с 25 августа 2015 года приказом Минобрнауки России от 17 июля 2015 года N 734 .

В классы (группы), группы продленного дня для учащихся с умеренной и тяжелой умственной отсталостью принимаются дети, не имеющие медицинских противопоказаний для пребывания в образовательной организации, владеющие элементарными навыками самообслуживания.

32. При организации образовательной деятельности по адаптированной общеобразовательной программе создаются условия для лечебно-восстановительной работы, организации образовательной деятельности и коррекционных занятий с учетом особенностей учащихся из расчета по одной штатной единице:
(Абзац в редакции, введенной в действие с 25 августа 2015 года приказом Минобрнауки России от 17 июля 2015 года N 734 .

учителя-дефектолога (сурдопедагога, тифлопедагога) на каждые 6-12 учащихся с ограниченными возможностями здоровья;

учителя-логопеда на каждые 6-12 учащихся с ограниченными возможностями здоровья;

педагога-психолога на каждые 20 учащихся с ограниченными возможностями здоровья;

тьютора, ассистента (помощника) на каждые 1-6 учащихся с ограниченными возможностями здоровья.

33. Для учащихся, нуждающихся в длительном лечении, детей-инвалидов, которые по состоянию здоровья не могут посещать образовательные организации, на основании заключения медицинской организации и письменного обращения родителей (законных представителей) обучение по общеобразовательным программам организуется на дому или в медицинских организация.
_______________
Часть 5 статьи 41 Федерального закона от 29 декабря 2012 года N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2012, N 53, ст.7598; 2013, N 19, ст.2326).


Порядок регламентации и оформления отношений государственной и муниципальной образовательной организации и родителей (законных представителей) учащихся, нуждающихся в длительном лечении, а также детей-инвалидов в части организации обучения по общеобразовательным программам на дому или в медицинских организациях определяется нормативным правовым актом уполномоченного органа государственной власти субъекта Российской Федерации.
_______________
Часть 6 статьи 41 Федерального закона от 29 декабря 2012 года N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2012, N 53, ст.7598; 2013, N 19, ст.2326).



Редакция документа с учетом
изменений и дополнений подготовлена
АО "Кодекс"

Об обеспечении безопасной эксплуатации технических сооружений и устройств железных дорог при строительстве, реконструкции и (или) ремонте объектов инфраструктуры ОАО «РЖД»

Для повышения качества и улучшения организации ремонтно-строительных работ, выполняемых подрядным способом на объектах инфраструктуры ОАО «РЖД», а также в связи с изменениями в структуре ОАО «РЖД»:

1. Утвердить прилагаемое Положение об обеспечении безопасной эксплуатации технических сооружений и устройств железных дорог при строительстве, реконструкции и (или) ремонте объектов инфраструктуры ОАО «РЖД».

2. Признать утратившим силу Положение об обеспечении безопасной эксплуатации технических сооружений и устройств железных дорог при строительстве, реконструкции и (или) ремонте объектов инфраструктуры ОАО «РЖД», утвержденное 27 февраля 2012 г. № 395р.

3. Контроль за исполнением настоящего распоряжения возложить на вице-президента Тони О.В.

Первый вице-президент ОАО «РЖД» В.Н.МОРОЗОВ

Утверждено

распоряжением ОАО «РЖД»

Положение об обеспечении безопасной эксплуатации технических сооружений и устройств железных дорог при строительстве, реконструкции и (или) ремонте объектов инфраструктуры ОАО «РЖД»

1. Общие положения

1.1. Настоящее Положение определяет мероприятия по обеспечению безопасности движения поездов, безопасности пассажиров и пользователей инфраструктуры, сохранности действующих инженерных коммуникаций при производстве строительных и строительно-монтажных работ (далее - работы) на железнодорожных станциях, перегонах, а также в полосе отвода железных дорог и в охранной зоне производственных объектов, сооружений и устройств ОАО «РЖД». Порядок получения подразделениями ОАО «РЖД», на которые возложены функции заказчика (далее - Заказчик), и подрядными строительными организациями разрешающих документов на производство работ в зоне действия технических сооружений и устройств железных дорог, а также порядок обеспечения контроля за их производством.

1.2. При привлечении сторонних организаций для выполнения работ на объектах ОАО «РЖД» требования о применении настоящего Положения должны быть включены Заказчиком в договоры с указанными организациями.

