Перспективы развития рынка транзитной рекламы в россии. Транзитная реклама: описание, особенности, эффективность, советы специалистов Основные виды транзитной рекламы

В 1910 году на автобусах города Буффало (США) появилось изображение забавного "мятного человечка" - так началась одна из самых успешных рекламных кампаний фирмы Wrigley. Концепт, рекламный текст и сам персонаж для нее создавали писатели Френсис Скотт Фицджеральд и Огден Нэш. Изображение печатали на наклейках, которые затем размещались в салонах автобусов. Успех был настолько громким, что рекламную кампанию тут же провели во всех крупных городах США.
Следуя успешному примеру Wrigley, Campbell"s (производство и продажа супов), приняла решение начать рекламную кампанию своих продуктов, оформив рекламой треть всех автобусов в Нью-Йорке сроком на год. Окрыленные невероятным ростом продаж, через 6 месяцев руководителя Campbell"s заключили второй контракт - и разместили рекламу своих продуктов на всех без исключения автобусах Нью-Йорка. Рост продаж составил 100%, и в течение 12 лет транзитная реклама являлась единственным рекламным средством для этой фирмы.

История возникновения современной транзитной рекламы на транспорте

История современной рекламы начинается с конца 80–х годов прошлого тысячелетия. Первая рекламная волна охватила прессу, наружные средства, телевидение и радио. Эти носители казались более доступными для передачи рекламных сообщений. Транзитная реклама появилась несколько позже. Освоение рекламой общественных транспортных средств началось в Москве прежде всего с метрополитена и троллейбусных парков.

Оформленные рекламой троллейбусы появились сначала на улицах Москвы и чуть позднее в регионах России. И только после этого реклама перешла на другие виды транспорта. Но телевидение, печать и радио еще считались более престижными медиа каналами распространения рекламы. После кризиса финансовые трудности заставили рекламодателей направить усилия в первую очередь на пересмотр соотношения затраты \ эффективность по каждому из каналов распространения рекламных сообщений. Анализ полученных данных показал, что реклама на транспорте находится среди лидеров по многим показателям.

Динамичная реклама - это различные надписи, щиты, конструкции, которые движутся мимо людей или мимо которых движутся люди. К динамичной рекламе можно отнести уличные вывески, щиты на дорогах, надписи на бортах различного транспорта и т.д.

Статичная реклама-это информационные материалы, относительно которых человек малоподвижен. Прежде всего, к такой рекламе можно отнести стикеры, листовки, закреплённые внутри транспорта (в вагонах метро, автобусов, троллейбусов и т.д.)

Реклама на транспорте – это один из наиболее эффективных видов наружной рекламы, так как ежедневно Вашу рекламу смогут увидеть тысячи потребителей. Эффективность рекламы на автотранспорте подтверждают и исследования. Согласно их результатам, реклама на подвижном носителе вызывает лучшее восприятие и более частый визуальный контакт с целевой аудиторией. Так, по результатам исследований, средняя узнаваемость транспортных рекламных компаний составляет- 31% опрошенных на улицах города; запоминаемость кампаний- 27% опрошенных.

Кроме того, как показали исследования маркетинговой компании Simmons Market Research, впечатление от увиденной наружной рекламы сохраняется у 71% прохожих, столкнувшихся с ней в первый раз. Тогда как впервые услышанный радиоролик запоминают только 18% , а впервые увиденный видеоролик – 23%.Возможно, показатель запоминаемости у транзитной рекламы выше 71% благодаря её динамичности, мобильности и зачастую большим размерам по сравнению с рекламными щитами.
За последние десять лет количество автомобилей на дорогах значительно возросло. Дорожное строительство не успевает за ростом числа машин и нагрузка на транспортные магистрали возрастает. Это, в свою очередь, приводит к тому, что на дорогах возникает все больше «пробок», следовательно, средняя скорость автомобилей сокращается. Это, среди прочего, наводит на мысль, что потенциальная аудитория наружной рекламы значительно расширяется: сидящие в автомобилях водители и пассажиры, прохожие имеют больше времени для рассматривания наружных рекламоносителей (в том числе рекламы на транспорте). Различными видами транспорта в любом городе пользуются до 90 % населения. В крупных городах к ним добавляется количество приезжих. С увеличением численности в городах увеличивается и количество используемого транспорта. А это значит, что реклама на транспорте становится все более востребованной на рынке рекламы. С развитием новых технологий наложения изображения, при изготовлении рекламы на транспорте, качество транзитной рекламы намного улучшилось. А это значит, что реклама на транспорте стала более понятной и читабельной для потребителя.

