Понятие и значение специального профессионального стажа. Специальный стаж для назначения пенсии. Что такое страховой стаж – общий и специальный, отличие от трудового стажа

Специальный трудовой стаж – это учитываемая при определении права на досрочную трудовую пенсию суммарная продолжительность периодов определённых работ в определённых условиях труда по определённой профессии (должности) в определённой местности.

При наличии специального стажа устанавливается трудовая пенсия по старости раньше общеустановленного возраста (55 лет для женщин и 60 для мужчин) или пенсия за выслугу лет.

Виды специального трудового стажа:

1) Специальный стаж, определённый условиями труда. Он ещё называется «стажем на соответствующих видах работ». Статья 27 ФЗ «О трудовых пенсиях», пункт 1, подпункты с 1 по 18.

а) Стаж работы на подземных работах, с вредными условиями труда, а также в горячих цехах определяет список №1.

б) Стаж работы с тяжёлыми условиями труда.

в) Стаж работы женщин в текстильной промышленности.

г) Стаж работы в качестве работников в локомотивных бригадах, а также работников отдельных категорий, осуществляющих организацию перевозок, обеспечения безопасности движения на железнодорожном транспорте и метрополитене.

д) Стаж работы в экспедициях, партиях, отрядах непосредственно на полевых, геолого-разведческих, поисковых, геофизических, изыскательных работ.

е) Водителей троллейбусов, трамваем, регулирующих пассажирские перевозки городских маршрутов.

ж) Стаж работы в качестве работающих мастеров на лесозаготовках, лесосплавах.

2) Стаж работы по определённой профессии (должности), связанной с повышенным эмоциональным, умственным и нервным напряжением. Это педагогическая деятельность в школах, вузах и так далее; лечебная деятельность, творческая деятельность.

3) Стаж работы, определённый местностью, в которых протекала работа. Районы Крайнего Севера и приравненные к ним местности.

4) Выслуга лет.

При определении права на досрочную пенсию необходимо, чтобы наименование профессии (должности) в документах о трудовом стаже соответствовало профессии (должности), предусмотренной специальными списками.

Право на досрочную пенсию имеют работники, занятые на соответствующих видах работ полный рабочий день (это 80% рабочего времени).

Выполнение подготовительных, вспомогательных работ не лишают работника права на досрочную пенсию.

Порядок исчисления периодов работы, дающей право на досрочную пенсию, утверждён Постановлением Правительства от 11 июля 2002 года и предусматривает включение в специальный страховой стаж некоторых иных период:

1. Время перевода на другую работу по производственной необходимости с работ, дающих право на досрочную пенсию продолжительностью не более одного (1) месяца.

2. Также включается время перевода на другую работу с работ, дающих право на досрочную пенсию, беременным женщинам на основании медицинского заключения.


3. Время вынужденного прогула при незаконном увольнении с работ, дающих право на досрочную пенсию.

4. Время работ в местах лишения свободы на работах, дающих право на досрочную пенсию лиц, необоснованно привлечённых к уголовной ответственности, а также незаконно репрессированных, а впоследствии реабилитированных.

5. Время испытания при приёме на работу, дающее право на досрочную пенсию.

6. Период нахождения на инвалидность I, II группы вследствие трудового увечья, профессионального заболевания, если увечье или заболевание получено на работе, дающей право на досрочную пенсию.

Не включается в стаж, дающий право на досрочную пенсию, период отстранения от работы по причинам:

1) Появления на работе в состоянии алкогольного опьянения.

2) Отстранение от работы в связи с не прохождением медицинского осмотра.

3) Периода простоя как по вине работника, так и по вине работодателя.

4) Отстранение от работы в связи с не прохождением обучения и проверки знаний в области охраны труда.

5) Отстранение на основании медицинского заключения в связи с выявлением отклонений для выполнения работ, дающих право на досрочную пенсию.

В рамках пенсионной реформы, очередной этап которой стартовал с самого начала 2015 года в связи со вступлением в силу Федерального закона «О страховых пенсиях в РФ» от 28.12.2013 № 400-ФЗ, было введено понятие страхового стажа и такого его вида, как специальный страховой стаж. Эти показатели учитываются при начислении пенсионных выплат и влияют на их размер.

Под страховым стажем подразумевается период трудовой и других, установленных в вышеуказанном нормативно-правовом акте, разновидностей деятельности людей, на протяжении которых осуществлялись регулярные выплаты страховых взносов в ПФР. Такой стаж отличается двумя чертами – количественной (исчисляется годами) и качественной (определяется наличием специфических условий труда). Именно вторая характеристика является неотъемлемой составляющей специального страхового стажа. В данной статье мы подробно рассмотрим особенности и виды спецстажа, как он определяется и каким категориям лиц начисляется.

Что это за стаж и в чем его особенности?

Специальный страховой стаж – это длительность времени (в сумме), на протяжении которого работником реализовывалась трудовая деятельность в условиях, классифицируемых как трудные и неблагоприятные, в пределах местностей, имеющих особый статус, или в суровой природно-климатической зоне, при одновременной уплате страховых взносов в ПФР. Таким образом, это стаж, который связан с негативным влиянием условий труда на состояние здоровья и жизнь человека.

Обстоятельства, к которым применим специальный страховой стаж:

  • специфические и небезопасные условия работы;
  • трудовая деятельность в границах Крайнего Севера и территорий, приравненных к нему;
  • контрактная военная и госслужба.

Различают 2 разновидности страхового спецстажа: первая из них гарантирует возможность выхода на пенсию в досрочном порядке, вторая призвана обеспечить выплаты по выслуге лет.

Каким категориям работников начисляется?

Перечень профессий, к которым применим специальный страховой стаж, проходит утверждение на правительственном уровне. Такая процедура касается как списка категорий работников, которые наделены правом на досрочную пенсию в связи со старостью, так и тех, кто может претендовать на выплату в соответствии с выслугой.

  • люди, работающие в тяжелых трудовых условиях (под землей, в горячих цехах и т. п.);
  • водители большегрузных транспортных средств в местах добычи полезных ископаемых (рудники, карьеры, шахты);
  • работники метрополитенов, железной дороги, водители общественного транспорта;
  • участники изыскательных экспедиций;
  • педагоги в муниципальных и государственных образовательных учреждениях с детским профилем;
  • люди творческих профессий, реализующие свою деятельность в государственных развлекательных структурах (театр, кино и т. п.);
  • работники муниципальных и государственных медучреждений;
  • заготовщики леса;
  • сотрудники портов, которые участвуют в проведении погрузочных и разгрузочных операций;
  • пожарные, спасатели;
  • граждане, у которых имеется опыт работы в зонах с высоким радиационным фоном.
  • госслужащие;
  • военные-контрактники;
  • люди, работающие в местах лишения свободы;
  • летчики-испытатели и др.

Процедура начисления пенсионных выплат для представителей каждой из перечисленных профессий строго регламентирована законом, рассмотренным выше. Статьями 13 и 14 этого же нормативно-правового акта регулируется и порядок расчета длительности самого стажа.

На основании чего определяется спецстаж?

Документом, по которому происходит определение специального страхового стажа, выступает трудовая книжка работника. В случае, если в нее не внесены соответствующие записи, в качестве доказательств могут быть использованы трудовые соглашения гражданина с работодателями, счета по заработной плате, справки и выписки из организаций и т. д.

Если человек занимался предпринимательством, не оформив официально ИП, но условия его труда соответствуют тем, которые названы в законодательстве и предусматривают начисление страхового спецстажа, ему придется подать бумагу, подтверждающую регулярную оплату страховых взносов. Имеющийся в наличии пакет документов необходимо предоставить сотрудникам территориального отделения Пенсионного фонда, которые и рассчитают его длительность для начисления пенсионных выплат.

Правила исчисления

Расчет спецстажа производится в календарном порядке. Осуществляется перевод срока трудовой деятельности, к которому применим специальный стаж, в месяцы и годы. К условиям, при которых срок работы может быть включен в спецстаж, относятся:

  • реализация трудовой деятельности в качестве основной работы;
  • форма занятости - полный рабочий день;
  • осуществление регулярных взносов в ПФР.

Если гражданин трудился неполную рабочую неделю, тогда во внимание принимается общая длительность его рабочего дня, а стаж исчисляется согласно фактически отработанному времени. Кроме этого, в спецстаж входят: временная потеря работоспособности сотрудником, плановые и дополнительные отпуска. Простой отпуск, срок отстранения от работы или недопуска работника к выполнению трудовых обязанностей по закону не могут быть включены в состав специального страхового стажа. Если человек чередовал вредную работу с обычной, то из общего трудового стажа будут выделены и суммированы только периоды, отвечающие условиям, необходимым для начисления спецстажа.

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

Введение

Глава 1. Понятие и виды стажа

1.2 Общий трудовой стаж

2.2 Понятие и юридическое значение страхового стажа

2.3 Порядок подтверждения трудового стажа

Глава 3. Юридическое значение специального (профессионального) стажа и выслуги лет в обеспечении права граждан на социальную защиту

Глава 4. Проблемы правового регулирования специального (профессионального) стажа и выслуги лет в РФ

Заключение

Введение

стаж трудовой страховой выслуга

Статья 39 Конституции Российской Федерации каждому гарантирует социальное обеспечение по возрасту. Этот же принцип проведен законодателем через сотни нормативных актов Российской Федерации и ее субъектов.

Трудовой стаж - это не только один из базисов права социального обеспечения, со временем каждый человек сталкивается с назначением пенсии по старости; пособия по нетрудоспособности; пенсии по выслуге лет. При этом возникает масса вопросов: Сколько лет стажа нужно для получения пенсии по старости? Входит ли обучение в вузе в трудовой стаж, если выпускник устроился на работу по специальности в течение одного месяца со дня окончания вуза? Засчитывается ли стаж работы за рубежом? Прерывает ли работа по гражданскому договору непрерывный стаж? И многие другие.