При выполнении работ по прокладке коммуникаций, устройству примыканий железнодорожных путей общего и необщего пользования и других видов работ, выполняемых по заказам сторонних организаций в границах железных дорог - региональных центров корпоративного управления, требования о применении настоящего Положения должны быть включены в технические условия, выдаваемые этим организациям на осуществление указанных видов работ.

1.3. Разрешающими документами на производство работ являются разрешение на строительство (реконструкцию) объектов инфраструктуры ОАО «РЖД» (далее -разрешение на строительство), акт-допуск на строительство, реконструкцию объектов инфраструктуры ОАО «РЖД» (далее - акт-допуск) и наряд-допуск на производство работ в зоне действия технических сооружений и устройств железных дорог (далее - наряд-допуск).

1.4. При производстве работ на объектах пассажирского комплекса без вывода их из эксплуатации в обязательном порядке предусмотреть в проекте производства работ мероприятия по обеспечению безопасности пассажиров при посадке, высадке и нахождении в зоне производства работ.

2. Порядок получения разрешения на строительство

2.1. Разрешение на строительство оформляется в порядке, установленном законодательством Российской Федерации. Документы для получения разрешения на строительство оформляются и представляются в соответствующие инстанции Заказчиком.

3. Порядок получения акта-допуска

3.1. Акт-допуск на выполнение работ по строительству, реконструкции и (или) ремонту объектов инфраструктуры ОАО «РЖД» в зоне действия технических сооружений и устройств согласовывается руководителем дирекции инфраструктуры, утверждается и выдается строительной организации главным инженером железной дороги, либо по его решению заместителем главного инженера железной дороги по территориальному управлению. Акт-допуск может выдаваться как на строительство объектов, входящих в состав комплексных инвестиционных проектов, так и на строительство объектов, сооружаемых по отдельным проектам, на весь объем работ и на срок, предусмотренный договором подряда (нарядом-заказом).

Для работы на объектах инфраструктуры ОАО «РЖД», расположенных за пределами полосы отвода железной дороги, находящихся в ведении Дирекций - филиалов ОАО «РЖД» (далее - Дирекция), акт-допуск выдает главный инженер Дирекции или по его решению один из заместителей руководителя Дирекции.

3.2. В рамках реализации комплексного инвестиционного проекта ОАО «РЖД» акт-допуск выдается генеральному подрядчику (на весь объем работ).

3.3. Для получения акта-допуска подрядная организация представляет следующие документы:

3.3.1. Утвержденную в установленном порядке проектную документацию (если она не была получена ранее от Заказчика) в следующем составе: пояснительная записка, проект организации строительства (далее - ПОС). При необходимости дополнительно предоставляются по запросу другие необходимые разделы проектной документации.

3.3.2. Заверенные копии учредительных документов*.

3.3.3. Заверенную копию договора-подряда (наряда-заказа) между Заказчиком и генеральной подрядной организацией*.

3.3.4. Заверенную копию свидетельства на право выполнения указанных в договоре работ, полученного от саморегулируемой организации* .

3.3.5. График выполнения работ, согласованный Заказчиком.

3.3.6. Проект графика предоставления «окон» с указанием расчетной потребности в обеспечении материалами, машинами и механизмами по технологии работ, предусмотренной в ПОС.

3.3.7. Стройгенплан с указанием размещения вахтовых поселков, мест отстоя техники.

3.3.8. Мероприятия по недопущению использования строительной техники в нерабочее время, порядок медицинского осмотра водителей строительной техники.

3.3.9. Приказы о назначении ответственного за производство работ (руководителя работ) на данном объекте и ответственного за обеспечение безопасности движения и эксплуатации железнодорожного транспорта.

3.3.10. Список руководителей работ, прошедших аттестацию в соответствии с Приказом Минтранса России от 11 июля 2012 г. №231 «Об утверждении Порядка и сроков проведения аттестации работников железнодорожного транспорта, производственная деятельность которых связана с движением поездов и маневровой работой на железнодорожных путях общего пользования, а также порядок формирования аттестационной комиссии», распоряжением ОАО «РЖД» от 26 марта 2013 г. № 731р «О проведении аттестации работников ОАО «РЖД». производственная деятельность которых связана с движением поездов и маневровой работой на железнодорожных путях общего пользования».