Транспорт рекламным сообществом рассматриваются как такой же рекламный носитель, как, например, городские билборды. Но в то же время реклама в транспорте - это: 1) самый демократичный вид рекламы, потому что даже бедные люди вынуждены пользоваться общественным транспортом, и 2) самый навязчивый вид рекламы, ибо во время показа рекламы по ТВ можно выключить звук, начать что-нибудь читать или разгадывать кроссворд; но в транспорте, особенно в час пик, невольно приходиться изучать расклеенные рекламные принты в течении десятков минут.

Рынок транзитной рекламы непрерывно развивается: появляются новые носители, новые технологии, новые идеи и решения - традиционно статичные рекламоносители начинают двигаться. Очевидно, динамика снова в моде.
В Европе сектор рекламы на транспорте растет быстрее сектора наружной рекламы и насчитывает в качестве носителей уже примерно 250 тыс. автобусов, 30 метрополитенов, 25 национальных железных дорог и более 100 аэропортов. Самые высокие темпы роста данного сегмента рекламного рынка демонстрирует Великобритания, доказывая вместе с другими европейскими странами, что существует огромное поле для творчества в этой сфере. Транзитная реклама во всем мире продолжает успешно развиваться: появляются новые рекламоносители, растет число ярких и креативных рекламных кампаний, в которых задействован транспорт.

1. Можно найти множество примеров нестандартных решений и ярких рекламных кампаний, прошедших в разных городах мира.

Например, в Европе прошла оригинальная кампания для продвижения популярной диеты. Рекламный стикер наклеивался на "гармошки" автобусов, благодаря чему в процессе движения автобуса изображение женщины растягивалось и сжималось, наглядно демонстрируя возможные изменения фигуры (рис. 43).

На голливудских улицах теперь можно встретить SNICKERS "на колесах": по городу разъезжают автобусы, оформленные как упаковка шоколадного батончика (рис.44). Новая рекламная кампания основана на визуальной узнаваемости бренда, поскольку фирменная упаковка шоколадного батончика давно уже стала важнейшим атрибутом данного бренда.

Таким образом, реклама на транспорте – один из немногих видов рекламы, который обладает свойствами массовой коммуникации, одно из самых действенных рекламных средств по показателю затраты / эффективность, реклама на транспорте доступна рекламодателям с различными задачами и бюджетами – от брендов с мировым именем до локальных рекламодателей и это продукт с очень высокой степенью воздействия на аудиторию.

Используя другой формат рекламы вместе с транзитной рекламой, Вы имеете возможность привлечь дополнительное внимание Ваших потребителей. Вы имеете возможность продлить Вашу рекламную кампанию при низких затратах. Стоимость размещения рекламы на транспорте складывается из расходов на изготовление изображения и на размещение рекламы. Стоимость размещения определяется исходя из размера рекламоносителя, типа транспортного средства (одиночного или сочлененного) и маршрута.

Например: Наиболее распространенный вариант рекламы на автотранспорте - это авто наклейки на машину. Авто наклейки - не только хорошее решение для рекламных целей, но и для придания машине эстетического вида. : Применяемая при изготовлении транспортной рекламы ламинированная самоклеющаяся плёнка – это красивый и долговечный материал, который не боится влаги, перепада температур и механических повреждений.

Тип2 - Для сложных кузовов

Создание рекламы на транспорте начинается с разработки оригинал-макета, далее следует его согласование и утверждение. В отдельных случаях заказчик предоставляет оригинал макет, разработанный дизайн-студией или своим агентством. Специализированному агентству, располагающему точными размерами различных транспортных средств, приходится адаптировать макет. Затем следуют процессы изготовления и нанесения изображения.

  • 1. Изготовление оригинал-макета рекламы на транспорте;
  • 2. Согласование и утверждение оригинал-макета у заказчика;
  • 3. При наличии фотоизображения запись рекламного файла на носитель информации (магнитный диск, SyQuest и т.п.) согласно техническим требованиям типографии и передача его для печати постеров на виниловой пленке;
  • 4. Преобразование изображения (товарного знака, текстовых блоков и т.п.) к виду, удобному для резки виниловой пленки на плоттере или нанесения изображения с помощью плоттера на ватман для изготовления трафаретов;
  • 5. Передача подготовленных материалов художникам для нанесения изображения на борта транспортных средств согласно оригинал-макету;

Технологии нанесения изображений на борта транспортных средств. Существует три основных технологии и их возможные комбинации.