Актуальность данного исследования обуславливается тем, что за последние несколько лет стремительно менялось трудовое законодательство, что не могло не отразиться на правовом регулирование трудового стажа. Более того, с момента принятия «свежих» законодательных актов прошло чуть более года, в связи с чем, представляет интерес исследование накопившейся практики по этому вопросу.

Актуальность исследования подтверждается также необходимостью рассмотрения тенденций развития законодательства о трудовом стаже.

Итак, цель данной дипломной работы - исследовать особенности трудового стажа в праве социального обеспечения.

Исходя из поставленной цели мы видим перед собой следующие задачи:

Проанализировать понятие и значение трудового стажа в праве социального обеспечения;

Провести классификацию трудового стажа;

Исследовать порядок исчисления трудового стажа в праве социального обеспечения, в частности, страхового, специального, непрерывного стажа.

Рассмотреть порядок подтверждения трудового стажа;

В заключение подвести итоги по проделанному исследованию.

Данное исследование вопроса трудового стажа в праве социального обеспечения, было бы полезно, прежде всего, гражданам интересующимся порядком исчисления трудового стажа по новому законодательству.

Глава 1. Понятие и виды стажа

1.1 Виды стажа, установленные законодательством РФ: общая характеристика и юридическое значение

В современном обществе социальное обеспечение перестало выступать в форме облагодетельствования, предоставляемого более обеспеченными слоями общества его менее обеспеченным категориям граждан. Социальное обеспечение как особый социальный институт государства является показателем социальной уверенности, социальной гарантией достойного развития каждого члена общества и сохранения средств к существованию при наступлении социальных рисков. В этой связи огромное значение в жизни каждого гражданина приобретает трудовой стаж.

Право на многие виды социального обеспечения поставлено в зависимость от участия гражданина в трудовой или иной общественно-полезной деятельности. Эта зависимость получила законодательное закрепление в нормах такого правового института в системе отрасли права социального обеспечения, как институт трудового стажа (1). Помимо указанной деятельности, в трудовой стаж включаются также периоды, когда гражданин не мог работать по объективным причинам, признанным государством уважительными (например, в связи с необходимостью ухода за ребенком или инвалидом; в связи с учебой в вузах по очной форме обучения и т.п.).

В науке права социального обеспечения под трудовым стажем, понимают - суммарную продолжительность трудовой, иной общественно полезной деятельности и других, указанных в законе периодов (независимо от того, где и когда они имели место и были ли в них перерывы), с которыми связаны определенные правовые последствия (2)

В соответствии со ст. 2 Федерального закона от 15 декабря 2001 г. № 166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» Собрании законодательства РФ.- 2001.- N 51.- ст. 4831 трудовой стаж - учитываемая при определении права на отдельные виды пенсий по государственному пенсионному обеспечению суммарная продолжительность периодов работы и иной деятельности, которые засчитываются в страховой стаж для получения пенсии, предусмотренной Федеральным законом «О трудовых пенсиях в Российской Федерации»

Трудовой стаж имеет юридическое значение во многих сферах. Он учитывается при предоставлении оплачиваемых отпусков, занятии определенных должностей и т.д. Однако наибольшее значение он имеет в правовом регулировании отношений в сфере социального обеспечения, т.к. является одним из необходимых фактов в сложном юридическом составе, порождающем возникновение большинства пенсионных правоотношений (за исключением правоотношений по обеспечению социальными пенсиями), правоотношений по предоставлению отдельных видов пособий, а также социальных льгот.

Нормативные правовые акты России придают разное юридическое значение различным видам трудового стажа, поэтому трудовой стаж как общее понятие, вбирающее в себя признаки всех видов трудового стажа, не имеет самостоятельного юридического значения. Многообразие норм, касающихся трудового стажа, различная их значимость в разных институтах права социального обеспечения позволяют выделить трудовой стаж в самостоятельный, сквозной институт этой отрасли права, тесно связанный с рядом других правовых институтов.

Российские нормативные правовые акты и наука права социального обеспечения выделяют несколько видов трудового стажа. В недалеком прошлом трудовой стаж классифицировался на три вида: общий, специальный и непрерывный трудовой стаж. Теперь выделятся четвертый вид трудового стажа, имеющий специфическое содержание и юридическую значимость, страховой трудовой стаж.

Общий трудовой стаж (ОТС) - это суммарная продолжительность трудовой и иной общественно полезной деятельности, учитываемая в календарном порядке (п. 4 ст. 30 Федерального закона от 17 декабря 2001 г. № 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" Собрание законодательства РФ.- 2001. -N 52 (ч. 1).- Ст. 4920.).

ОТС имеет юридическое значение в пенсионном обеспечении. Он является одним из основных юридических фактов, с которым связано право на пенсию по старости, по инвалидности вследствие общего заболевания и по случаю потери кормильца, умершего вследствие такого же заболевания; длительность общего трудового стажа обычно влияет на размер названных пенсий, в том числе на минимальный и максимальный.

В общий трудовой стаж включается любая работа по трудовому договору, работа в качестве члена колхоза или другого кооперативного предприятия; иная работа, на которой работник подлежал государственному социальному страхованию; работа (служба) в военизированной охране, в органах специальной связи или горноспасательной части, независимо от ее характера; предпринимательская деятельность без образования юридического лица, в том числе в сельском хозяйстве.

Период творческой деятельности членов творческих союзов - писателей, художников, композиторов, кинематографистов, театральных деятелей и других, а также литераторов и художников, не являющихся членами соответствующих творческих союзов, приравнивается к указанной работе.

Служба в составе Вооруженных Сил РФ и иных созданных в соответствии с законодательством РФ воинских формирований, Объединенных Вооруженных Сил СНГ, Вооруженных Сил бывшего СССР, в органах внутренних дел, внешней разведки, органах контрразведки РФ, министерствах и ведомствах РФ, в которых предусмотрена военная служба, в бывших органах государственной безопасности РФ, а также в органах государственной безопасности бывшего СССР (в том числе когда они именовались по-другому), пребывание в партизанских отрядах в период гражданской и Великой Отечественной войн включается в ОТС.

В ОТС засчитывается также время учебы в училищах, школах и на курсах по подготовке кадров, повышению квалификации и по переквалификации, в средних специальных и высших учебных заведениях, пребывание в аспирантуре, докторантуре, клинической ординатуре.

Наравне с работой в ОТС включаются следующие периоды: временной нетрудоспособности, начавшейся в период работы; инвалидности I и II групп вследствие трудового увечья или профессионального заболевания; ухода за инвалидом I группы, ребенком-инвалидом в возрасте до 16 лет, престарелым, если он нуждается в постороннем уходе по заключению медицинского учреждения; ухода неработающей матери за каждым ребенком в возрасте до трех лет и 70 дней до его рождения, но не более 9 лет в общей сложности; проживания жен (мужей) военнослужащих, проходящих военную службу по контракту, вместе с мужьями (женами) в местностях, где они не могли трудиться по специальности в связи с отсутствием возможности для их трудоустройства, без ограничения сроком; проживания за границей жен (мужей) работников советских учреждений и международных организаций, но не более 10 лет в общей сложности; содержания под стражей, отбывания наказания, отстранения от должности в связи с незаконным привлечением к уголовной или административной ответственности; пребывания в местах заключения сверх срока, назначенного при пересмотре дела; выплаты пособия по безработице, стипендии от службы занятости, участия в оплачиваемых общественных работах и переезда по направлению службы занятости в другую местность и трудоустройства.

Специальный стаж - это продолжительность работы в определенных условиях труда, должностях, природно-климатических условиях независимо от перерывов в трудовой деятельности, принимается во внимание при назначении пенсий на льготных основаниях и дает право выхода на пенсию раньше достижения общеустановленного пенсионного возраста (п. 1 ст. 27, п. 1 ст. 28 Федерального закона № 173-ФЗ).

Специальный трудовой стаж имеет значение в пенсионном обеспечении по старости, предоставляемом многим работникам при пониженном возрасте, а иногда также при пониженном общем трудовом стаже, и за выслугу лет. Продолжительность этого стажа зачастую влияет и на размер пенсии. С учетом специального стажа производятся доплаты к государственным пенсиям, предоставляется пожизненное денежное содержание отдельным категориям государственных служащих. Этот вид трудового стажа дифференцируется по ряду признаков по условиям трудовой деятельности, службы и т.д.

Специальный трудовой стаж является юридически значимым обстоятельством в сложном составе, необходимом для приобретения права на трудовую пенсию по старости на льготных основаниях. Наличие специального стажа установленной продолжительности с учетом или без учета ОТС приводит к возникновению права на пенсию по старости до достижения нормального пенсионного возраста - 60 лет (мужчины) и 55 лет (женщины). Так, в соответствии со ст. 27 Федерального закона № 173-ФЗ, трудовая пенсия по старости назначается ранее достижения указанного возраста, следующим лицам:

1) мужчинам по достижении возраста 50 лет и женщинам по достижении возраста 45 лет, если они проработали соответственно не менее 10 лет и 7 лет 6 месяцев на подземных работах, на работах с вредными условиями труда и в горячих цехах и имеют страховой стаж соответственно не менее 20 и 15 лет.

