Порядок проведения проверок органами пожарной охраны. Как проходят пожарные проверки: важно знать. Порядок организации, проведения, оформления и учета результатов пожарных проверок

Снижение количества пожаров, а также числа погибших и травмированных на них - одна из основных задач органов государственного пожарного надзора (ГПН) МЧС России. Для начала важно определиться в терминологии: под словосочетанием «юридические лица» будем понимать непосредственно юридических лиц, а также индивидуальных предпринимателей.
Теперь - о правовых основах для проведения проверок. Федеральным законом N 294 от 26 декабря 2008 года «О защите прав юридических лиц и предпринимателей при осуществлении государственного надзора и муниципального контроля» все проверки делятся на документарные и выездные, а мероприятии по надзору - на плановые и внеплановые. Документарной проверкой считается проверка сведений, содержащихся в документах юрлица, устанавливающих их организационно - правовую форму, права и обязанности. В ходе документарной про верки могут быть также изучены документы, используемые при осуществлении их деятельности и связанные с исполнением обязательных требований, предписаний и постановлений органов ГПН. Документарная проверка проводится по месту нахождения соответствующего органа ГПН.
Выездная проверка направлена на то, чтобы проверить состояние используемых юридическими лицами территорий, зданий строений, сооружений, помещений и оборудования. Также в ходе выездной проверки могут быть проверены производимые и реализуемые юрлицом товары (выполняемая работа, предоставляемые услуги) и принимаемые меры по исполнению обязательных требований ГПН. Выездная проверка (как плановая, так и внеплановая) проводится по месту нахождения юридического лица или по месту фактического осуществления их деятельности. Выездная проверка проводится в случае, если при документарной проверке невозможно оценить соответствие деятельности юридического лица обязательным требованиям без проведения мероприятия по контролю.
Срок проведения каждой из проверок (документарной или выездной) не может превышать двадцать рабочих дней. В отношении одного субъекта малого предпринимательства общий срок про ведения плановой выездной проверки не может превышать50 часов для малого предприятия и 15 часов - для микропредприятия. В исключительных случаях, связанных с про ведением экспертиз или расследований на основании предложений должностных лиц ГПН, проводящих проверку, срок про ведения выездной плановой проверки может быть продлен, но не более чем на 20 рабочих дней для малых предприятий и не более 15 часов - для микропредприятий.

Предприниматели должны знать: любая проверка проводится на основании распоряжения руководителя или заместителя руководителя органа пожарного надзора. Проверка проводится только теми инспекторами, которые указаны в распоряжении. Заверенные печатью копии распоряжения вручаются под роспись должностными лицами органа ГПН, проводящими проверку, руководителю или уполномоченному представителю юрлица, индивидуальному предпринимателю или его представителю одновременно с предъявлением служебных удостоверений.
При проведении проверки должностные лица органа ГПН не вправе:
1) проверять выполнение обязательных требований, если такие требования не относятся к полномочиям органа ГПН;
2) осуществлять плановую или внеплановую выездную проверку в случае отсутствия при ее проведении руководителя, иного должностного лица или уполномоченного представителя юрлица, за исключением случая проведения такой про верки по поступившему в орган ГПН обращению об угрозе возникновения пожара или нарушения требований пожарной безопасности;
3) требовать представления документов, образцов продукции, если они не являются объектами проверки или не относятся к предмету проверки, а также изымать оригиналы таких документов;
4) отбирать образцы продукции для проведения их исследований без оформления протоколов об отборе указанных образцов;
5) распространять информацию, полученную в результате проведения проверки и составляющую коммерческую, служебную или иную охраняемую законом тайну, за исключением случаев, предусмотренных законодательством РФ;
6) превышать установленные сроки проведения проверки;
7) осуществлять выдачу юрлицам предписаний или предложений о проведении за их счет мероприятий по контролю.
По результатам проверки инспекторами ГПН, проводящими проверку, составляется акт по установленной форме. К акту проверки прилагаются протоколы отбора образцов продукции, заключения проведенных экспертиз, объяснения работников юрлица, на которых возлагается ответственность за нарушение требований пожарной безопасности, а также предписания об устранении выявленных нарушений и иные связанные с результатами проверки документы или их копии. Акт проверки оформляется непосредственно после ее завершения в двух экземплярах, один из которых с копиями приложений вручается руководителю или уполномоченному представителю юридического лица под расписку об ознакомлении, либо об отказе в ознакомлении с актом проверки.
В случае отсутствия руководителя, иного должностного лица или уполномоченного представителя юрлица, а также в случае отказа проверяемого лица дать расписку об ознакомлении либо об отказе в ознакомлении с актом проверки акт направляется заказным почтовым отправлением с уведомлением о вручении. В случае, если для составления акта проверки необходимо получить заключения специальных экспертиз, акт проверки составляется в срок, не превышающий трех рабочих дней после завершения мероприятий по контролю.