Аппликация. Первая, самая простая технология - это аппликация самоклеющейся пленкой. Она требует минимума оборудования и материалов: компьютер, режущий плоттер, пленка. В настоящее время выпускается множество сортов пленок - от самых простых до сертифицированных, использующихся в авиационной промышленности. Выбор пленки определяется типом поверхности, на которую она будет клеиться, и сроком эксплуатации. Обычные каландрированные пленки служат на простых поверхностях от года до трех лет. Если изображение наносится на участки, имеющие линии жесткости, изгибы, мнимые окна и т.п., то должны применяться так называемые "литые" пленки, производящиеся по новым технологиям. Аппликация позволяет делать шрифтовые и простые графические изображения, но ей недоступны ни передача фотоизображения, ни цветовые переходы.

Использование красок. Второй способ нанесения изображения - это использование красок. Красками наносятся изображения практически любой степени сложности, вполне успешно конкурирующие с фотоизображениями на пленке. Большое значение имеет подготовка машин к покраске, т.е. очистка, шпатлевка, грунтовка, влияющие на качество нанесения изображения а, следовательно, и на восприятие созданной рекламы. Если же поверхность обработана не достаточно тщательно, то через 1,5-2 месяца нанесенная краска начинает отваливаться.

Полноцветная печать. Третья технология, которая стала доступна в последние несколько лет, это полноцветная печать. Она позволяет быстро и с хорошим визуальным эффектом наносить на борта транспорта любые фотоизображения. Эта технология применяется в настоящее время на большей части оформленного общественного транспорта Москвы и других российских городов. Полноцветная печать для транспорта различается по технологиям и способам применения.

Струйная печать. Первой появилась струйная печать - она производится струйным принтером, работающим по принципу обычного офисного принтера, только большего масштаба. Такой принтер печатает специальными красками на самоклеющейся пленке. Это высокопроизводительный и сравнительно недорогой способ печати с широким спектром применения. Основным его недостатком можно считать низкую стойкость к атмосферным условиям. Эта печать требует защиты от механического воздействия и от УФ-лучей. Там, где предполагается долгосрочное (больше года) использование, применять такой вид печати не целесообразно.

Пьезоэлектрическая печать. Технология струйной печати переживает сегодня эпоху расцвета. Более 90% всех устройств для вывода цветной графики практически любых форматов - от домашних до самых широкоформатных - являются представителями этого семейства. Наибольшей популярностью пользуются импульсные струйные печатающие системы: пьезоэлектрические и термические, их можно считать новым поколением струйных печатающих устройств с более высокой производительностью и качеством печати. В пьезоэлектрических струйных принтерах вместо нагрева используется слабый электрический ток, который "выталкивает" чернила из сопла. Здесь, как правило, используются масляные чернила, которые быстрее сохнут и более устойчивы к воздействию воды. Печать постеров для транзитной рекламы осуществляется на пленке типа FASCAL, ORACAL с постоянным клеевым слоем на широкоформатных пьезоструйных принтерах Vutek Ultra Vu 3300 и Votek Ultra Vu 3360. Эти принтеры предназначены для широкоформатной полноцветной печати с разрешением 300/360 dpi на банерной ткани, бумаге, самоклеющейся пленке и т.д. Эти материалы используются при оформлении рекламных щитов, витрин, выставочных стендов, наклеек для транспорта и других носителей. Изображение наносится стойкими акриловыми красками. Ширина зоны печати - 3,2 м. Изображения большого размера получаются путем стыковки из нескольких полос. При сроке аренды транспортного средства более трех месяцев постер ламинируют для защиты от механических воздействий.

Электростатическая печать. Принцип электростатической печати тот же, что и в цветном копировальном аппарате с определенными красителями на специальной пленке. Электростатическая печать отличается высокой производительностью и позволяет изготавливать изображения большого формата. Однако она является многослойной и требует дополнительной защиты (ламинации).

Термотрансферная печать. В термотрансферной печати в качестве красителя используется микролавсан, который вплавляется при высокой температуре непосредственно в пленку-носитель. Термотрансферная печать не требует защиты и отличается высокой стойкостью к атмосферным колебаниям. Основным ее недостатком является невысокая производительность и узкий формат печати.

Шелкография. Шелкография используется при печати большого количества (более 30 комплектов размером 1,2 x 1,8 м.) одинаковых изображений, как на бумаге, так и на пленке, с целью снижения стоимости печати постеров. Для защиты от механических повреждений наносится специальный лак. Однако использование шелкографии рекомендуется при аренде транспорта на срок не более 4 месяцев, так как эти постеры недостаточно устойчивы к ультрафиолету, и при регулярной мойке транспортных средств с помощью пластиковых щеток защитный лак с них стирается.