В случае, если указанные лица проработали на перечисленных работах не менее половины установленного выше срока и имеют требуемую продолжительность страхового стажа, трудовая пенсия им назначается с уменьшением возраста, установленного статьей 7 настоящего Федерального закона, на один год за каждый полный год такой работы - мужчинам и женщинам;

2) мужчинам по достижении возраста 55 лет и женщинам по достижении возраста 50 лет, если они проработали на работах с тяжелыми условиями труда соответственно не менее 12 лет 6 месяцев и 10 лет и имеют страховой стаж соответственно не менее 25 и 20 лет.

В случае, если указанные лица проработали на перечисленных работах не менее половины установленного срока и имеют требуемую продолжительность страхового стажа, трудовая пенсия им назначается с уменьшением возраста, предусмотренного статьей 7 настоящего Федерального закона, на один год за каждые 2 года и 6 месяцев такой работы мужчинам и за каждые 2 года такой работы женщинам;

3) женщинам по достижении возраста 50 лет, если они проработали в качестве трактористов-машинистов в сельском хозяйстве, других отраслях экономики, а также в качестве машинистов строительных, дорожных и погрузочно-разгрузочных машин не менее 15 лет и имеют страховой стаж не менее 20 лет;

4) женщинам по достижении возраста 50 лет, если они проработали не менее 20 лет в текстильной промышленности на работах с повышенной интенсивностью и тяжестью;

5) мужчинам по достижении возраста 55 лет, женщинам по достижении возраста 50 лет, если они проработали соответственно не менее 12 лет 6 месяцев и 10 лет в качестве рабочих локомотивных бригад и работников отдельных категорий, непосредственно осуществляющих организацию перевозок и обеспечивающих безопасность движения на железнодорожном транспорте и метрополитене, а также в качестве водителей грузовых автомобилей непосредственно в технологическом процессе на шахтах, разрезах, в рудниках или рудных карьерах на вывозе угля, сланца, руды, породы и имеют страховой стаж соответственно не менее 25 и 20 лет;

6) мужчинам по достижении возраста 55 лет, женщинам по достижении возраста 50 лет, если они проработали соответственно не менее 12 лет 6 месяцев и 10 лет в экспедициях, партиях, отрядах, на участках и в бригадах непосредственно на полевых геолого-разведочных, поисковых, топографо-геодезических, геофизических, гидрографических, гидрологических, лесоустроительных и изыскательских работах и имеют страховой стаж соответственно не менее 25 и 20 лет; И так далее.

Списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей и специальностей и учреждений, с учетом которых назначается льготная трудовая пенсия, правила исчисления периодов работы и назначения трудовых пенсий при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации.

С учетом специального стажа устанавливается и пенсия по старости в связи с особыми условиями труда, работой на Крайнем Севере, а также пенсия за выслугу лет. Соответственно выделяются три вида специального трудового стажа, с учетом которого назначаются эти пенсии. Причем каждый вид специального трудового стажа подразделяется на несколько подвидов. Так, в первом виде выделяется стаж подземной работы, работы с вредными условиями труда и в горячих цехах; стаж работы женщин в текстильной промышленности с повышенной интенсивностью и тяжестью труда и т.д. Во втором виде выделяется стаж работы в районах Крайнего Севера и стаж работы в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера. Соответственно пенсия по старости в связи с работой на Севере устанавливается с учетом двух подвидов «северного» специального трудового стажа -стажа работы в районах Крайнего Севера и стажа работы в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера. В третьем виде - стаж педагогической деятельности в школах и других учреждениях для детей; стаж лечебной и иной работы по охране здоровья населения; стаж творческой работы на сцене в театрах и других театрально-зрелищных организациях; стаж военной и другой приравненной к ней службы и т.д. Стаж, с учетом которого устанавливаются пенсии за выслугу лет, часто именуется в нормативных правовых актах «выслугой».

Федеральным законом 27 мая 1998 года № 76-ФЗ «О статусе военнослужащих» Собрание законодательства РФ.- 1998. -N 22. -Ст. 2331 предусмотрено, что время прохождения военной службы на воинских должностях, связанных с повышенной опасностью для жизни и здоровья, засчитывается в специальный трудовой стаж при установлении пенсии по старости в связи с особыми условиями труда или пенсии за выслугу лет, если указанные должности включены в перечни, утвержденные Правительством РФ.

Особыми видами специального трудового стажа являются стаж определенной деятельности, с учетом которого назначается пожизненное денежное содержание судьям, ушедшим в отставку, а также стаж государственной службы, необходимый для установления ежемесячной доплаты к государственным пенсиям.

На общих основаниях включается в специальный трудовой стаж, дающий право на пенсию в связи с особыми условиями труда, время выполнения осужденными соответствующих работ в период отбывания наказания в виде лишения свободы или в период исправительных работ.

Необходимо отметить, что отличие содержания специального трудового стажа по российскому пенсионному законодательству состоит в том, что в него теперь не включаются многие периоды иной деятельности, которые учитывались ранее: время выборной и ответственной работы в советских и партийных органах, выборной работы в профсоюзных органах и т. д. Включается в такой стаж лишь соответствующая работа (служба), в течение которой уплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации, а также иные периоды, засчитываемые в страховой стаж

Непрерывный трудовой стаж - это время трудовой деятельности (службы) в одной организации без перерывов либо в нескольких (двух и более), если при переходе с одного места работы на другое трудовой стаж по действующим правилам не прерывался.

В недалеком прошлом, до введения в действие российского пенсионного закона, непрерывный трудовой стаж имел юридическое значение в пенсионном обеспечении: с учетом длительного непрерывного трудового стажа к пенсии устанавливалась надбавка (за непрерывный трудовой стаж свыше 15 лет -10%).

Данный вид трудового стажа также имел юридическое значение в обеспечении работающих граждан одним видом пособия - пособием по временной нетрудоспособности. С учетом непрерывного трудового стажа определялся лишь размер пособия, но не право на него, причем даже не во всех случаях временной нетрудоспособности и не для всех работающих.

Очевидно, что в нынешних условиях рыночной экономики, резко возросших рисков смены и даже потери рабочего места определение объемов социальных выплат в зависимости от понятия непрерывности трудового стажа стало очевидно несправедливым, поэтому вместо него с 1 января 2007 применяется общий страховой стаж.

С 1 января 2007 года действует Федеральный закон от 29.12.2006 №255-ФЗ «Об обеспечении пособиями по временной нетрудоспособности, по беременности и родам граждан, подлежащих обязательному социальному страхованию» Собрание законодательства РФ.- 2007.- № 1 (1 ч.).- Ст. 18, которым установлены новые правила расчета пособий по временной нетрудоспособности, беременности и родам, определяющие условия, размеры и порядок обеспечения пособиями. Если ранее - до 2007 года - размер пособия по временной нетрудоспособности зависел от непрерывного трудового стажа работы, то, начиная с 2007 года, размер пособия зависит от страхового стажа работы, под которым понимается время работы застрахованного лица по трудовому договору, на государственной службе, а также периоды иной деятельности, в течение которой гражданин подлежал обязательному социальному страхованию (статья 16 Закона).

Как видим, в связи с проводимой правовой реформой институт общего трудового стажа, утрачивает свое значение. По мере завершения формирования в России системы обязательного социального страхования на смену общему трудовому стажу придет страховой стаж, поскольку именно с ним связано не только право на получение пенсии в порядке обязательного пенсионного страхования, но и определение ее размера.

В целях реализации основных положений Концепции реформирования системы пенсионного обеспечения, был принят Федеральный закон от 1 апреля 1996 года № 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе государственного пенсионного страхования» Собрание законодательства РФ.- 1996. N 14. Ст. 1401., который впервые дал легальное определение страхового стажа как самостоятельной правовой категории

В статье 1 этого закона он определялся как суммарная продолжительность периодов трудовой деятельности застрахованного лица в течение его жизни, за которые уплачиваются страховые взносы, под которым понимаются обязательные платежи на государственное пенсионное страхование, которые плательщики страховых взносов уплачивают в Пенсионный фонд Российской Федерации в соответствии с законодательством Российской Федерации.

В более позднем Федеральном законе от 16 июля 1999 г. «Об основах обязательного социального страхования» Собрание законодательства РФ - 1999.- № 29.- Ст. 3686 страховой стаж определяется как суммарная продолжительность времени уплаты страховых взносов.

Необходимо отметить, что содержание страхового стажа значительно уже содержания общего трудового стажа: в него не включаются периоды трудовой деятельности (службы), когда работник не подлежал обязательному пенсионному страхованию (служба в Вооруженных Силах, в органах внутренних дел, в том числе в милиции, обучение в профессиональных учебных заведениях, иные периоды общественно полезной деятельности и другие периоды).

Статья 2 Федерального закона от 17.12.2001 № 173-ФЗ говорит об определении страхового стажа, как об учитываемой при определении права на трудовую пенсию суммарной продолжительности периодов работы и (или) иной деятельности, в течение которых уплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд РФ, а также иных периодов, засчитываемых в страховой стаж.

Таким образом, в страховом стаже выделяются две группы периодов, которые включаются в него. Первая группа - это периоды работы и иной деятельности, в течение которых уплачивались страховые взносы в ПФР. Их объединяет уплата страховых взносов в указанный фонд. Вторая группа включает иные периоды, в течение которых не уплачивались страховые взносы, но которые также засчитываются в страховой стаж. Страховой стаж является общей, суммарной продолжительностью этих двух периодов.

Таким образом, страховой стаж на современном этапе является разновидностью трудового стажа и самостоятельным юридическим фактом в правоотношениях по социальному обеспечению и важнейшим элементом страховой пенсионной системы России.