Плановые проверки


Предмет плановой проверки - соблюдение юрлицом в процессе работы (оказания услуг, выпуска товаров и т. д.) обязательных требований пожарной безопасности. Такие проверки проводятся не чаще, чем один раз в три года на основании разрабатываемых органами ГПН ежегодных планов.
Генпрокуратура России размещает ежегодный сводный план проведения плановых проверок на своем официальном сайте в сети Интернет в срок до 31 декабря текущего года.
Основанием для включения плановой проверки в ежегодный план проведения плановых проверок является истечение трех лет со дня госрегистрации юрлица, а также окончания проведения последней плановой проверки юрлица.
О проведении плановой проверки юридическое лицо уведомляются органом ГПН не позднее, чем в течение трех рабочих дней до начала ее проведения. Уведомить могут заказным письмом с уведомлением либо иным доступным способом.
В случае, если при проверке установлено, что эксплуатация юрлицом либо его структурным подразделением зданий, строений, сооружений и т. п., а также производимые и реализуемые ими товары (выполняемые работы, предоставляемые услуги) представляют непосредственную угрозу причинения вреда жизни, здоровью граждан, окружающей среде, безопасности государства, возникновения чрезвычайных ситуаций природного или техногенного характера (или такой вред уже причинен), то органы ГПН обязаны незамедлительно принять меры по недопущению причинения вреда или прекращению его причинения путем временного запрета деятельности на срок до трех суток. Для этого же органы ГПН могут применить отзыв продукции, выпущенной юрлицом, в порядке, установленном КоАП РФ, и довести до сведения граждан и других юрлиц информацию о наличии угрозы причинения вреда и способах его предотвращения любым доступным способом.


Внеплановые проверки


Предметом внеплановой проверки является соблюдение в процессе деятельности юрлица обязательных требований пожарной безопасности, выполнение предписаний органов ГПН, проведение мероприятий по предотвращению причинения вреда жизни и здоровью граждан, а также по предупреждению возникновения ЧС, по ликвидации последствий причинения такого вреда.
Основанием для проведения внеплановой проверки является:
l) истечение срока исполнения юрлицом ранее выданного предписания об устранении выявленного нарушения требований пожарной безопасности;

2) поступление в органы ГПН обращений и заявлений граждан и юрлиц, от органов государственной власти, местного самоуправления и СМИ о следующих фактах:
а) возникновение угрозы причинения вреда жизни, здоровью граждан, окружающей среде, безопасности государства и т. д.;
б) причинение вреда жизни, здоровью граждан, окружающей среде, безопасности государства, а также возникновение ЧС природного и техногенного характера;
3) распоряжения и указания президента или правительства Российской Федерации.
Обращения и заявления, не позволяющие точно установить обратившееся лицо, а также обращения и заявления, не содержащие сведений о фактах возникновения угрозы или причинения вреда, не могут служить основанием для проведения внеплановой проверки. Внеплановая проверка, как и плановая, может проводиться в форме документарной и(или) выездной.
Внеплановая выездная проверка юрлиц, относящихся к субъектам малого или среднего предпринимательства, по поступившим в органы ГПН обращениям о возникновении угрозы причинения вреда жизни или здоровью, может быть проведена после согласования с органом прокуратуры по месту осуществления деятельности. Если основанием для проведения внеплановой выездной проверки является причинение вреда жизни и здоровью граждан, обнаружение нарушений обязательных требований в момент совершения таких нарушений, в связи с необходимостью принятия неотложных мер органы ГПН вправе приступить к проведению внеплановой выездной проверки незамедлительно с обязательным извещением органов прокуратуры о проведении мероприятий по контролю, направив соответствующие документы в органы прокуратуры в течение суток. В этом случае прокурор или его заместитель должны принять решение о согласовании проведения внеплановой выездной проверки в день поступления соответствующих документов.
Решение прокурора или его заместителя о согласовании про ведения внеплановой выездной проверки или об отказе в согласовании ее проведения может быть обжаловано вышестоящему прокурору или в суд.
О проведении внеплановой выездной проверки, основанием для которой являются поступившие в органы ГПН обращения о возникновении угрозы причинения вреда жизни или здоровью, юрлицо уведомляется органом ГПН не менее чем за двадцать четыре часа до начала ее про ведения любым доступным способом. В случае, если в результате деятельности юридического лица причинен или причиняется вред жизни, здоровью граждан, окружающей среде или безопасности государства, а также возникли или могут возникнуть чрезвычайные ситуации природного и техногенного характера, предварительное уведомление юридических лиц о начале проведения внеплановой выездной проверки не требуется.
Руководитель, иное должностное лицо или уполномоченный представитель юрлица при проведении проверки (плановой и внеплановой) имеют право:
1) непосредственно присутствовать при проведении проверки, давать объяснения по вопросам, относящимся к предмету проверки;
2) получать от органа ГПН и их должностных лиц информацию, которая относится к предмету проверки;
3) знакомиться с результатами проверки и указывать в акте проверки о своем ознакомлении с результатами проверки, согласии или несогласии сними, а также с отдельными действиями должностных лиц органа ГПН;
4) обжаловать действия (бездействие) должностных лиц органа ГПН, повлекшие за собой нарушение прав юридического лица при проведении проверки, в административном и (или) судебном порядке в соответствии с законодательством РФ.