Технология производства рекламы в метро. Создание рекламы в метро, как и рекламы для других средств транзитной рекламы, также начинается с изготовления оригинал - макета. Затем макет стикера или постера проходит стадии согласования и утверждается. Если размещение планируется провести в Московском метрополитене, то макет, кроме того, утверждается в рекламной службе метрополитена - в ЗАО «Метрос-Медиа». Далее разрабатывается медиаплан. После этого следует печать стикера или постера согласно требованиям технических служб метрополитена города Москвы или других городов.

Технология изготовления стикеров и постеров. Несветовые и световые постеры печатаются на бумаге плотностью 150 гр./м. на пьезоструйном принтере Piezo Print 5000, который предназначен для полноцветной печати высокой четкости и цветовой насыщенности на бумаге плотностью до 150 гр./м 2 (для световых вывесок, витрин, выставочных стендов, световых и несветовых постеров в метро). Ширина печатающего устройства принтера 1,35 м. На выходе получается продукция, стойкая к ультрафиолету. Постеры эскалаторных щитов изготавливаются на широкоформатном принтере VUTEK Ultra Vu 3300 с использованием самоклеющейся пленки типа ORACAL, с легкосъемным клеевым слоем. Печать стикеров осуществляется офсетным способом на самоклеющейся пленке в основном на 4-х красочной листовой печатной машине Heidelberg GTO 52-4 фолиевыми красками.

Более 75% россиян живет в городах. И живет пока еще не слишком роскошно: частные машины доступны далеко не всем, следовательно городской общественный транспорт исключительно важен для населения. Не менее важен он и для рекламодателей. Парк машин достаточно многочисленный, благодаря своим размерам они заметны, а маршруты только прибавляются с ростом городов.

Размещать свои слоганы и коммерческие объявления в троллейбусах, автобусах и другом наземном транспорте дешевле, чем на телевидении или в дорогих печатных изданиях. Но важно не ошибиться с носителем рекламы и видом рекламы. Их выбор зависит от целей компании.

На первый взгляд, реклама на наземном транспорте является выгодной. Ярко раскрашенные троллейбусы, автобусы, и автомобили, перемещаясь по городу, попадаются на глаза более широкому кругу людей, чем статичные щиты с наружной рекламой. Но, как правило, бортовую рекламу используют лишь крупные компании - владельцы национальных брендов. И дело здесь не только в том, что они располагают солидными рекламными бюджетами.

Использование этого рекламного носителя не влечет за собой прямого увеличения продаж. Эта реклама хорошо работает на завоевание лояльности потребителей, на повышение узнаваемости бренда и поддержание благоприятного имиджа компании. Рассматривать же ее в качестве продающей не стоит. Продажи растут только в том случае, если комбинировать этот инструмент с другими видами рекламы. На таблице 1 показаны основные преимущества и недостатки рекламы на транспорте.

Таблица 1 Преимущества и недостатки транзитной рекламы

Преимущества

Недостатки

Лаконичность. Так как обращение должно быть коротким и простым, вы не можете включить в него много информации или привести доводы.

Стратегия. Прекрасное напоминающее средство, реклама может быть также использована в качестве побуждающего импульса.

Кратковременный контакт. Люди смотрят на уличное обращение только несколько секунд.

Стоимость. Одно из самых дешевых средств доставки рекламных сообщений.

Длительность действия. Подходит для обращений, которые нуждаются в повторении.

Известные во всем мире компании рекламу на наземном транспорте использует только тогда, когда важно обеспечить массированное присутствие по всем возможным каналам, и на все рекламные мероприятия выделено достаточно денег. Существенную долю себестоимости такой рекламы занимает нанесение изображения на борт автобуса или троллейбуса. Слишком часто перекрашивать технику транспортным предприятиям или агентствам, специализирующимся на этом виде рекламы, невыгодно. Поэтому стандартный срок контракта на использование бортовой рекламы - полгода, минимальный - три месяца. Поэтому движущаяся реклама подходит не для всех рекламных кампаний. Срок же в три месяца покупателей расхолаживает, и они не спешат воспользоваться выгодным предложением компании.

Но заключать договор на месячное размещение рекламы невыгодно. Ведь в этом случае она обойдется в сумму, составляющую более 60% от стоимости размещения на полгода.

Впрочем, основной недостаток бортовой рекламы - не в длительности контрактов. Главная проблема в грязи, которой транспорт "обрастает" дождливой осенью, слякотной зимой и весной. Подтеки и разводы могут изменить изначально красивую рекламную картинку до неузнаваемости, что, конечно, не способствует благоприятному восприятию бренда. Кроме того, грязь может залепить важную информацию, которую компании пытаются донести до потребителей, - номера телефонов или адреса магазинов. Особенно это характерно для маршрутных такси, борта которых спускаются очень низко к земле. Поэтому все эти моменты обязательно нужно учитывать при разработке макета бортовой рекламы: самый важный текст желательно располагать повыше.