1.2 Общий трудовой стаж

Общий трудовой стаж - это суммарная продолжительность трудовой деятельности (независимо от количества и продолжительности перерывов), общественно полезной деятельности, а также иных периодов времени, специально оговоренных законодателем. С учетом общего трудового стажа устанавливаются пенсия по старости, пенсия по инвалидности, пенсия по случаю потери кормильца. В некоторых случаях общий трудовой стаж является одним из дополнительных условий для назначения пенсии за выслугу лет, пенсии по старости на льготных основаниях. Под трудовой деятельностью, включаемой в общий трудовой стаж, понимаются:

любая работа в качестве рабочего, служащего (в том числе работа по найму до установления Советской власти и за границей), члена колхоза или другого кооперативного предприятия (организации);

иная работа, на которой работник, не будучи рабочим и служащим, подлежал государственному социальному страхованию;

работа (служба) в военизированной охране, в органах специальной связи или горноспасательной части независимо от ее характера;

индивидуально-трудовая деятельность, в том числе в сельском хозяйстве;

творческая деятельность членов творческих союзов СССР и союзных республик (писателей, художников, композиторов, кинематографистов, театральных деятелей и др.);

творческая деятельность литераторов и художников, не являющихся членами творческих союзов (ст. 89 Закона);

военная служба и другая приравненная к ней служба (ст. 90 Закона);

время привлечения осужденных к оплачиваемому труду (включается в общий трудовой стаж с 1 сентября 1992 г. на основании ч. 6 ст. 38 ИТК РСФСР, п. 3 ст. 104 Уголовно-исполнительного кодекса РФ);

время участия граждан, признанных в установленном порядке безработными, в оплачиваемых общественных работах (п. 6.1 постановления Минтруда РФ от 11 июня 1992 г. № 21 "Об утверждении Положения об организации общественных работ");

работа граждан по гражданско-правовым договорам подряда и поручения, которая включается в общий трудовой стаж с 1 января> 1992 г. при условии уплаты страховых взносов в Пенсионный фонд.

К общественно полезной деятельности, включаемой в общий трудовой стаж, относятся:

учеба - подготовка к профессиональной деятельности (обучение в училищах, школах и на курсах по подготовке кадров, повышению квалификации и по переквалификации, в средних специальных и высших учебных заведениях, пребывание в аспирантуре, докторантуре, клинической ординатуре). Причем форма обучения (дневная, вечерняя или заочная) не имеет значения. Период обучения включается в общий трудовой стаж независимо от того, предшествовала ли учебе какая-либо трудовая деятельность (ст. 91 Закона);

уход за инвалидом I группы, ребенком-инвалидом в возрасте до 16 лет, престарелым (если нуждаемость в постоянном постороннем уходе установлена заключением лечебного учреждения); время ухода за ВИЧ-инфицированным несовершеннолетним ребенком в возрасте до 8 лет;

уход неработающей матери за каждым ребенком в возрасте до трех лет, а также 70 дней до его рождения, но не более 9 лет в общей сложности;

срок полномочий депутата Государственной Думы, который засчитывается в общий трудовой стаж в соответствии с Законом РФ "О статусе депутата Совета Федерации и статусе депутата Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации" от 8 мая 1994 г. № 3-ФЗ;

временная нетрудоспособность, начавшаяся в период работы, и инвалидность I и II групп вследствие увечья, связанного с производством, или профессионального заболевания;

проживание жен (мужей) военнослужащих, проходящих военную службу по контракту вместе с мужьями (женами) в местностях, где они не могли трудиться по специальности в связи с отсутствием возможности трудоустройства;

пребывание под стражей и в местах заключения сверх срока, назначенного при пересмотре дела;

период выплаты пособия по безработице, а также время переезда по направлению службы занятости в другую местность и трудоустройства;

гражданам в возрасте 16 лет и старше, проживавшим в районах, временно оккупированных неприятелем в период Великой Отечественной войны на территории СССР, а также других государств, находившихся в состоянии войны с СССР. В общий трудовой стаж засчитывается все время их пребывания на оккупированной территории при условии, что они не совершили преступления в этот период (ст. 95 Закона);

период проживания в блокадном Ленинграде (с 8 сентября 1941 г. по 27 января 1944 г.), который засчитывается в общий трудовой стаж, кроме случаев совершения преступления в указанный период. Период пребывания в блокадном Ленинграде засчитывается в общий трудовой стаж независимо от каких-либо возрастных ограничений.

Суммарная продолжительность всех этих периодов и составляет содержание общего трудового стажа, с учетом которого назначается тот или иной вид пенсии.

В большинстве случаев продолжительность общего трудового стажа существенно влияет на размер пенсионного обеспечения. Юридическое значение общего трудового стажа заключается в том, что с учетом этого стажа производится конвертация (преобразование) пенсионных прав граждан.

1.3 Специальный (профессиональный) стаж

Специальный трудовой стаж - это суммарная продолжительность трудовой деятельности (независимо от количества и продолжительности перерывов в ней) в определенных отраслях народного хозяйства, в определенных профессиях, должностях и в определенных местностях, а также некоторые виды общественно полезной деятельности.

В специальный трудовой стаж включаются очень ограниченные виды общественно полезной деятельности. Порядок включения периодов общественно полезной деятельности в специальный трудовой стаж устанавливается нормативными актами, предусматривающими порядок исчисления выслуги лет тем или иным категориям граждан.

В специальный трудовой стаж для назначения пенсии по старости в связи с особыми условиями труда (ст. 12 Закона) включаются:

время инвалидности I и П групп вследствие трудового увечья или профессионального заболевания;

В соответствии с Законом РФ "О статусе депутата Совета Федерации и статусе депутата Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации" от 8 мая 1994 г. № 3-ФЗ срок полномочий депутата Государственной Думы засчитывается в стаж работы по специальности.

Законом РФ "О статусе военнослужащих" от 22 января 1993 г. предусматривается, что время нахождения граждан на военной службе по контракту засчитывается в стаж работы по специальности.

Юридическое значение специального трудового стажа заключается в том, что он является основным юридическим фактом при определении права на пенсию по старости на льготных основаниях в связи с особыми условиями труда, а также в связи с работой на Крайнем Севере. С учетом специального трудового стажа назначаются пенсии за выслугу лет. Пенсионное обеспечение за выслугу лет предусматривается Законом РФ "О государственных пенсиях в Российской Федерации" от 20 ноября 1990 г. (для работников здравоохранения, педагогических работников, работников летно-подъемного состава гражданской авиации и др.). Законом РФ "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, их семей" от 12 февраля 1993 г. (для военнослужащих, работников МВД, работников прокуратуры, налоговой полиции и др.).

Особым видом профессионального стажа является выслуга лет, которая служит юридическим фактом, дающим право на пенсию независимо от возраста либо по достижении установленного законом возраста.

В круг субъектов, имеющих право на государственную пенсию за выслугу лет, в соответствии со ст. 5 Федерального закона от 15 декабря 2001 г. N 166-ФЗ "О государственном пенсионном обеспечении в РФ" входят:

федеральные государственные гражданские служащие;

военнослужащие;

граждане из числа космонавтов;

граждане из числа работников летно-испытательного состава.

Кроме того, пенсию за выслугу лет могут получать:

профессиональные спасатели;

лица, работавшие с осужденными в качестве рабочих и служащих в учреждениях, исполняющих наказания в виде лишения свободы;

лица, осуществлявшие педагогическую деятельность в учреждениях для детей;

и другие.

Условия назначения пенсий федеральным государственным гражданским служащим регламентированы ст. 7 Федерального закона от 15.12.2001 г. «О государственном пенсионном обеспечении в РФ».

Что касается пенсий за выслугу лет государственным служащим субъектов РФ и муниципальным служащим, то условия их предоставления регулируются законами и иными нормативными правовыми актами субъектов РФ и актами органов местного самоуправления.

Военнослужащим по контракту пенсии за выслугу лет назначаются в соответствии с Законом РФ от 12.02.1993 г. «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей».

Наиболее сложные вопросы при определении права на пенсию за выслугу лет связаны с исчислением выслуги лет. Помимо федеральных законов, они регламентируются многочисленными подзаконными актами, большинство из которых принято Правительством РФ.

Как правило, пенсия за выслугу лет назначается только после прекращения профессиональной деятельности, в связи с которой она назначена. Для некоторых категорий работников сделано исключение - им предоставлено право на получение пенсии за выслугу лет независимо от оставления данной работы. Это относится, в частности, к лицам, занятым педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей, лечебной и иной работой по охране здоровья населения в сельской местности и некоторым другим.

1.4 Исчисление трудового стажа

Пенсионное законодательство устанавливает два порядка подсчета периодов, засчитываемых в трудовой стаж (в выслугу лет): обычный и льготный. Следует иметь в виду, что в обычном порядке исчисляются все виды и подвиды трудового стажа, а в льготном -- лишь отдельные из них и в определенных случаях, предусмотренных законом.

Исчисление периодов работы и иной деятельности в календарном порядке производится из расчета полного года (12 месяцев). При этом каждые 30 дней переводятся в месяцы, а каждые 12 месяцев переводятся в полные годы.

При совпадении по времени нескольких периодов (например, работа и одновременный уход за ребенком-инвалидом) учитывается один из таких периодов по выбору гражданина.

В льготном порядке в общий трудовой стаж до 1 января 2002 г. включались следующие периоды: работа в районах Крайнего Севера и в местностях, приравненных к ним (в полуторном размере); работа в лепрозориях и противочумных учреждениях (в двойном размере); работа и служба в воинских частях, штабах и учреждениях, входящих в состав действующей армии, а также время нахождения на излечении в лечебных учреждениях вследствие военной травмы (в тройном размере); работа в г. Ленинграде в период блокады (в тройном размере); работа во время Великой Отечественной войны, кроме работы в районах, временно оккупированных неприятелем (в двойном размере); служба по призыву (в двойном размере).