Справки

1) Порядок отнесения организаций к субъектам малого или среднего предпринимательства определен ФЗ N 209 от 24 июля 2007 г. «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации». Согласно этому закону к среднему бизнесу относятся предприятии с численностью работников от 100 до 250 человек, к малому бизнесу - до 100 человек, из которого выделяются микропредприятия - коллективы до 15 человек.
2) В отношении юрлиц, независимо от их видов собственности, осуществляющих деятельность в сфере здравоохранения, образования и в социальной сфере, плановые проверки могут проводиться два и более раз в три года. Перечень таких видов деятельности и периодичность их плановых проверок установлена Постановлением Правительства РФ N 944 от 23 ноября 2009 г.
3) Плановая проверка юридических лиц - членов саморегулируемой организации (СРО) проводится в отношении не более чем десяти процентов от общего числа членов СРО и не менее чем двух членов саморегулируемой организации в соответствии с ежегодным планом проведения плановых проверок. Плановая проверка может проводиться в форме документарной и (или) выездной.
4) Результаты проверки, проведенной органом ГПН с грубым нарушением положений Федерального закона N 294, не могут являться доказательствами нарушения юрлицом обязательных требований и подлежат отмене вышестоящим органом ГПН или судом на основании заявления юридического лица.

По поводу расчета пожарного риска. Инспектор проверяет только правильность исходных данных. Например, если в расчете у вас указано 2 эвакуационных выхода, а на самом деле он один (второй например не является эвакуационным, а вы этого не знали), такой расчет не принимается и при проверке не учитывается. Сам расчет, его ход, все формулы в нем инспектор не проверяет. Если претензий к входящим данным нет, расчет считается соответствующим и учитывается при проверке.

2) выполнение организационных мероприятий по обеспечению пожарной безопасности;

Наиболее ёмкий пункт. Инспектор проверяет выполнение всех предъявляемых требований пожарной безопасности к объекту защиты. Соответственно, для каждого объекта это свои требования. В зависимости от того чем меньше и проще объект, тем требований к нему меньше и наоборот.

3) наличие организационно-распорядительных документов по организации обучения мерам пожарной безопасности, а также знания требований пожарной безопасности в пределах компетенции;

4) готовность персонала организации к действиям в случае возникновения пожара;

Для объектов с массовым пребыванием и (или) с круглосуточным пребыванием людей, относящихся к маломобильным группам населения. Проверит выполнение п.12 и п.13 Противопожарного режима в РФ.

12. На объекте с массовым пребыванием людей руководитель организации обеспечивает наличие инструкции о действиях персонала по эвакуации людей при пожаре, а также проведение не реже 1 раза в полугодие практических тренировок лиц, осуществляющих свою деятельность на объекте.

13. На объекте с круглосуточным пребыванием людей, относящихся к маломобильным группам населения (инвалиды с поражением опорно-двигательного аппарата, люди с недостатками зрения и дефектами слуха,

а также лица преклонного возраста и временно нетрудоспособные), руководитель организации организует подготовку лиц, осуществляющих свою деятельность на объекте, к действиям по эвакуации указанных граждан в случае возникновения пожара.

Может, попросить (потребовать) провести тренировочную эвакуацию, опросить ответственных лиц на предмет знаний своих обязанностей и порядка действий в случае пожара.

5) правила поведения людей, порядок организации производства и (или) содержания территорий, зданий, сооружений, помещений организаций и других объектов;

Здесь все просто. Инспектор проверит выполнение требований пожарной безопасности к производству, территориям. К примеру, проверяя порядок организации производства инспектор выясняет, нет ли нарушений ТПБ в производстве. Соответственно, необходимо выяснить, какие требования предъявляются к конкретному технологическому процессу и выполнить их. Требования могут быть организационные (бумаги, документы, ...) и конструктивные (требования к объему помещения, пределу огнестойкости, обработке огнезащитными составами, ...). Похожая ситуация и с остальными пунктами, пример действий:

1. Четко определите объект, к которому должны предъявляться ТПБ.

2. Выясните все требования предъявляемые к нему.

3. Выполните их.

Правила поведения людей может означать разработку инструкций по типу "там-то курение, розжиг костров и т.п. запрещается", "после работы привести помещение в чистоту и порядок, убрать горючие отходы, и т.д.". Это маленькие инструкции, обычно на одном листе, разрабатываются например для помещений, складов, производственных процессов. В общем, думаю, ясно.