До начала производства работ по строительству, реконструкции и (или) ремонту объектов инфраструктуры ОАО «РЖД» начальник региональной дирекции инфраструктуры совместно с главным инженером железной дороги или заместителем главного инженера железной дороги по территориальному управлению организует проведение аттестации руководителей подрядных строительных организаций, ответственных за производство работ на железнодорожных путях общего пользования.

3.3.11. Список лиц, допущенных к управлению специальным самоходным подвижным составом (далее -ССПС), локомотивами и землеройной техникой, копии свидетельств на право управления ССПС и локомотивами и другие документы.

3.3.12. Перечень ССПС, локомотивов, землеройной техники, допущенный региональной дирекцией инфраструктуры в установленном ОАО «РЖД» порядке, с указанием сроков заводского, деповского ремонта и других плановых видов работ с приложением акта контрольно-технического осмотра** .

3.3.13. Перечень субподрядных организаций, привлекаемых для выполнения отдельных видов работ с приложением документов, указанных в пп. 3.3.2, 3.3.4, 3.3.8, 3.3.9,3.3.10,3.3.12.

3.3.14. Копии приказов по подрядной организации о назначении лиц, имеющих право выдачи нарядов-допусков.

3.3.15. Утвержденный в установленном порядке проект производства работ (далее - ПНР) на строительство, реконструкцию, модернизацию и капитальный ремонт объектов пассажирских обустройств должен содержать мероприятия по обеспечению безопасности пассажиров на период производства работ. Мероприятия должны быть согласованы с эксплуатирующей организацией.

3.3.16. При проведении работ по реконструкции, модернизации и ремонту объектов пассажирского комплекса ППР дополнительно согласовывается с причастными структурными подразделениями ОАО «РЖД».

3.3.17. При привлечении в процессе строительства дополнительных субподрядных организаций допускается получение ими актов-допусков самостоятельно с согласия генерального подрядчика.

------

* Указанные в п. 3.3.2, 3.3.3, 3.3.4 копии документов заверяются печатью подрядной организации.

** При выполнении работ на нескольких объектах в границах данного региона документы, помеченные звездочкой, повторно не представляются.

3.4. Представленные материалы рассматриваются в течение 5 рабочих дней. По результатам рассмотрения выдается акт-допуск или обоснованные замечания, которые должны быть устранены в течение 5 рабочих дней.

3.5. При наличии разногласий по графику производства работ и проекту графика предоставления «окон» они устраняются в порядке, установленном начальником железной дороги, в течение 15 календарных дней.

3.6. Одновременно с актом-допуском подрядной организации выдаются:

3.6.1. Копии приказов о назначении ответственных лиц за организацию надзора и осуществления контроля строительных работ со стороны подразделений ОАО «РЖД».

3.6.2. Сводный план существующих инженерных коммуникаций на момент передачи строительной площадки под строительство (реконструкцию), согласованный балансодержателями.

3.7. Заместитель главного инженера железной дороги (по региону) в пределах территориальной ответственности определяет порядок регистрации выданных подрядным организациям актов-допусков на строительство объектов, расположенных в границах региона.

3.8. В случае нарушения правил производства работ и требований настоящего Положения лицо, выдавшее акт-допуск, имеет право отозвать его.

4. Порядок выдачи наряда-допуска

4.1. Основанием для выдачи исполнителям работ наряда-допуска в строительной организации является акт-допуск и утвержденный в установленном порядке ППР.

4.2. Наряд-допуск выдается в соответствии со СНиП 12-03-2001 «Безопасность труда в строительстве» на срок, необходимый для выполнения заданного объема работ.

4.3. Наряд-допуск на период предоставления «окна» выдается в соответствии с Инструкцией о порядке предоставления и использования «окон» для ремонтных и строительно-монтажных работ на железных дорогах ОАО «РЖД», утвержденной распоряжением ОАО «РЖД» от 29 ноября 2011 г. № 2560р, Правилами электробезопасности для работников ОАО «РЖД» при обслуживании электрифицированных железнодорожных путей, утвержденными ОАО «РЖД» 03.07.2008 № 12176.

4.4. Наряд-допуск согласовывается заместителем главного инженера железной дороги по территориальном}" управлению или лицом, его замещающим.