Еще один минус этого способа рекламирования - отсутствие проверенных и зарекомендовавших себя инструментов, позволяющих измерить его эффективность. Таким образом, давать бортовую рекламу на общественном транспорте имеет смысл только тогда, когда компания созрела для того, чтобы тратить деньги на продвижение своих брендов, но не ожидает мгновенного взлета продаж.

Выбор транспортного средства, количества бортов и их маршрутов зависит от поставленных целей и вида товара.

Если компании нужна имиджевая реклама для нового или малоизвестного бренда, необходимо использовать не менее 5 "бортов" (в небольших городах). Причем для такой рекламы лучше подходят троллейбусы или маршрутные такси, так как их маршруты в основном проходят по центральным трассам города. Благодаря этому количество контактов с потребителями будет максимальным. Можно только использовать в качестве движущегося рекламного носителя автомашины, принадлежащие своей собственной компании. При желании их можно перекрасить в любой момент и содержать в идеальной чистоте.

Для привлечения новых потребителей можно использовать и звуковую рекламу, звучащую в салонах автобусов, троллейбусов. В этом случае рекламное сообщение записывается на пленку вместе с объявлениями об остановках и звучит тогда, когда это нужно. Звуковая реклама способствует реальному увеличению продаж благодаря тому, что обладает отличной фокусировкой. Она звучит только перед конкретной остановкой, рядом с которой находится точка продаж товаров или услуг.

Основное достоинство звуковой рекламы: она предельно экономична. Чтобы рекламу услышали потенциальные потребители, достаточно использовать один-три маршрута, которые проходят непосредственно мимо торговой точки. Эффективно работать звуковая реклама будет в том случае, если портрет целевого потребителя совпадает с социальным портретом пассажира, который ее слышит. Иначе деньги пойдут на ветер. Если звуковая реклама используется в течение длительного времени, важно периодически менять текст рекламного сообщения. Иначе оно приестся. Текст должен быть актуальным для определенного момента времени.

Еще один вид транзитной рекламы - стикеры внутри салонов троллейбусов, автобусов и маршрутных такси. Достоинства стикеров те же, что у звуковой рекламы. Они позволяют с минимумом затрат обратиться к людям, проживающим на определенной территории.

Главные причины, по которым стикеры в салонах наземного транспорта считаются неэффективными рекламными носителями, - небольшой размер и неудобное размещение. Поэтому на них мало кто обращает внимание.

Одна из особенностей рекламы на транспорте - отсутствие гарантий того, что время, которое указано в договоре, троллейбус, автобус или маршрутное такси будут "в дороге". Это обстоятельство нужно обязательно учитывать при подписании договора с автопарком или рекламным агентством. Машина не будет ездить по городу все шесть месяцев с 6 до 24 часов, так как будет периодически ломаться, попадать в аварии.

Кроме того, руководители парков могут перебрасывать борта с маршрута на маршрут.

Что касается звуковой рекламы, то в автобусах гарантировать можно выход только половины запланированных рекламных объявлений. Несмотря на то, что в должностные обязанности водителей входит включение диктофона, некоторые этого не делают.

То, что нет единого стандарта оформления рекламы на транспорте, создает массу проблем. Что не позволяет сразу изготовить рекламные материалы по одному макету для автотранспорта во всех городах, участвующих в рекламной кампании. В результате процесс оформления может затянуться.

Прежде чем говорить о привлекательности рекламы на городском транспорте, рассмотрим некоторые статистические данные. Более 75% населения Российской Федерации проживают в городах, а поскольку собственные автомобили являются не всем доступным и возможным способом передвижения, городской общественный транспорт исключительно важен для населения. Не менее важен он и для рекламодателей. Его много, он заметен, и количество маршрутов только увеличивается с ростом городов. Автобусное движение имеется почти в 1,3 тыс. городов и населенных пунктов России, более чем в ста городах есть троллейбусы и трамваи. По некоторым оценкам, услугами общественного транспорта пользуются 36 млн пассажиров в год.

Среднее число поездок на городском общественном транспорте составляет чуть больше одной поездки в день на одного жителя. Но одна поездка может включать перемещение на различных видах городского транспорта (метро, троллейбусе, трамвае или автобусе), в зависимости от существующей системы городского общественного транспорта. Среднее расстояние поездки от 3 до 10 км, что определяется главным образом размерами города (в Москве средняя протяженность поездки примерно 12 км). Почти 80% пассажиров тратят до одного часа в день на поездки городским транспортом, примерно 17% - от одного до двух часов в день, а около 3% - более двух часов.