6) создание и содержание подразделений пожарной охраны в соответствии с установленными нормами;

Пункт очень обширный и достаточно редкий, думаю не стоит в него углубляться.

7) наличие лицензии у юридического лица или индивидуального предпринимателя, выполнявшего на объекте защиты работы, подлежащие лицензированию в области пожарной безопасности;

Если ваша деятельность подлежит лицензированию, вам в помощь и .

Деятельность по тушению пожаров в населенных пунктах, на производственных объектах и объектах инфраструктуры, по тушению лесных пожаров;

Деятельность по монтажу, техническому обслуживанию и ремонту средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений;

Что относится к деятельности по монтажу, техническому обслуживанию и ремонту средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений:

1. Монтаж, техническое обслуживание и ремонт систем пожаротушения и их элементов, включая диспетчеризацию и проведение пусконаладочных работ

2. Монтаж, техническое обслуживание и ремонт систем пожарной и охранно-пожарной сигнализации и их элементов, включая диспетчеризацию и проведение пусконаладочных работ

3. Монтаж, техническое обслуживание и ремонт систем противопожарного водоснабжения и их элементов, включая диспетчеризацию и проведение пусконаладочных работ

4. Монтаж, техническое обслуживание и ремонт систем (элементов систем) дымоудаления и противодымной вентиляции, включая диспетчеризацию и проведение пусконаладочных работ

5. Монтаж, техническое обслуживание и ремонт систем оповещения и эвакуации при пожаре и их элементов, включая диспетчеризацию и проведение пусконаладочных работ

6. Монтаж, техническое обслуживание и ремонт фотолюминесцентных эвакуационных систем и их элементов

7. Монтаж, техническое обслуживание и ремонт противопожарных занавесов и завес, включая диспетчеризацию и проведение пусконаладочных работ

8. Монтаж, техническое обслуживание и ремонт заполнений проемов в противопожарных преградах

9. Устройство (кладка, монтаж), ремонт, облицовка, теплоизоляция и очистка печей, каминов, других теплогенерирующих установок и дымоходов

10. Выполнение работ по огнезащите материалов, изделий и конструкций

11. Монтаж, техническое обслуживание и ремонт первичных средств пожаротушения

8) наличие у организаций, осуществляющих производство и (или) поставку либо реализацию продукции, подлежащей подтверждению соответствия требованиям пожарной безопасности, документа (сертификата или декларации соответствия) либо копии документа, заверенной в порядке, установленном законодательными и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, подтверждающего соответствие этой продукции требованиям технических регламентов;

В файле содержится информация о сертифицированной продукции в Системе сертификации в области пожарной безопасности в РФ (ССПБ) по состоянию на 21.11.2011 года

Информация о выданных Сертификатах соответствия и Декларациях о соответствии продукции требованиям технического регламента о требованиях пожарной безопасности (ФЗ от 22.07.2008 N 123-ФЗ) размещена на сайте GOST.RU

10) наличие у изготовителей (поставщиков), лиц, осуществляющих реализацию продукции, подлежащей подтверждению соответствия требованиям пожарной безопасности, в технической документации на вещества, материалы, изделия и оборудование сведений о показателях пожарной опасности и мерах пожарной безопасности при обращении с ними;

По каждой продукции, подлежащей подтверждению соответствия требованиям пожарной безопасности, необходимо иметь сведения о показателях пожарной опасности и мерах пожарной безопасности при обращении с ними. Требование относится к изготовителям, поставщикам, продавцам.

11) выполнение обязательных для применения и исполнения на таможенной территории Таможенного союза требований к пиротехническим изделиям и связанным с ними процессам производства, перевозки, хранения, реализации, эксплуатации, утилизации (при наличии продукции, являющейся объектом технического регулирования) и правил их идентификации в целях защиты жизни и (или) здоровья человека, имущества, а также предупреждения действий, вводящих в заблуждение потребителей (пользователей) относительно их назначения и безопасности.

проверка соблюдения всех требований, предъявляемых к пиротехническим изделиям и... далее по тексту.

Во время проведения плановой проверки:

1) осуществляется анализ сведений, содержащихся в документах, устанавливающих правообладателя объекта защиты, права и обязанности уполномоченных должностных лиц органа власти или объекта защиты, в отношении которого проводится проверка, документах, используемых при осуществлении деятельности и связанных с исполнением требований пожарной безопасности, исполнением предписаний, постановлений и представлений должностных лиц органов ГПН. К указанным документам относятся:

Правоустанавливающие документы на объект защиты, учредительные документы;

Документы распорядительного характера (приказы, распоряжения о назначении лиц, ответственных за противопожарное состояние объекта защиты, - должностные инструкции);

Декларация пожарной безопасности;

Имеющиеся в органе ГПН предписания об устранении нарушений и (или) предписания по устранению несоответствия;