4.5. Для согласования наряда-допуска подрядная организация представляет следующие документы:

Акт-допуск на строительство;

ППР;

Заверенные копии приказа о назначении руководителя работ.

4.6. ППР в полном объеме включает в себя:

Календарный план производства работ по объекту;

Строительный генеральный план;

Сводный план коммуникаций согласованный балансодержателями с нанесением всех имеющихся изменениях на момент выдачи;

График поступления на объект строительных конструкций, изделий, материалов и оборудования;

График движения рабочих силы по объекту;

График движения строительных машин по объекту;

Технологические карты на выполнение видов работ;

Схемы размещения геодезических знаков;

Пояснительную записку, содержащую решения но производству геодезических работ, решения по прокладке временных сетей водо-. тепло-, энергоснабжения и освещения строительной площадки и рабочих мест;

Обоснования и мероприятия по применению мобильных форм организации работ, режимы труда и отдыха.

В ППР, кроме материалов, соответствующих требованиям СНиП 12-03-2001 «Безопасность труда в строительстве», должны входить:

Перечень зон совмещенных работ (с учетом работ в местах прохождения подземных коммуникаций), при которых необходимо присутствие представителей причастных структурных подразделений, дирекций дорожного и центрального подчинения;

Строительные генеральные планы на нелинейные объекты точечной застройки, находящиеся в зоне действия технических сооружений и устройств (депо, посты ЭЦ, вокзалы и другие) железных дорог;

Решения по производству работ, потребность в энергоресурсах, потребность и привязка городков строителей и мобильных (инвентарных) зданий;

Мероприятия по обеспечению безопасности движения поездов, безопасности пассажиров и сохранности действующей инфраструктуры железной дороги;

Мероприятия по обеспечению сохранности материалов, изделий, конструкций и оборудования на строительной площадке;

Природоохранные мероприятия;

Мероприятия по обеспечению безопасности пассажиров при посадке, высадке и нахождении в зоне производства работ;

Акт инструментальной проверки нахождения на месте работ инженерных коммуникаций (ШЧ, ЭЧ, РЦС, ДТВ и др.);

Требования о запрете нахождения работников в зоне работ без сигнальных жилетов, изготовленных по ТУ 85 72-002-00302907-2005, разработанных в соответствии с ГОСТ Р 12.4.219-99 «Одежда специальная сигнальная повышенной видимости». На сигнальные жилеты со стороны спины должны быть нанесены трафареты с наименованием организации, выполняющей работы;

Мероприятия, обеспечивающие выполнение пуско-наладочных работ и проверку зависимостей в устройствах СЦБ, в том числе определяющие действия руководителей работ в чрезвычайных ситуациях;

Мероприятия по охране труда и безопасности в строительстве;

Мероприятия по предупреждению наездов подвижного состава на работающих в зоне железнодорожных путей, в том числе исключению нарушений требований безопасности работающими, выявляемых по системе информации «Человек на пути» (приложение № 1 к Положению об организации в ОАО «РЖД» работы по системе информации «Человек на пути», утвержденного распоряжением ОАО «РЖД» от 25.06.2010 № 1361р) в соответствии со СНиП 12-03-2001 «Безопасность труда в строительстве».

4.7. До начала работ все работники, участвующие в строительстве объекта, должны быть ознакомлены с ППР.

4.8. До начала производства работ подрядная организация в обязательном порядке предоставляет главному ревизору по безопасности движения поездов, заместителю главного ревизора железной дороги (по региону) следующие документы:

ППР;

Заверенную копию приказа о назначении руководителя работ.

4.9. Главный инженер железной дороги устанавливает порядок ведения реестра выданных нарядов-допусков, единообразие, полноту учета и ответственность конкретных лиц за его ведение.

5. Порядок организации контроля за производством работ в зоне действия технических сооружений и устройств

5.1. Заместитель начальника железной дороги, или заместитель главного инженера железной дороги утверждает порядок контроля за производством работ.

5.2. Заказчик обязан заключить договор с проектными организациями на авторский надзор.

5.3. Заказчик своим приказом определяет ответственных лиц, осуществляющих технический надзор за строительством и приемку выполненных работ на объекте.