Все эти цифры свидетельствуют об исключительности транспорта

Можно выделить следующие ее основные виды:

  • (1) наружная реклама на транспорте - предполагает размещение рекламной информации на внешней поверхности транспортного средства. Размещение рекламы на наземном городском транспорте допускает самые различные варианты - от наклейки пленок на один или два борта до полной перекраски транспортного средства;
  • (2) внутрисалонная реклама - предполагает прежде всего наклейку стикеров в салонах, своеобразной разновидностью этой рекламы являются радиообъявления по внутрисалонному динамику;
  • (3) реклама в метро - используются следующие виды рекламных поверхностей: стикеры в вагонах; щиты вдоль эскалаторов, в вестибюлях станций и переходах метро; наклейки на дверях станций;
  • (4) реклама на транспортных сооружениях - может размещаться на остановках наземного транспорта, железнодорожных, авто- и аэровокзалах, в портах, на станциях и т.д. По сути она очень близка к обычной наружной рекламе;
  • (5) реклама на междугороднем и международном транспорте предполагает: использование для размещения рекламы внешних поверхностей транспортного средства; размещение рекламы внутри помещений пассажирского транспорта; предоставление пассажирам различной полиграфической, сувенирной и прочей рекламной продукции.
  • избежать контакта с транзитной рекламой практически невозможно. Любой человек, независимо от возраста, рода занятий и других характеристик, выходя на улицу каждый день, видит транзитную рекламу и испытывает на себе ее действие;
  • у транзитной рекламы гораздо больший охват аудитории, чем у стационарных носителей, который достигается благодаря возможности данного вида рекламы перемещаться по улицам города. Средняя скорость движения троллейбуса на маршруте в час пик составляет 20-30 км/ч, что обеспечивает качественное восприятие рекламной информации как пешеходами, так и автомобилистами;
  • большой размер рекламной поверхности. Площадь внешней поверхности одного троллейбуса составляет 80 кв. м (длинная машина) либо 60 кв. м (короткая). При этом рекламная площадь составляет 50%, что делает данный рекламный носитель одним из самых заметных в городе;
  • возможность маркетинга рекламы. В зависимости от характеристик товара рекламу на транспорте можно сконцентрировать в определенном районе города, где расположены центры продаж данного товара, или охватить все районы, если товар продается в каждом магазине. Также возможен маркетинг по уровню благосостояния потенциального покупателя. Рекламу можно ориентировать на аудиторию со средним достатком, разместив сообщения в спальных районах города, или ориентировать на аудиторию более обеспеченную, представив рекламу на транспорте, проходящем по «дорогим» улицам города;
  • транзитная реклама позволяет использовать различные форматы и цветовые эффекты при сравнительно низких затратах, а исполнение рекламы может отвечать нуждам и желаниям конкретных групп пассажиров;
  • непрерывное воздействие на одну и ту же аудиторию в течение 20 минут и более позволяет подробно разъяснить и проинформировать о рекламируемом товаре;
  • реклама на транспорте - один из наиболее привлекательных по цене носителей рекламы.

Однако у транзитной рекламы есть и свои недостатки. Один из них - неспособность охватить отдельные секторы рынка, например людей, проживающих в предместьях и пользующихся собственными автомобилями, а также бизнесменов и профессионалов, почти не прибегающих к услугам общественного транспорта. Отчасти из-за этого ее относят к непрестижным видам рекламы, которая направлена только на определенные слои населения. Кроме того, такая реклама исключает избирательность, поэтому с ее помощью лучше всего продвигать на рынок товары и услуги массового спроса. Еще некоторые называют транзитную рекламу напоминающей. Это, по сути, означает то, что рекламировать какой-то совершенно новый продукт или малознакомую торговую марку, используя только транзитную рекламу, неэффективно.

Чтобы все перечисленные выше преимущества работали с полной отдачей, необходимо учитывать некоторые особенности транспорта как рекламоносителя.