Материалы рассмотрения дел об административных правонарушениях;

Техническая документация, связанная с вопросами энергоснабжения, водоснабжения, установок систем предотвращения пожаров и противопожарной защиты, договоры на производство работ по монтажу, ремонту и обслуживанию систем предотвращения пожара и противопожарной защиты;

Технологическая документация, наличие и ведение которой регламентируется техническими регламентами, правилами противопожарного режима, иными нормативными правовыми актами и нормативными документами, содержащими требования пожарной безопасности;

Договоры аренды территорий, зданий, помещений, объектов, агрегатов, в том числе договоры лизинга, иные гражданско-правовые договоры, подтверждающие право владения, пользования и (или) распоряжения объектом защиты на законных основаниях, а также договоры на выполненные работы, подлежащие лицензированию в области пожарной безопасности, для определения лиц, несущих ответственность за обеспечение пожарной безопасности объекта;

Лицензия юридического лица или индивидуального предпринимателя, выполнявшего на объекте защиты работы, подлежащие лицензированию в области пожарной безопасности;

Сертификаты соответствия (декларации соответствия) на выпускаемую и (или) реализуемую продукцию;

2) оценка соответствия деятельности уполномоченных должностных лиц органа власти или объекта защиты, в отношении которого проводится проверка, требованиям пожарной безопасности, с проведением следующих мероприятий по контролю (одного или в совокупности):

обследования объекта защиты (визуального осмотра);

Отбора образцов продукции, проб и их исследования, испытания, измерения;

Проведения экспертиз и расследований, направленных на установление причинно-следственной связи выявленного нарушения требований пожарной безопасности с фактами причинения вреда.

Проведение указанных мероприятий осуществляется в присутствии уполномоченных должностных лиц органа власти или объекта защиты, в отношении которого проводится проверка.

Если возникли вопросы или замечания, пишите их в комментарии

В срок до 1 сентября года, предшествующего году проведения плановой проверки, проекты ежегодных планов проведения плановых проверок должны быть направлены в органы прокуратуры, которые рассматривают их на предмет законности включения в них объектов государственного контроля (надзора), объектов муниципального контроля в соответствии с ч.4 ст. 9 Закона N 294-ФЗ и в срок до 1 октября года, предшествующего году проведения плановых проверок, вносят предложения руководителям органов государственного контроля (надзора), органов муниципального контроля о проведении совместных плановых проверок. Органы прокуратуры в срок до 1 декабря года, предшествующего году проведения плановых проверок, обобщают поступившие от органов государственного контроля (надзора), органов муниципального контроля ежегодные планы проведения плановых проверок и направляют их в Генеральную прокуратуру Российской Федерации для формирования ею ежегодного сводного плана проведения плановых проверок, который также размещается на официальном сайте Генеральной прокуратуры.



Закон N 294-ФЗ регулирует отношения в области организации и осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля и защиты прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, а также устанавливает основные принципы проведения таких контрольных мероприятий .


В частности, органы пожарного контроля вправе проводить плановые, повторные и внеплановые проверки юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, независимо от их формы собственности. Плановые проверки в отношении одной организации могут проводиться не чаще чем один раз в три года. Плановые проверки проводятся на основании разрабатываемых органами государственного контроля (надзора), органами муниципального контроля в соответствии с их полномочиями, ежегодным планом, который доводится до сведения заинтересованных лиц посредством размещения на официальном сайте органа государственного контроля (надзора) или органа муниципального контроля в сети Интернет либо иным доступным способом.

Согласно ч.8 ст. 9 Закона N 294-ФЗ основанием для включения плановой проверки в ежегодный план проведения плановых проверок является истечение трех лет со дня:

1) государственной регистрации юридического лица, индивидуального предпринимателя;

2) окончания проведения последней плановой проверки юридического лица, индивидуального предпринимателя;

3) начала осуществления юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем предпринимательской деятельности в соответствии с представленным в уполномоченный Правительством Российской Федерации в соответствующей сфере федеральный орган исполнительной власти уведомлением о начале осуществления отдельных видов предпринимательской деятельности в случае выполнения работ или предоставления услуг, требующих представления указанного уведомления.

В отношении юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, осуществляющих виды деятельности в сфере здравоохранения, образования, в социальной сфере, плановые проверки могут проводиться два и более раза в три года. Перечень таких видов деятельности и периодичность их плановых проверок устанавливаются Правительством Российской Федерации.

Проверки могут проводиться в форме документарной проверки и (или) выездной проверки в порядке, установленном соответственно ст. 11 и 12 Закона N 294-ФЗ.

В соответствии со ст. 13 Закона N 294-ФЗ срок проведения проверок (документарных и выездных) не может превышать 20 рабочих дней. В исключительных случаях , связанных с необходимостью проведения сложных и (или) длительных исследований, испытаний, специальных экспертиз и расследований на основании мотивированных предложений должностных лиц органов пожарного надзора, проводящих выездную плановую проверку, срок проведения выездной плановой проверки может быть продлен руководителем такого органа, но не более чем на 20 рабочих дней.