Заверенная копия приказа (выписка из приказа) направляется генеральному подрядчику, главному инженеру железной дороги.

Одновременно направляет копию договора по осуществлению авторского надзора.

5.4. Руководители региональных дирекций утверждают перечни должностных лиц, закрепленных за объектами, в обязанности которых входит осуществление контроля за работой строительно-монтажных организаций в период производства работ на объектах железнодорожной инфраструктуры.

5.5. Перед началом работ руководитель работ от подрядной организации совместно с представителем эксплуатирующей организации проводят инструментальную проверку расположения инженерных коммуникаций на месте работ с оформлением акта, с обязательным присутствием представителя эксплуатирующей организации при производстве работ.

5.6. При наличии инженерных коммуникаций в границах производства работ эксплуатирующее подразделение устанавливает временные знаки, указывающие на наличие и направление прокладки трасс кабелей и других коммуникаций, и передает их под роспись производителю работ.

5.7. Допуск подрядных организаций для выполнения работ осуществляется в соответствии с требованиями Правил технической эксплуатации железных дорог Российской Федерации.

5.8. При производстве работ по строительству (реконструкции), модернизации и ремонту объектов инфраструктуры ОАО «РЖД», в том числе объектов пассажирского комплекса, эксплуатирующие организации обязаны осуществлять контроль за организацией работ, осуществляемых как подрядным способом, так и собственными силами.

5.9. Допуск к работам на устройствах электроснабжения осуществляется по приказу энергодиспетчера.

5.10. Для обеспечения безопасности движения поездов и сохранности инженерных коммуникаций работы в устройствах электроснабжения (контактной сети, воздушных и кабельных линиях электроснабжения), а также в действующих энергетических установках в соответствии с Правилами безопасности при эксплуатации контактной сети и устройств электроснабжения автоблокировки железных дорог ОАО «РЖД», утвержденными ОАО «РЖД» 16 декабря 2010 г. № 103, Инструкцией по безопасности для электромонтеров контактной сети, утвержденной ОАО «РЖД» 16.12.2010 № 104, и Инструкцией по безопасности при эксплуатации электротяговых установок подстанций и районов электроснабжения железных дорог, утвержденной ОАО «РЖД» 17 марта 2008 г. № 4054, выполняются:

Под руководством ответственного за производство работ в должности не ниже прораба, имеющего среднее профессиональное или высшее образование, группу допуска по электробезопасности не ниже V в электроустановках свыше 1000 В и не ниже IV в электроустановках до 1000 В, и практический опыт работы в устройствах электроснабжения не менее одного года;

По нарядам-допускам форм ЭУ-115 (на производство работ по контактной сети, ЛЭП, ВЛ и связанных с ними устройствах) и ЭУ-44 (для работ в электроустановках тяговых подстанций, постов секционирования и энергетики), оформляемым руководителями линейных подразделений дистанций электроснабжения.

Для обеспечения безопасности движения поездов работы, связанные с нарушением нормальной работы устройств СЦБ и связи, выполняются при непосредственном участии ответственного работника дистанции сигнализации, централизации и блокировки, а также ответственного работника регионального центра связи в пределах их компетенции согласно требованиям Инструкции по обеспечению безопасности движения поездов при технической эксплуатации устройств и систем СЦБ, утвержденной распоряжением ОАО «РЖД» от 20.09.2011 № 2055р (ЦШ-530-11).

Ответственный работник дистанции СЦБ обеспечивает выключение и включение устройств СЦБ с проверкой их действия и с оформлением записи в журнале осмотра формы ДУ-46.

5.11. Земляные работы выполняются после проведения проверки на отсутствие кабелей и других коммуникаций в границах производства работ, а также после принятия мер по защите или переносу трасс кабелей на безопасное расстояние.

5.12. Запрещается производство работ, если на месте работ отсутствует хотя бы один представитель от эксплуатирующих подразделений. Присутствие представителей эксплуатирующих подразделений, которые согласовывают начало работ, проверяется по установленной связи с поездным диспетчером или дежурным по железнодорожной станции.