В льготном порядке страховой стаж для назначения трудовой пенсии подсчитывается в двух случаях. Во-первых, при работе в течение полного навигационного периода на водном транспорте. Это связано с тем, что длительность навигационного периода зависит от климатических условий и какой бы она ни была, она зачитывается за полный год работы, если работник проработал полный навигационный период; во-вторых, при работе в течение полного сезона в организациях сезонных отраслей промышленности. Сезонные работы выполняются в течение определенного периода - не более шести месяцев в силу природных или климатических условий. Продолжительность сезонной работы не имеет значения (это может быть два-три месяца), главное - проработать полный сезон. В этом случае период будет учтен таким образом, что продолжительность стажа в соответствующем году составит полный год.

Время прохождения службы в особых условиях подлежит зачету в выслугу лет для назначена пенсии в льготной исчислении. Так, время службы в воинских частях, входящих в состав действующей армии, засчитывается - один месяц за три месяца, время службы в высокогорной местности - один месяц за два.

Любой юридический факт в юридическом составе должен быть в соответствующем порядке доказан. Трудовой стаж не исключение, его также нужно доказать.

Закон предусматривает два способа подтверждения трудового стажа. Первый, основной способ, - подтверждение трудового стажа документами. В таком порядке доказываются все виды трудового стажа - общий, страховой, специальный и непрерывный. При этом документами подтверждается любая трудовая деятельность, засчитываемая в трудовой стаж, а также все иные периоды, которые в него включаются (время ухода за ребенком, инвалидом и т.д.).

Второй способ, вспомогательный, состоит в подтверждении стажа свидетельскими показаниями. В таком порядке может подтверждаться лишь стаж работы (кроме работы у отдельных граждан), к тому же при определенных условиях и лишь для назначения пенсии.

Законодательство предусматривает два способа подтверждения трудового стажа - документами и свидетельскими показаниями.

Подтверждение трудового стажа документами является основным способом доказывания. При подсчете трудового стажа периоды работы и (или) иной деятельности до регистрации гражданина в качестве застрахованного лица в соответствии с Федеральным законом от 1 апреля 1996 г. № 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе государственного пенсионного страхования» подтверждается документами, выдаваемыми в установленном порядке работодателями или соответствующими государственными (муниципальными) органами. После регистрации гражданина в качестве застрахованного лица трудовой стаж подтверждается сведениями индивидуального персонифицированного учета.

Основным документом, подтверждающим периоды работы по трудовому договору, является трудовая книжка.

При отсутствии трудовой книжки, а также в случае, когда в трудовой книжке содержатся неправильные и неточные сведения либо отсутствуют записи об отдельных периодах работы, в подтверждение периодов работы принимаются письменные трудовые договоры, оформленные в соответствии с трудовым законодательством, действовавшим на день возникновения соответствующих правоотношений, трудовые книжки колхозников, справки, выдаваемые работодателями или государственными (муниципальными) органами, выписки из приказов, лицевые счета и ведомости на выдачу заработной платы.

Если трудовая книжка не ведется, периоды работы по трудовому договору подтверждаются письменным трудовым договором, оформленным в соответствии с трудовым законодательством, действовавшим на день возникновения рассматриваемых правоотношений.

Периоды работы по договору гражданско-правового характера, предметом которого является выполнение работ или оказание услуг, подтверждаются указанным договором, оформленным в соответствии с гражданским законодательством, действовавшим на день возникновения правоотношений, и документом работодателя об уплате обязательных платежей. При этом продолжительность периода работы, включаемого в страховой стаж, определяется согласно сроку действия договора, соответствующему периоду уплаты обязательных платежей. В случаях когда срок действия договора не установлен, продолжительность указанного периода определяется исходя из периода уплаты обязательных платежей.

Периоды индивидуальной трудовой деятельности лиц, имевших регистрационные удостоверения или патенты, выданные исполкомами местных Советов народных депутатов до 1 января 1991 г., подтверждаются документом финансовых органов или справками архивных учреждений об уплате обязательных платежей. Указанные периоды деятельности (за исключением деятельности индивидуальных предпринимателей, перешедших на уплату единого налога на вмененный доход и применявших упрощенную систему налогообложения) начиная с 1 января 1991 г. подтверждаются документом территориального органа Пенсионного фонда РФ или территориального налогового органа об уплате обязательных платежей.

Периоды осуществления предпринимательской деятельности, в течение которой индивидуальный предприниматель уплачивал единый налог на вмененный доход для определенных видов деятельности, подтверждаются свидетельством об уплате данного налога, выдаваемым территориальными налоговыми органами.

Периоды осуществления предпринимательской деятельности, в течение которых индивидуальным предпринимателем, применяющим упрощенную систему налогообложения, в установленном порядке уплачивалась стоимость патента, подтверждаются: за периоды до 1 января 2001 г. - документом территориальных органов Пенсионного фонда РФ, а за периоды после 1 января 2001 г. - документом территориальных налоговых органов.

Периоды деятельности в качестве глав крестьянских (фермерских) хозяйств подтверждаются документом территориального органа Пенсионного фонда РФ или территориального налогового органа об уплате обязательных платежей.

Периоды деятельности в качестве членов родовых, семейных общин коренных малочисленных народов Севера, занимающихся традиционными отраслями хозяйствования, подтверждаются документом общины о периоде этой деятельности и документом территориального органа Пенсионного фонда РФ или территориального налогового органа об уплате обязательных платежей.

Периоды творческой деятельности членов творческих союзов, не состоящих в штате организаций, подтверждаются справкой организации, выплатившей указанному лицу вознаграждение за созданное им произведение, об уплате с суммы этого вознаграждения обязательных платежей. Периоды деятельности в качестве частных детективов, занимающихся частной практикой нотариусов, адвокатов и других лиц, самостоятельно обеспечивающих себя работой, подтверждаются документом территориального органа Пенсионного фонда РФ или территориального налогового органа об уплате обязательных платежей.

Период прохождения военной службы, а также другой приравненной к ней службы, предусмотренной Законом РФ «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей», подтверждается военными билетами, справками военных комиссариатов, воинских подразделений, архивных учреждений, записями в трудовой книжке, внесенными на основании документов, и другими документами, содержащими сведения о периоде прохождения службы.

Период получения пособия по государственному социальному страхованию в период временной нетрудоспособности подтверждается документом работодателя либо территориального органа Фонда социального страхования РФ о периоде выплаты указанного пособия.

Период ухода одного из родителей за каждым ребенком до достижения им возраста полутора лет подтверждается документами, удостоверяющими рождение ребенка и достижение им возраста полутора лет. В качестве указанных документов могут быть представлены свидетельство о рождении, паспорт, свидетельство о браке, свидетельство о смерти, справки жилищных органов о совместном проживании до достижения ребенком возраста полутора лет, документы работодателя о предоставлении отпуска по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет и другие документы, подтверждающие необходимые сведения. Кроме того, обращающийся за установлением трудовой пенсии гражданин (один из родителей) должен сообщить сведения о втором родителе, необходимые для решения вопроса о том, кому из родителей следует засчитывать в страховой стаж время ухода за ребенком.

Периоды получения пособия по безработице, участия в оплачиваемых общественных работах и переезда по направлению государственной службы занятости в другую местность для трудоустройства подтверждаются справкой органа государственной службы занятости. Периоды содержания под стражей лиц, необоснованно привлеченных к уголовной ответственности, и отбывания наказания этими лицами в местах лишения свободы и в ссылке подтверждаются документами учреждения, исполняющего наказания, о периоде отбывания наказания в местах лишения свободы, в ссылке, содержания под стражей и документом о необоснованном привлечении к уголовной ответственности, выданными в установленном порядке.

Период содержания под стражей лиц, необоснованно репрессированных и впоследствии реабилитированных, и период отбывания наказания этими лицами в местах лишения свободы и в ссылке подтверждается документами учреждения, исполняющего наказания, о периоде отбывания наказания в местах лишения свободы, в ссылке, содержания под стражей и засчитывается в страховой стаж при наличии документа о реабилитации, выданного в установленном порядке.

Период пребывания лиц из числа репрессированных народов в спецпоселениях (местах ссылки) подтверждается документами органа внутренних дел Российской Федерации о периоде пребывания в спецпоселениях (местах ссылки) либо о сроке пребывания под надзором с ограничением прав и свобод и засчитывается в страховой стаж при наличии документа о реабилитации, выданного в установленном порядке.

Период ухода, осуществляемого трудоспособным лицом за инвалидом I группы, ребенком-инвалидом в возрасте до 18 лет или за лицом, достигшим возраста 80 лет, засчитывается в страховой стаж решением органа, осуществляющего пенсионное обеспечение, по месту жительства лица, за которым осуществляется уход, принимаемым на основании заявления трудоспособного лица, осуществляющего уход, и документов, удостоверяющих факт и продолжительность нахождения на инвалидности (для инвалидов 1 группы и детей-инвалидов), а также возраст (для престарелых и детей-инвалидов) лица, за которым осуществляется уход.

При раздельном проживании трудоспособного лица, осуществляющего уход, и лица, за которым осуществляется уход, помимо перечисленных документов, представляется письменное подтверждение лица, за которым осуществляется (осуществлялся) уход, или его законного представителя, о том, что за ним в действительности осуществлялся уход; указываются фамилия, имя, отчество лица, осуществлявшего уход, и период ухода При невозможности получения указанного письменного подтверждения (ввиду смерти, состояния здоровья) письменное подтверждение может быть представлено членами семьи лица, за которым осуществляется (осуществлялся) уход.