В соответствии со ст. 9 Закона N 294-ФЗ о проведении плановой проверки юридическое лицо уведомляется органом государственного пожарного надзора не позднее чем в течение трех рабочих дней до начала ее проведения. Контролирующий орган направляет копии распоряжения или приказа руководителя (заместителя руководителя) о начале проведения плановой проверки заказным почтовым отправлением с уведомлением о вручении либо другим доступным способом.

О проведении внеплановой выездной проверки юридическое лицо уведомляется органом государственного пожарного надзора не менее чем за 24 часа до начала ее проведения любым доступным способом (п. 16 ст. 10 Закона N 294-ФЗ). Исключение составляют случаи, когда проводится внеплановая выездная проверка, основаниями которой являются:

А) возникновение угрозы причинения вреда жизни и здоровью граждан, животным, растениям и окружающей среде, безопасности государства, а также угрозы чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера;

Б) причинение вреда жизни и здоровью граждан, животным, растениям и окружающей среде, нарушение безопасности государства, а также возникновение чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера;

В) нарушение прав потребителей (в случае обращения граждан, права которых нарушены).

В начале проверки проверяющие обязаны предъявить удостоверения и распоряжение о проверке, в котором должны быть указаны дата, сроки и вид проверки, перечислены инспекторы. Распоряжение должно быть выписано на предпринимателя или организацию. Контрольная проверка без распоряжения незаконна, детальный порядок организации проверок определен ст.14 Закона N 294-ФЗ.

После пожара в Кемеровском торговом центре, унесшего десятки жизней, Генпрокуратура РФ поручила регионам провести массовые проверки всех торгово-развлекательных комплексов на предмет соблюдения противопожарных требований законодательства. Проверять состояние пожарной безопасности предприятий уполномочены органы специальной структуры МЧС – Госпожнадзора. Расскажем, как проводятся пожарные проверки, периодичность, предусмотренную для них, и чем регламентируются действия проверяющих.

План проверок МЧС-2018

Госпожнадзор ежегодно, ближе к концу года, составляет план проверок на будущий год, который согласовывается с региональной прокуратурой . Ознакомиться с проверочными планами можно на региональных сайтах МЧС – там они публикуются и находятся в свободном доступе. Полный сводный проверочный план публикуется на сайте Генпрокуратуры РФ, там же с помощью ]]> специального сервиса ]]> можно узнать, включено ли предприятие или ИП в план проверок на 2018 год.

Плановая пожарная проверка проводится с частотой, определяемой присвоенной объекту категорией риска. Критерии отнесения к соответствующей категории определены «Положением о федеральном Госпожнадзоре», утв. Постановлением Правительства РФ от 12.04.2012 № 290 (в ред. от 29.06.2017).

В зависимости от присвоенной категории, план проверок МЧС предусматривает следующую периодичность:

  • раз в 3 года – категория высокого риска (учреждения образования, детские лагеря, медицинские стационары и социальные объекты с проживанием), но согласно постановления Правительства РФ от 23.11.2009 № 944, проверки в таких учреждениях могут проводится и чаще – раз в 2 года, или ежегодно;
  • раз в 4 года – категория значительного риска (опасные, технически сложные и уникальные объекты, объекты, важные для национальной безопасности, особо ценные объекты культурного наследия, книгохранилища, таможенные терминалы, федеральные архивы и т.п.);
  • раз в 7 лет – категория среднего риска (граничащие с лесами садово-огороднические и дачные объединения, объекты высотой от 15 до 28 м и свыше 28 м и т.д.);
  • раз в 10 лет – категория умеренного риска (объекты до 15 м высотой, определенные объекты до 28 м высотой, садово-огородные, дачные поселки и др.);
  • не включаются в план проверок МЧС вообще – объекты категории низкого риска (плоскостные автостоянки, навесы, временные постройки, киоски и т.д.).

Регламент проведения плановых проверок утвержден приказом МЧС РФ от 30.11.2016 № 644 (п.п. 52 – 65 приказа). Кроме того, любая проверка должна проводиться с соблюдением положений закона от 26.12.2008 № 294-ФЗ «О защите прав юрлиц и ИП при осуществлении госконтроля».

Внеплановая пожарная проверка

Для внеплановых проверок действует тот же регламент, утв. приказом № 644 (п.п. 66 – 79). Согласно ему, проверка состояния противопожарной безопасности может проводиться вне утвержденного годового графика проверки МЧС на 2018 г., если:

  • вводится в эксплуатацию новое здание,
  • помещение прошло реконструкцию, капремонт или техническое перевооружение,
  • изменился класс функциональной пожароопасности объекта,
  • истек срок ранее выданного Госпожнадзором предписания об устранении нарушений,
  • на территории действует особый противопожарный режим,
  • поступили сведения (от граждан, организаций, из СМИ и т.п.) об имеющихся нарушениях пожарной безопасности на объекте,
  • имеется поручение от Президента, Правительства РФ или требование прокурора о проведении проверки.