  • (1) Восприятие движущегося макета несколько отличается от восприятия стационарного щита. Реклама на движущемся носителе должна быть ясной, хорошо различимой, читаемой за то короткое время, в течение которого движущийся объект находится в поле зрения потребителей. Перегруженность как изобразительными, так и текстовыми элементами нежелательна.
  • (2) Наличие у транспортного средства дверей, окон, гармошек и прочих элементов накладывает некоторые ограничения на дизайн макета.
  • (3) Необходимо учитывать требования транспортных служб, в частности ГИБДД, которая возражает против использования определенных цветов красок, светоотражающих материалов, дополнительных элементов для оформления рекламных изображений. В настоящее время правилами ГИБДД запрещается покраска муниципального транспорта в черный цвет по той причине, что в темное время суток его плохо видно. Светоотражающие пленки, которые широко используются за рубежом и на которые возлагали в свое время большие надежды рекламисты-оформители транспорта, также были отвергнуты ГИБДД. Причиной отказа послужило то, что в темное время суток отражение может слепить водителей. Следует также отметить такой серьезный факт, как нежелание пассажиров ехать в транспорте, окна которого полностью заклеены снаружи перфорированной пленкой с нанесенным изображением. Несмотря на то что пленка позволяет видеть сквозь нее окружающее пространство, салон выглядит все-таки затемненным и вызывает неудовольствие пассажиров, которое, безусловно, переносится и на предмет рекламы.
  • (4) Реклама на бортах должна быть видимой и узнаваемой в условиях движения. Буквы должны бьггь оптимально большими: чтобы, во-первых, читались на большом расстоянии, а во-вторых, чтобы слова, составленные из этих букв, прочитывались сразу, за один взгляд. Важно иметь в виду, что некоторые шрифты плохо читаются и воспринимаются при движении автотранспорта - это наклонные шрифты, шрифты со слитным начертанием букв, с маленьким расстоянием между буквами и словами.
  • (5) В крупных городах больше людей с дефектами зрения, больше очереди на остановках, теснота в час пик в пассажирском транспорте. Именно поэтому рекламные объявления должны быть яркими и отчетливыми.

Однако все вышеперечисленные сложности незначительны по сравнению с тем рекламным эффектом, который обеспечивает реклама на транспорте. Эту мысль подтверждает и тот факт, что данный вид рекламы продолжает активно развиваться, причем значительный рост объемов рекламы на транспорте наблюдается в регионах России.

Термин транзитная реклама включает в себя и наружную, и внутреннюю, и транспортную рекламу. Имеются в виду как различные вывески, щиты, конструкции, мимо которых движутся сами люди, так и реклама на бортах различного транспорта, который движется мимо людей (на трамваях, троллейбусах, автобусах, поездах и т.д.).

Транзитная реклама в России

Становление современного рынка транзитной рекламы в России началось вместе с экономическими реформами 90-х годов 20-го века. Реклама появилась на щитах вдоль важнейших магистралей, на бортах троллейбусов и трамваев. В Москве «с середины 1997 г. большинство троллейбусных и трамвайных парков выпускало на маршруты около 70% оформленных машин».

В 1999 году общий объем расходов на транзитную рекламу в России составил около 90 млн долларов США (в том числе 10 млн – реклама на транспорте). Среди общих расходов на рекламу доля транзитной достигла 12%. Среди общих расходов на рекламу доля транзитной во всем мире в 2007 составляет около 6%.

На рубеже 20-го и 21-го веков по уровню развития российский рынок транзитной рекламы значительно уступает рынкам многих стран. Так, «по оценкам специалистов компании «ЭСПАР-Аналитик», к началу 2001 года в России насчитывалось порядка 65 тыс. рекламных поверхностей, предназначенных для наружной рекламы, тогда как в США их более 400 тыс., в Германии – 330, Франции – 250, Великобритании – 100, Италии – 90 тыс. поверхностей. Позиции отечественного рынка наружной рекламы по такому относительному показателю, как количество рекламных поверхностей в расчете на 10 тыс. жителей, еще скромнее: в России данный показатель равен примерно 4.5 поверхности, в Норвегии – 8, в США – 15, Чехии – 23, Германии – 40, в Швейцарии – 58 и т.д.»

Рекламные поверхности транзитной рекламы сосредоточены в основном в крупных городах, в первую очередь в Москве и Петербурге. Характерная особенность – низкий уровень концентрации рекламы. Так, в конце 90-х на долю 30 ведущих фирм, каждая из которых владеет более чем 200 рекламными поверхностями стандартных форматов, приходилось лишь немногим более 70% всех рекламных конструкций. В щитовой рекламе этот показатель был еще ниже (60%). В региональных центрах, как правило, две трети щитов формата 3 х 6 м принадлежали мелким компаниям.

Хотя подавляющая часть компаний располагает рекламными конструкциями лишь на одном из региональных рынков, некоторым удалось сформировать межрегиональные сети, охватывающие значительное количество крупнейших городов. Так, например, фирма АПР-Сити, объединившись с TVD и RMS, получила возможность размещать рекламу на своих собственных конструкциях во всех 13 городах-миллионерах, используя основные стандартные форматы рекламных конструкций.