Фактические обстоятельства ухода могут быть подтверждены актом обследования органа, осуществляющего пенсионное обеспечение. Факт и продолжительность нахождения на инвалидности подтверждаются выпиской из акта освидетельствования в учреждении государственной службы медико-социальной экспертизы. В качестве документов, подтверждающих возраст, могут быть представлены свидетельство о рождении, паспорт и другие документы.

Подтверждение трудового стажа свидетельскими показаниями применяется только в отношении периодов работы до регистрации гражданина в качестве застрахованного лица. Порядок подтверждения периода работы свидетельскими показаниями зависит от причины несохранности документов. Если документы о работе утрачены в связи со стихийным бедствием (землетрясением, наводнением, ураганом, пожаром и подобными причинами) и восстановить их невозможно, периоды работы могут устанавливаться на основании показа- ним двух или более свидетелей, знающих гражданина по совместной работе у одного работодателя.

К заявлению гражданина об установлении периода его работы по свидетельским показаниям должны быть приложены:

документ государственного (муниципального) органа, на территории которого произошло

стихийное бедствие, подтверждающий число, месяц, год, место и характер произошедшего стихийного бедствия;

документ работодателя или соответствующего государственного (муниципального) органа,

подтверждающий факт утраты документов о работе в связи с указанным стихийным бедствием и невозможность их восстановления;

справка архивного учреждения или государственного (муниципального) органа,

подтверждающая факт отсутствия архивных данных о периоде работы, устанавливаемом по свидетельским показаниям.

При утрате документов о работе и невозможности их получения вследствие небрежного хранения, умышленного уничтожения и других подобных причин не по вине работника периоды работы устанавливаются по показаниям двух или более свидетелей, знающих этого работника по совместной работе у одного работодателя и располагающих документами о своей работе за время, подтверждающими работу гражданина. К заявлению работника об установлении периода его работы по свидетельским показаниям должен быть приложен документ работодателя либо иные документы, подтверждающие факт и причину утраты документов о работе и невозможность их получения. Продолжительность стажа, установленного по свидетельским показаниям, не может в этом случае превышать половины страхового стажа, требуемого для назначения трудовой пенсии.

При установлении периода работы по свидетельским показаниям учитывается:

период работы, начиная с достижения работником возраста, с которого допускается заключение трудового договора в соответствии с трудовым законодательством, действовавшим на день возникновения соответствующих правоотношений;

свидетельские показания только за тот период совместной работы, в который свидетель достиг возраста, когда допускается заключение трудового договора в соответствии с трудовым законодательством, действовавшим на день возникновения соответствующих правоотношений.

Глава 2. Общая характеристика страхового и трудового стажа работы

2.1 Понятие трудового стажа работы

Одним из важнейших юридических фактов, с которым законодатель связывает возникновение большинства правоотношений в сфере социального обеспечения, является трудовой стаж. Его наличие существенно влияет на объем прав нетрудоспособных граждан в сфере социального обеспечения.

Под трудовым стажем понимается суммарная продолжительность трудовой деятельности (работы, учебы) и иной общественно полезной деятельности, как оплачиваемой, так и не оплачиваемой, учитываемых при определении права граждан на пенсионное обеспечение.

Однако в Федеральном законе «О государственном пенсионном обеспечении в РФ» дается уже не теоретическое, а легитимное определение трудового стажа. А именно, трудовой стаж - это учитываемая при определении права на отдельные виды пенсий по государственному пенсионному обеспечению суммарная продолжительность периодов работы и иной деятельности, которые засчитываются в страховой стаж для получения пенсии, предусмотренной Федеральным законом «О трудовых пенсиях в РФ».

Как следствие, трудовой стаж, как особая мера величины трудовой деятельности, имеет и количественную, и качественную характеристики. Количественной характеристикой трудового стажа является его продолжительность, а качественная характеристика отражает характер и условия, в которых протекает трудовая деятельность (например, вредность или опасность трудовой деятельности).

В настоящее время трудовой стаж как институт социального обеспечения регулируется целым комплексом нормативных актов, который можно представить в виде упорядоченной иерархии законодательных актов:

Международно-правовые акты.

Так, если международным договором РФ установлены иные правила подсчета и подтверждения, например, страхового стажа для установления трудовых пенсий, применяются правила международного договора РФ. Среди таких международно-правовых актов можно, например, выделить Соглашение о взаимном зачете в общий трудовой стаж и выслугу лет службы в органах и учреждениях прокуратуры в государствах-участниках СНГ.

2.Законодательные акты, а именно:

Трудовой кодекс РФ от 30 декабря 2001 года № 197-ФЗ (далее по тексту - ТК РФ). Однако в ТК РФ не урегулирован ни порядок исчисления трудового стажа, ни даже его определение. Одна из немногих статей ТК РФ, посвященных вопросу трудового стажа, закрепляет, что порядок установления и исчисления трудового стажа, необходимого для получения гарантий и компенсаций, устанавливается Правительством РФ в соответствии с федеральным законом. Таким образом, ТК РФ отсылает к другим нормативным актам, в частности Закону РФ «О государственных гарантиях и компенсациях для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях» от 19 февраля 1993 года.

...

Подобные документы

    Исследование значения трудового стажа в системе пенсионного обеспечения. Изучение понятия специального трудового стажа. Отличительные признаки непрерывного трудового стажа. Характеристика нормативных актов, регулирующих порядок исчисления трудового стажа.

    контрольная работа , добавлен 19.11.2014

    Понятие и юридическое значение трудового стажа, его основные виды. Исчисление страхового, общего трудового и специального стажа. Определение размера пособия по временной нетрудоспособности. Способы подтверждения трудового стажа в Российской Федерации.

    дипломная работа , добавлен 23.11.2012

    Виды трудового стажа. Общий, специальный и непрерывный стаж. Выслуга лет, факторы, влияющие на исчисление непрерывного трудового стажа. Порядок подсчета и подтверждения страхового стажа для определения размеров пособий по временной нетрудоспособности.

    курсовая работа , добавлен 16.04.2015

    Понятие трудового стажа. Периоды работы и иной деятельности, включаемые в страховой стаж. Исчисление специального трудового стажа в связи с особыми условиями труда, работникам летного состава гражданской авиации, педагогическим и медицинским работникам.

    курсовая работа , добавлен 29.01.2011

    Институт трудового стажа в условиях пенсионной реформы. Уплата страховых взносов на обязательное пенсионное страхование. Виды трудового стажа. Понятие трудовой деятельности. Основные особенности страхового, непрерывного и специального трудового стажей.

    курсовая работа , добавлен 04.04.2009

    Понятие и значение трудового стажа в праве социального обеспечения. Правовое регулирование трудового стажа в Российской Федерации. Трудовые книжки, их ведение, хранение, изготовление и учет. Подтверждение трудового стажа по свидетельским показаниям.

    курсовая работа , добавлен 23.10.2016

    Понятие, юридическое значение, характеристики и виды трудового (страхового) стажа и выслуги лет. Виды деятельности, засчитываемые в стаж и правила исчисления стажа для разных отраслей. Принципы персонифицированного учета граждан Республики Беларусь.

    реферат , добавлен 04.12.2010

    Понятие страхового стажа, его юридическое значение и порядок подтверждения. Доказательства, принимаемые для определения стажа, до регистрации в качестве застрахованного лица. Порядок исчисления трудового стажа, его основные виды – календарное и льготное.

    курсовая работа , добавлен 07.06.2011

    Понятие трудового стажа: виды. Общий трудовой стаж. Специальный трудовой стаж. Непрерывный трудовой стаж. Страховой стаж. Доказательства трудового (страхового) стажа. Доказательства, принимаемые для определения стажа.

    реферат , добавлен 11.03.2004

    Юридическое понятие специального трудового стажа. Дифференциация условий пенсионного обеспечения по старости. Проблемы специального трудового стажа в судебной практике. Сохранение пенсионных льгот. Исчисление периодов работы с особыми условиями труда.

Выслуга лет - это особый вид специального стажа отдельных категорий работников, предусматривающий льготное пенсионное обеспечение в связи с утратой профессиональной трудоспособности и уходом на пенсию до наступления возраста, дающего право на пенсию по возрасту.При выслуге лет назначение пенсии связывается не в связи с достижением пенсионного возраста и наличием общего стажа работы, а в связи с утратой профессиональных качеств, когда работник не может полноценно работать по своей специальности до установленного пенсионного возраста. Поэтому ему назначается пенсия как частичная компенсация утраченной трудоспособности по специальности.В настоящее время выслуга лет как норма-льгота применяется ко многим категориям государственных служащих, в том числе военнослужащих, работников органов внутренних дел, прокуратуры, судей, таможенных органов, гражданской авиации и летно-испытательного состава, других специалистов народного хозяйства. Перечень государственных органов, учреждений, предприятий, организаций и должностей, служба или работа в которых дает право на пенсию за выслугу лет, а также продолжительность выслуги, устанавливается законодательством по каждой категории лиц.

Специальный трудовой стаж - это суммарная продолжительность трудовой и иной общественно полезной деятельности, выделена из общего стажа по ее содержанию или по условиям труда, в том числе и климатическими.

Специальным стажем считаются работы определены списками №1 и №2. Список № 1 определяет подземные, особенно вредные и особо тяжелые условия труда. Список № 2 определяет другие работы с вредными и тяжелыми условиями труда.

В стаж, дающий право на льготное пенсионное обеспечение, включается фактическое время выполнения работ непосредственно в производствах, цехах, участках, отделениях по профессиям и должностям, определенными списками №1 и №2, если работник занят на этих работах полный рабочий день. Работа по совместительству не засчитывается в специальный трудовой стаж. Кроме названных работ, отнесенных к специальному стажу, законодательством установлен ряд других видов работ и профессий, по своему содержанию является специальным стажем (трактористы-машинисты, сельскохозяйственные работники - доярки, свинарки, работницы текстильного производства).