О предстоящей проверке проверяемое лицо уведомляется не менее, чем за сутки до ее начала.

Что проверяет Пожарный надзор

В ходе проверок проверяется соблюдение требований пожарной безопасности на следующих объектах:

  • помещения, строения, здания, наружные установки, сооружения,
  • территория, которую использует предприятие в ходе своей деятельности, а также при хранении, транспортировке, утилизации опасных веществ, материалов,
  • участки леса, подземные и другие объекты.

Основные моменты, которым уделяют внимание проверяющие – это выполнение требований пожарной безопасности, предъявляемых к объекту. Запрашивается документация о проведении инструктажей и обучению персонала, приказы об обеспечении пожарной безопасности и назначении ответственных за это лиц , планы эвакуации, журналы учета и прочие документы, связанные с организацией противопожарной безопасности . Также проверяются лицензии, сертификаты и другие документы, необходимые для профильной деятельности предприятия. Проверяется соответствие фактической деятельности, тому, что указано в уставных документах, изучаются договоры аренды, техдокументация, связанная с энергоснабжением объекта, системами противопожарной защиты, средства пожаротушения и их состояние и т.д.

При проведении пожарных проверок действия инспекторов включают:

  • предъявление распоряжения о проведении проверки,
  • ознакомление с документами и их анализ,
  • осмотр объектов,
  • возможно проведение экспертиз,
  • вывод о соответствии/несоответствии проверяемого объекта требованиям пожарной безопасности, о выполнении ранее вынесенных предписаний.

С 01.10.2017 г. Госпожнадзор применяет при проверках предприятий общепита и торговли, а также многоквартирных жилых домов, проверочные листы , представляющие собой перечень определенных вопросов. Ответы на них позволяют сделать вывод о соблюдении/несоблюдении требований пожарной безопасности на объекте. Начиная с 01.07.2018 г., проверочные листы будут применяться при проверках любых предприятий и ИП (постановление Правительства РФ от 29.06.2017 № 774). Заполненный проверочный лист прилагается к акту проверки.

Формы проверочных листов можно найти на ]]> сайте МЧС ]]> и использовать для самопроверки предприятиями и ИП.

Пожарная проверка 2018 – сроки проведения

Длительность проверки Госпожнадзора не должна превышать 20 рабочих дней, а в исключительных случаях (например, для проведения длительной экспертизы) она может продлеваться еще на 20 дней. При этом все плановые проверки малых предприятий, в том числе запланированная проверка МЧС на 2018 год, не должны идти более 50 часов, а микропредприятий – более 15 часов в год, с возможностью продления на 50 и 15 часов соответственно (ст. 13 закона № 294-ФЗ).

Пожарные ситуации в России занимают одно из лидирующих мест по количеству возникновения и тяжести последствий. Как известно, пожар легче предотвратить, чем бороться с разрушительным действием огня. Именно эффективность противопожарного обеспечения объектов и является целью проверок специального государственного органа по пожарному надзору (ГПН). Обследование различных объектов капитального строительства проводится для того, чтобы вовремя выявить существующие нарушения требований пожарной безопасности и предоставить возможность собственнику исправить их.

Наша компания – Ваш ответственный помощник в составлении , внесении изменений и регистрации документа.

Или пожарный аудит, представляет собой один из видов анализа соответствия объекта любого назначения установленным государственными органами правилам пожарной безопасности.

Нормативное регулирование проверок ГПН

Проверки Госпожнадзора проводятся согласно законодательству РФ. Саму процедуру инспекции регулирует закон № 294-Ф3 (от 26.12.08) о защите прав юр. лиц и частных предпринимателей при осуществлении государственного и муниципального надзора.

В процессе обследования объект проверяется на соответствие утвержденным государством противопожарным нормам, которые содержатся в:

  • Федеральном законе (ФЗ) № 69-Ф3 (от 21.12.94) – О пожарной безопасности объектов;
  • ФЗ 123-Ф3 (от 27.07.08) – Технический регламент о требованиях ПБ;
  • Правилах пожарной безопасности – ППБ № 01-03 (утверждены по приказу МЧС России № 313 от 18.06.03);
  • Административном регламенте Министерства РФ по надзору за выполнением требований ПБ (утвержденном приказом МЧС № 375 от 28.06.12);
  • Строительных правилах и нормах – СНиП № 21-01-97, нормирующих пожарную безопасность зданий и сооружений (утверждены постановлением Министерства Строительства РФ № 18-7 от 13.02.97);
  • Нормах пожарной безопасности (утверждены соответствующими приказами МЧС и ГУГПС МВД РФ) – НПБ №№ 110-03 (нормируют перечень тех зданий, сооружений, помещений, оборудования, которые должны быть оборудованы автоматическими установками тушения пожара и сигнализацией) и 253-98 (указывают меры противодымной защиты зданий).