Рекламодатели транзитной рекламы

Сформированные сети рекламных носителей позволяют ведущим рекламодателям проводить национальные кампании в транзитной рекламе, охватывающие все крупнейшие города. Так, в течение нескольких месяцев 1999-го года сигареты «Петр I» рекламировались на 600 щитах формата 3 х 6 м во всех городах-миллионерах.

Лидерами транзитной рекламы являются производители безалкогольных напитков, пива, провайдеры услуг сотовой телефонной связи. Крупнейшими рекламодателями также являются компании, производящие сигареты, вино-водочные изделия, что объясняется запретом их рекламы на телевидении.

Аудитория транзитной рекламы

Более 75% населения Российской Федерации проживает в городах. Около 40% горожан пользуется общественным транспортом каждый день, 23% – несколько раз в неделю. Порядка 60% передвигающихся едут на работу, около 40% – за покупками, около 55% – отдыхать и развлекаться.

В среднем количество поездок городским общественным транспортом составляет немного больше одной в день на жителя. За время передвижения, в зависимости от существующей системы городского общественного транспорта, часто используется несколько видов городского транспорта: метро, троллейбус, трамвай или автобус.

В Москве средняя длина поездки составляет около 12 километров, в других городах – 3-10 км. 80% передвигающихся проводят в общественном транспорте около 1 часа, 17% – коло 2 часов, 3% – более 2 часов.

Больше всего людей на улицах и в транспорте в «часы пик», когда люди едут на учебу, работу, по делам или обратно. В выходные дни увеличивается количество пешеходов прежде всего в районах отдыха и развлечений.

Однако количество пассажиров и пешеходов не равняется количеству увидевших ту или иную транзитную рекламу. Люди в транспорте часто вообще ничего не видят, кроме затылков своих соседей. Они также могут быть заняты своим мыслями, чтением книг, газет. Водители заняты прежде всего управлением своего средства, контролем обстановки на дороге. Пешеходы тоже не всегда имеют возможность или желание смотреть на попадающиеся рекламные поверхности.

Неподсвечиваемые конструкции и надписи на бортах транспорта не видны в сумерках и в темное время суток. Во время дождя, снега или тумана не видна ни одна реклама. В жару или мороз внимание человека рассеивается.

На влияет и положение человека по отношению к рекламной конструкции. Чем меньше угол, тем меньше внимания обратит пассажир или пешеход на рекламу.

Более высокоплатежная часть населения пользуется личным транспортом, менее платежеспособная – общественным. Более высокоплатежная часть живет и работает в определенных районах или кварталах, часто пользуется аэропортами, железнодорожными вагонами повышенной комфортности, VIP-залами и т.д.

В разных ситуациях человек уделяет транзитной рекламе различное время. Когда человек движется относительно рекламной поверхности или, наоборот, она движется относительно его, то у него совсем немного времени для восприятия рекламной информации. В таком случае используются простые средства передачи информации – ясная композиция, четкий визуальный образ, короткий текст, крупный шрифт и т.д. Наиболее подходяща может быть имиджевая реклама без телефонов и адресов.

Типы транзитной рекламы

Транзитную рекламу, с точки зрения ее восприятия человеком, можно разделить на два типа: динамичная и статичная. В первом случае человек движется относительно рекламной поверхности или, наоборот, она движется относительно его. Во втором – человек и рекламная поверхность находятся по отношению друг к другу в статичном положении.

Динамичная транзитная реклама – это различные вывески, щиты, конструкции, мимо которых движутся сами люди. К этому виду относится и реклама на бортах различного транспорта, который движется мимо людей (на трамваях, троллейбусах, автобусах, поездах и т.д.)

На восприятие динамичной рекламы имеется малое количество времени, поэтому в ней используются простые средства передачи информации – ясная композиция, четкий визуальный образ, короткий текст, крупный шрифт и т.д. Наиболее эффективен этот тип для имиджевой рекламы без телефонов и адресов.

Статичная реклама – это информационные материалы, относительно которых человек малоподвижен. Прежде всего к такой рекламе можно отнести стикеры, листовки, закрепленные внутри транспорта (в вагонах метро, автобусов, троллейбусов и т.д.).

В статичной рекламе может быть приведено много фактов, деталей, отдельных иллюстраций и т.д. Например, в рекламной листовке, размещенной в поезде метро, вполне уместен длинный развернутый текст – люди, временно запертые в пустом информационном пространстве, будут просто вынуждены его читать.