Ст. 13-14 Закона «О пенсионном обеспечении» четко определяются продолжительность специального трудового стажа и возраст работника, дающих право на пенсию на льготных условиях (только для работников, занятых на подземных горных работах и в металлургии, возраст не имеет значения).

97.Пенсии по возрасту: условия и порядок назначения.

лица имеют право на назначение пенсии по возрасту после достижения возраста 60 лет и наличия страхового стажа не менее 15 лет.



До достижения возраста, установленного абзацем первым этой статьи, право на пенсию по возрасту имеют женщины 1961 года рождения и старше после достижения ими такого возраста:

Статья 27. Размер пенсии по возрасту

1. Размер пенсии по возрасту определяется по формуле:

П = Зп х Кс, где:

П - размер пенсии, в гривнях;

Зп - заработная плата (доход) застрахованного лица, определенная в соответствии со статьей 40 данного Закона, с которой исчисляется пенсия, в гривнях;

Кс - коэффициент страхового стажа застрахованного лица, определенный в соответствии со статьей 25 данного Закона.

2. По желанию застрахованного лица часть размера пенсии по возрасту за период страхового стажа, приобретенного до дня вступления в силу данного Закона, может быть определена в соответствии с ранее действовавшим законодательством, а часть размера пенсии за период страхового стажа, приобретенного после вступления в силу данного Закона, - в соответствии с данным Законом.

При этом часть размера пенсии по возрасту, исчисленная по ранее действовавшему законодательству, не может превышать максимальных размеров пенсий, определенных Законом для соответствующих категорий пенсионеров, и не может быть ниже, чем размер трудовой пенсии по возрасту с учетом целевого пособия на проживание, действовавшего на день вступления в силу данного Закона.

Размер пенсии по возрасту, исчисленный по ранее действовавшему законодательству, повышается со дня вступления в силу данного Закона до дня ее назначения в порядке, предусмотренном частями первой и второй статьи 42 данного Закона.

3. Максимальный размер пенсии (с учетом надбавок, повышений, дополнительной пенсии, целевого пособия, пенсии за особые заслуги перед Украиной, индексации и других доплат к пенсии, установленных законодательством, кроме доплаты к надбавкам отдельным категориям лиц, имеющим особые заслуги перед Родиной) не может превышать десяти прожиточных минимумов, установленных для лиц, утративших трудоспособность.

Статья 28. Минимальный размер пенсии по возрасту

1. Минимальный размер пенсии по возрасту при наличии у мужчин 35 лет, а у женщин 30 лет страхового стажа устанавливается в размере прожиточного минимума для лиц, утративших трудоспособность, определенного Законом. В случае выплаты застрахованному лицу пожизненной пенсии, предусмотренной данным Законом, минимальный размер пенсии по возрасту в солидарной системе уменьшается на размер отмеченной пенсии.

(установлено, что для определения минимального размера пенсии по возрасту в соответствии с абзацем первым части первой статьи 28 данного Закона с 1 апреля и с 1 октября 2007 года применяется прожиточный минимум для лиц, утративших трудоспособность, определенный абзацем пятым части первой статьи 62 Закона Украины от 19.12.2006 г. N 489 - V, увеличенный на 1 процент согласно Закону Украины от 19.12.2007 г. N 489 - V, учитывая изменения, внесенные Законом Украины от 15.03.2007 г. N 749, - V)

За каждый полный год страхового стажа свыше 35 лет мужчинам и 30 лет женщинам пенсия по возрасту увеличивается на 1 процент размера пенсии, исчисленной в соответствии со статьей 27 данного Закона, но не более чем на 1 процент минимального размера пенсии по возрасту, отмеченного в абзаце первом этой части.

Минимальный размер пенсии лицам, на которых распространяется действие Закона Украины "О повышении престижности шахтерского труда", и работникам, занятым полный рабочий день под землей обслуживанием отмеченных лиц, отработавших на подземных работах не менее 15 лет для мужчин и 7,5 лет для женщин по списку N 1 производств, работ, профессий, должностей и показателей, утвержденному Кабинетом Министров Украины, устанавливается независимо от места последней работы, в размере 80 процентов средней заработной платы шахтера, но не менее трех размеров "прожиточного минимума, установленного для лиц, утративших трудоспособность".

2. При наличии страхового стажа меньшей длительности, чем предусмотрено частью первой этой статьи, пенсия по возрасту устанавливается в размере, пропорциональном имеющемуся страховому стажу, исходя из минимального размера пенсии по возрасту.

3. Минимальный размер пенсии по возрасту, установленный абзацем первым части первой этой статьи, применяется исключительно для определения размеров пенсий, назначенных согласно данному Закону.

Статья 29. Повышение размера пенсии по возрасту в случае отсрочки времени ее назначения

1. Лицу, которое приобрело право на пенсию по возрасту в соответствии с данным Законом, но после достижения пенсионного возраста, предусмотренного абзацем первым части первой статьи 26 данного Закона, выразило желание работать и получать пенсию с более позднего возраста, пенсия по возрасту назначается с учетом страхового стажа на день обращения по назначению пенсии с повышением размера пенсии по возрасту, исчисленного в соответствии со статьей 27 данного Закона, на такой процент:

на 0,5 % - за каждый полный месяц страхового стажа после достижения пенсионного возраста в случае отсрочки выхода на пенсию сроком до 60 месяцев;

на 0,75 % - за каждый полный месяц страхового стажа после достижения пенсионного возраста в случае отсрочки выхода на пенсию на срок свыше 60 месяцев.

2. При этом повышение размера пенсии за неполный месяц страхового стажа не осуществляется.

3. Женщинам, родившимся в период по 31 декабря 1961 года, после выхода на пенсию устанавливается повышение размера пенсии, исчисленного в соответствии со статьей 27 данного Закона, в размере 2,5 процента за каждые шесть месяцев более позднего выхода на пенсию, начиная с 55 лет до достижения ими 60-летнего возраста.

98.Пенсии в случаи инвалидности:условия и порядок назначения.

Статья 30. Условия назначения пенсии по инвалидности

1. Пенсия по инвалидности назначается в случае наступления инвалидности, повлекшей полную или частичную утрату трудоспособности в результате общего заболевания (в том числе увечья, не связанного с работой, инвалидности с детства) при наличии страхового стажа, предусмотренного статьей 32 данного Закона.

2. Пенсия по инвалидности назначается независимо от того, когда наступила инвалидность: в период работы, до устройства на работу или после прекращения работы.

3. Пенсия по инвалидности от несчастного случая на производстве и профессионального заболевания назначается в соответствии с Законом Украины "Об общеобязательном государственном социальном страховании от несчастного случая на производстве и профессионального заболевания, повлекших утрату трудоспособности".

Статья 31. Группы инвалидности

1. В зависимости от степени утраты трудоспособности определены три группы инвалидности.

Причина, группа, время наступления инвалидности, срок, на который устанавливается инвалидность, определяется органом медико-социальной экспертизы согласно законодательству.

2. Органы Пенсионного фонда и застрахованное лицо имеют право в установленном Законом порядке обжаловать решение органов медико-социальной экспертизы.

Статья 32. Страховой стаж, необходимый для назначения пенсии по инвалидности

1. Лица, признанные инвалидами, имеют право на пенсию по инвалидности, в зависимости от группы инвалидности, при наличии такого страхового стажа на время наступления инвалидности или на день обращения за пенсией:

для инвалидов I группы :

до достижения лицом 25 лет включительно - 1 год;

от 26 лет до достижения лицом 28 лет включительно - 2 года;

от 29 лет до достижения лицом 31 года включительно - 3 года;

от 32 лет до достижения лицом 34 лет включительно - 4 года;

от 35 лет до достижения лицом 37 лет включительно - 5 лет;

от 38 лет до достижения лицом 40 лет включительно - 6 лет;

от 41 года до достижения лицом 43 лет включительно - 7 лет;

от 44 лет до достижения лицом 48 лет включительно - 8 лет;

от 49 лет до достижения лицом 53 лет включительно - 9 лет;

от 54 лет до достижения лицом 59 лет включительно - 10 лет;

для инвалидов II и III групп:

до достижения лицом 23 лет включительно - 1 год;

от 24 лет до достижения лицом 26 лет включительно - 2 года;

от 27 лет до достижения лицом 28 лет включительно - 3 года;

от 29 лет до достижения лицом 31 года включительно - 4 года;

от 32 лет до достижения лицом 33 лет включительно - 5 лет;

от 34 лет до достижения лицом 35 лет включительно - 6 лет;

от 36 лет до достижения лицом 37 лет включительно - 7 лет;

от 38 лет до достижения лицом 39 лет включительно - 8 лет;

от 40 лет до достижения лицом 42 лет включительно - 9 лет;

от 43 лет до достижения лицом 45 лет включительно - 10 лет;

от 46 лет до достижения лицом 48 лет включительно - 11 лет;

от 49 лет до достижения лицом 51 года включительно - 12 лет;

от 52 лет до достижения лицом 55 лет включительно - 13 лет;

от 56 лет до достижения лицом 59 лет включительно - 14 лет.

Лица, признанные инвалидами после достижения пенсионного возраста, предусмотренного статьей 26 данного Закона, имеют право на пенсию по инвалидности при наличии страхового стажа, отмеченного в абзаце первом части первой статьи 26 данного Закона.

2. Если инвалидность наступила в период прохождения срочной воинской службы, то пенсия по инвалидности назначается лицу независимо от наличия страхового стажа.