Предмет проверки ГПН

Предметом проверок органов пожарного надзора являются объекты защиты, а, точнее, степень соблюдения на них требований пожарной безопасности (ПБ).

Объектами защиты могут выступать не только:

  • помещения;
  • строения;
  • здания;
  • сооружения
  • наружные установки,

но и также территории, эксплуатируемые предприятием:

  • в ходе производственной деятельности:
  • при транспортировке, хранении, использовании или утилизации взрывоопасных материалов и веществ;
  • лесные участки;
  • подземные объекты и т. д.

Административный регламент также причисляет к предметам пожарного надзора следующие:

  • соблюдение правил ПБ органами власти на объектах защиты;
  • соблюдение требований ПБ гражданами и организациями на объектах защиты;
  • соблюдение требований к пиротехнике (изделиям, а также их производству, хранению, реализации, эксплуатации, утилизации, идентификации);
  • соответствие требованиям ПБ сведений, содержащихся в документации о начале предпринимательской деятельности;
  • исполнение предписаний органов пожарного надзора;
  • ход мероприятий, направленных на предотвращение угроз возникновения пожара, причинения вреда людям, растениям, животным, имуществу.

Порядок проведения проверки ГПН

В ходе проверки особое внимание инспектор уделяет таким пунктам:

  • насколько выполняются условия соответствия требованиям ПБ на объекте защиты;
  • уровень выполнения оргмероприятий по обеспечению ПБ;
  • наличие необходимой документации по обучению персонала мерам ПБ;
  • знания персонала в области пожарной безопасности и готовность к правильным действиям при пожаре;
  • порядок противопожарной организации производства на объекте, а также правил поведения сотрудников;
  • содержание территории объекта согласно требованиям ПБ;
  • наличие лицензии на проведение работ (если она требуется), а также сертификатов, деклараций и других необходимых по законодательству документов;
  • соответствует ли вид деятельности предприятия имеющимся документам о начале деятельности;
  • имеется ли в наличии и изготовителя либо поставщика продукции подтверждение о соответствии требованиям ПБ веществ и материалов в техдокументации;
  • в какой степени выполняются требования к пиротехнической продукции и ее хранению, эксплуатации, перевозке и пр.

Собственно проверка может быть плановой либо внеплановой. В любом случае инспектирование объекта осуществляется поэтапно:

  1. Предъявление сотрудниками ГПН удостоверения и распоряжения о проведении проверки (с указанием целей, задач, видов и объемов проверочных работ, экспертов, сроков и условий проведения).
  2. Анализ документов объекта защиты
  3. Визуальный осмотр объекта защиты, экспертные обследования
  4. Окончательная оценка соответствия объекта требованиям ПБ

При внеплановой инспекции работник ГПН должен отметить как выполняются данные руководству ранее предписания по исполнению правил ПБ

Срок проведения проверки ГПН

По закону РФ срок проведения проверки ГПН не должен длиться дольше, чем 20 рабочих дней.

Исключения составляют случаи, при которых сотруднику пожнадзора необходимо провести сложные/длительные экспертизы (испытания либо исследования). Основой для этого могут стать мотивированные предложения должностных лиц ГПН при выездной инспекции. В таких ситуациях продлевают сроки проверки еще на 20 рабочих дней, но не больше.

Проверки объекта защиты планируются в органах пожнадзора заранее. О предстоящем обследовании руководителя (собственника) должны предупредить не меньше, чем за 3 дня (в случае плановой проверки) либо 1 сутки (при внеплановом обследовании) до его начала, путем отправки уведомления.

Внеплановая проверка может происходить в срочном порядке, т. е. без уведомления, только в случаях, если:

  • возникла неожиданная угроза жизни/здоровью людей, животных, растений, окружающей среде, безопасности государства;
  • возникла угроза чрезвычайной ситуации (ЧС);
  • причиняется вред жизни/здоровью людей, животных, растений, окружающей среде, безопасности государства;
  • происходит ЧС;
  • были нарушены права потребителей.

Плановая проверка ГПН

Ожидать плановую проверку может собственник объекта защиты, который:

  • не проходил проверок в течение 3-х лет после того, как был введен в использование либо поменял класс функциональной ПБ;
  • не проверялся на предмет соблюдения требования ПБ в течение 3-х лет после плановой проверки ГПН.

Отдельный случай представляют организации определенных сфер деятельности (здравоохранение, образование, социальная область). На таких объектах плановые проверки могут осуществляться ежегодно, периодичность определяется постановлением РФ № 944 от 23.11.09.