5.13. Ответственные представители эксплуатирующих подразделений, инспекторы Заказчика должны и имеют право:

Требовать от подрядных организаций выполнения работ в полном соответствии с утвержденной проектной документацией, соблюдения СНиП, технических условий и требований других нормативных документов на производство и приемку работ на железнодорожном транспорте;

Требовать прекращения работ, выполняемых с отступлениями от проекта, или при обнаружении брака, влекущего снижение эксплуатационных качеств объекта;

Вносить в журнал производства работ требования и указания ио вопросам качества работ, применяемых строительных материалов, изделий и конструкций;

Требовать в установленном порядке устранения выявленных недостатков при производстве работ;

Запрещать производство работ при возникновении ситуации, угрожающей безопасности движения поездов, угрозы наезда подвижного состава на работающих;

Требовать проведения специального инструктажа работников и обеспечения дополнительных мер безопасности на участках движения пассажирских поездов со скоростями более 140 км/час и до 250 км/час в соответствии с разделом VI Правил технической эксплуатации железных дорог.

5.14. При возникновении в процессе производства работ опасных или вредных производственных факторов, не предусмотренных нарядами-допусками, руководитель работ подрядной организации должен приостановить работы до устранения этих факторов и получения новых нарядов-допусков.

5.15. Если при производстве работ допускаются случаи невыполнения мероприятий, предусмотренных нарядами-допусками, или нарушения технологии производства работ, угрожающие безопасности людей, движению поездов, загрязнению природной среды, сохранности инженерных сооружений и устройств, ответственные за надзор и контроль за производством работ имеют право отзывать наряды-допуски с выдачей предписания о запрещении дальнейшего производства работ, с последующим письменным уведомлением лиц, выдавших наряды-допуски.

5.16. Руководители железной дороги, заместители руководителей железной дороги (по региону) имеют право привлекать для целей реализации настоящего Положения представителей дирекций и подразделений, расположенных в границах железной дороги, в том числе создавать на постоянной основе комиссии или рабочие группы.

6. Безопасность пассажиров и пользователей инфраструктуры при производстве работ на объектах пассажирского комплекса

6.1. «Подрядчик» выполнения работ обязан убедиться в принятых необходимых мерах перед началом и в процессе работ:

Обеспечить свободный и безопасный доступ пассажиров (пользователей инфраструктуры) на пассажирское обустройство и к местам посадки-высадки;

Установить ограждение мест производства работ и зоны посадки-высадки пассажиров;

Произвести обустройство временных проходов к пассажирским платформам, а также при необходимости монтаж дополнительного освещения;

Организовать нанесение предупреждающих знаков о производстве работ;

Организовать разработку и вывешивание схемы временной зоны посадки-высадки;

Визуальное информирование пассажиров (пользователей инфраструктуры) на остановочных пунктах о проводимых работах на пассажирских обустройствах;

Наличие наглядной информации о производителе работ с указанием контактных телефонов и сроках работ;

Исключить складирование и хранение материалов на площадях пассажирских обустройств во время проведения ремонтных работ.

6.2. «Балансодержатель» объекта строительства обязан:

Организовать оповещение в электропоездах о проведении ремонтных работ на посадочных платформах и правилах поведения при посадке-высадке на данных остановочных пунктах;

Проводить проверки выполнения подрядчиком мероприятий по обеспечению безопасности пассажиров на объектах пассажирской инфраструктуры при проведении ремонта;

В случае обнаружения нарушений незамедлительно сообщать Заказчику данных работ, при необходимости имеет право прекратить ремонтные работы до устранения выявленных нарушений;

Совместно с Заказчиком перед допуском к работам по ремонту произвести инструктаж Подрядчику работ, проверить наличие ППР и ПОС, особое внимание уделить маршрутам служебных проходов, разделам охраны труда и безопасности пассажиров, освещенности мест производства проведения работ ограждения опасных мест, наличия временной визуальной информации и складирования материалов.

6.3. «Заказчик» объекта строительства обязан:

Разработать совместно с Подрядчиком мероприятии по обеспечению безопасности пассажиров (пользователей инфраструктуры) на объектах пассажирского комплекса при производстве работ, включающие схему маршрута безопасного прохода пассажиров в районе производства работ к месту посадки-высадки, наличие предупредительных знаков, указателей проходов;

Разработать совместно с «Подрядчиком» схем; складирования материалов (новых и демонтированных конструкций);

Не реже одного раза в месяц совместно с Балансодержателем и Подрядчиком проводить проверки строящегося объекта.