Статья 33. Размер пенсии по инвалидности

1. Пенсия по инвалидности в зависимости от группы инвалидности назначается в таких размерах: инвалидам I группы - 100 процентов пенсии по возрасту; инвалидам II группы - 90 процентов пенсии по возрасту; инвалидам III группы - 50 процентов пенсии по возрасту, исчисленной в соответствии со статьями 27 и 28 данного Закона.

2. Неработающие инвалиды II группы по их выбору имеют право на назначение пенсии по инвалидности в размере пенсии по возрасту, исчисленной в соответствии со статьями 27 и 28 данного Закона, при наличии такого страхового стажа:

у женщин - 20 лет, а у мужчин - 25 лет, если им впервые установлена инвалидность в возрасте до 46 лет включительно;

у женщин - 21 год, а у мужчин - 26 лет, если им впервые установлена инвалидность в возрасте до 48 лет включительно;

у женщин - 22 года, а у мужчин - 27 лет, если им впервые установлена инвалидность в возрасте до 50 лет включительно;

у женщин - 23 года, а у мужчин - 28 лет, если им впервые установлена инвалидность в возрасте до 53 лет включительно;

у женщин - 24 года, а у мужчин - 29 лет, если им впервые установлена инвалидность в возрасте до 56 лет включительно;

у женщин - 25 лет, а у мужчин - 30 лет, если им впервые установлена инвалидность в возрасте до 59 лет включительно.

Неработающие инвалиды II группы, признанные инвалидами после достижения пенсионного возраста, предусмотренного статьей 26 данного Закона, и инвалиды III группы по их выбору имеют право на назначение пенсии по инвалидности в размере пенсии по возрасту, исчисленной в соответствии со статьями 27 и 28 данного Закона, при наличии страхового стажа, отмеченного в абзаце первом части первой статьи 28 данного Закона.

Статья 34. Период, на который назначается пенсия по инвалидности

Пенсия по инвалидности назначается на весь срок установления инвалидности. Инвалидам, достигшим пенсионного возраста, установленного статьей 26 данного Закона, пенсии по инвалидности назначаются пожизненно. Повторный осмотр этих инвалидов осуществляется только по их заявлению.

Статья 35. Срок выплаты пенсии по инвалидности в случае изменения группы инвалидности или восстановения трудоспособности

1. В случае изменения группы инвалидности пенсия в новом размере выплачивается со дня изменения группы инвалидности.

Если лицо признано инвалидом низшей группы, пенсия выплачивается по предыдущей группе до конца месяца, в котором изменена группа инвалидности.

В случае признания лица, которое прошло повторный осмотр, здоровым пенсия выплачивается до конца месяца, по который установлена инвалидность.

2. В случае, если лицо не явилось в органы медико-социальной экспертизы на повторный осмотр в определенный для этого срок, выплата пенсии по инвалидности останавливается с первого числа месяца, следующего за месяцем, в котором оно должно было явиться на повторный осмотр.

3. В случае, если срок повторного осмотра медико-социальной экспертизы инвалидом пропущен по уважительным причинам или в случае признания его опять инвалидом выплата пенсии по инвалидности возобновляется со дня, с которого прекращена выплата, до дня повторного осмотра, но не более чем за три года, если орган медико-социальной экспертизы признает его этим периодом инвалидом. При этом если во время повторного осмотра инвалид переведен в другую группу инвалидности (более высокую или более низкую), пенсия за отмеченный период выплачивается по предыдущей группе инвалидности.

Если выплата пенсии инвалиду была прекращена в связи с восстановлением здоровья или если он не получал пенсию в результате неявки на повторный осмотр без уважительных причин, то в случае последующего признания его инвалидом выплата ранее назначенной пенсии возобновляется со дня установления инвалидности опять при условии, что после прекращения выплаты пенсии прошло не более пяти лет.

Если прошло более пяти лет, пенсия назначается опять на общих основаниях.

Органы медико-социальной экспертизы обязаны уведомлять территориальные органы Пенсионного фонда в порядке, установленном законодательством, о результатах повторного осмотра лиц, которым назначена пенсия по инвалидности, и о неявке этих лиц на отмеченный осмотр.

Специальный трудовой стаж — термин, обозначающий продолжительность работы человека в определенных условиях или на определенных должностях, которая дает ему право на получение пенсионных льгот. В каких случаях возникает право на льготы и в чем особенности назначения досрочной пенсии, читайте в нашей статье.

Специальный страховой и специальный трудовой стаж

Определение страхового стажа дано в подп. 2 п. 1 ст. 3 Федерального закона «О страховых пенсиях» от 28.12.2013 № 400-ФЗ (далее — закон 400-ФЗ). Это период работы человека, во время которого уплачиваются взносы в Пенсионный фонд. Указанный период учитывается при исчислении размера пенсии. Данный стаж не бывает специальным, т. к. его сущность состоит в учете лет, когда работодатель платил за работника страховые пенсионные взносы.

Что касается специального трудового стажа , определение этого понятия в законодательстве отсутствует. Более того, официально термин нигде не употребляется.

Под специальным трудовым стажем понимается:

  • Стаж, исчисляемый при работе на определенных должностях (например, следователя, летчика, командира роты и т. п.), т. н. выслуга. В него засчитывается непосредственно период нахождения на такой должности. При этом работа по другой специальности, не входящей в список особых профессий, в выслугу не включается. Единственное, могут добавиться льготы, связанные с нахождением работника в районах Крайнего Севера.
  • Труд в особых условиях (тяжелых, вредных, опасных), который в дальнейшем дает право на досрочную пенсию. Какие именно специалисты работают в особых условиях, определено в нормативных актах, ссылки на которые даны в постановлении Правительства РФ «О списках работ, производств, профессий, должностей…» от 16.07.2014 № 665.

Таким образом, страховой стаж — это общий стаж, который набрался в течение всей трудовой деятельности человека до выхода на пенсию. Выражение же «специальный трудовой стаж» подразумевает срок работы в определенной сфере.

Некоторым особым категориям работников требуется как минимальный страховой стаж, так и наличие специального трудового стажа, чтобы выйти на досрочную пенсию (п. 10 ч. 1 ст. 30 закона № 400-ФЗ). Другим специальный стаж позволяет выйти на пенсию по старости досрочно только в том случае, если у гражданина имеется минимальный индивидуальный пенсионный коэффициент (например, ч. 1 ст. 30 закона 400-ФЗ).

Порядок исчисления специального трудового стажа

Правила исчисления периодов работы, дающих право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, утверждены постановлением Правительства РФ от 11.07.2002 № 516.

В специальный трудовой стаж входят:

  • испытательный срок при оформлении на работу;
  • время непосредственной работы на объектах с вредными условиями;
  • время междусменного и межвахтового отдыха;
  • периоды беременности женщины в случае, если она перевелась с «вредной» должности на обычную;
  • временная нетрудоспособность;
  • отпуск работника;
  • время вынужденного прогула при незаконном увольнении.

При этом работа в особых условиях засчитывается, если она осуществлялась в режиме полного рабочего дня. Если на предприятии произошло сокращение объемов производства и люди работали неполную рабочую неделю, стаж засчитывается за фактически отработанные дни.

В случаях отстранения сотрудника от работы (из-за нахождения в нетрезвом состоянии, не пройденного медосмотра, по требованию госорганов или другим причинам), специальный трудовой стаж прерывается.

Некоторые нюансы досрочного назначения пенсии

Право на досрочную пенсию предусмотрено ст. 27 ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ» от 17.12.2001 № 173-ФЗ, ст. 30, 31, 32 закона 400-ФЗ.

Если досрочная пенсия связана с отработкой необходимого количества лет на определенных должностях, крайне важно правильно указать занимаемую должность в трудовом договоре и трудовой книжке.

Важно! Так, в определении ВС РФ от 20.12.2013 № 16-КГ13-18 указано, что руководитель физического воспитания и инструктор по физической культуре — это разные должности. Последняя не относится к должностям, работа на которых дает право на досрочную пенсию, т. к. не входит в список соответствующих должностей, утвержденный постановлением Правительства РФ от 29.10.2002 № 781.

Периоды работы врача или другого медперсонала в частной организации не входят в специальный трудовой стаж , т. к. коммерческие организации, созданные для извлечения прибыли, не относятся к учреждениям здравоохранения, поименованным в п. 2 раздела «Наименование учреждений» списка должностей, утвержденного постановлением № 781 (определение ВС РФ от 26.10.2015 № 19-КГ15-19).

Что касается работы граждан во вредных условиях в республиках бывшего СССР (не РСФСР), этот вопрос разрешается в каждой республике отдельно. В частности, согласно международному договору, заключенному с Эстонской республикой, для назначения пенсии в РФ гражданину засчитывается стаж, полученный только в РСФСР. Работа во вредных условиях в ЭР не означает наличие специального трудового стажа и не является основанием для досрочного выхода на пенсию (определение ВС РФ от 21.09.2015 № 33-КГ15-13).

Наличие так называемого специального трудового стажа является основанием для досрочного выхода на пенсию.

Он засчитывается либо по отработанным календарным годам, либо с прибавлением к отработанному году дополнительных месяцев (год за полтора, год за 2 и т. п.).

Все должности и условия, дающие основания для досрочного выхода на пенсию, указаны в нормативных актах.

Потенциальный пенсионер, ссылаясь на соответствующие нормы и представляя необходимые документы, должен доказать, что:

  • Должность или вредные условия предусмотрены действующим законодательством. Если его должность не входит в соответствующие списки, но задачи выполняются те же, что и специалистами, указанными в них, доказывается это тождество.
  • Продолжительность специального трудового стажа достаточна для досрочной пенсии.

Если гражданин РФ проработал во вредных условиях или на особой должности в другой стране, вопрос о досрочном выходе на пенсию решается в соответствии с подписанным международным договором с этой страной.