Открыть бизнес по кузовному ремонту. Кузовной ремонт авто. Оснащение и технология

Бизнес на кузовном ремонте будет существовать всегда, пока по нашим дорогам колесят автомобили. Мировой автопарк постоянно растет, машины попадают в аварии каждый день, поэтому клиенты будут всегда. Хороший сервис пользуется большим спросом, в особенности, если располагает прекрасными мастерами и современным оборудованием…

Подобные сервисы могут оказывать следующие виды услуг:

  • локальный кузовной ремонт,
  • ремонт сколов на кузове,
  • сложный кузовной ремонт,
  • восстановление геометрии кузова,
  • удаление вмятин без покраски автомобиля,
  • полировка автомобиля,
  • предпродажная подготовка автомобиля,
  • покраска автомобиля,
  • ремонт бамперов.

Кузовной ремонт – сложная работа, на которую часто уходит от нескольких часов (при локальном ремонте), до нескольких дней (при сильно поврежденном автомобиле). Отсюда и высокая цена услуги. Так, ремонт и покраска переднего крыла обойдется заказчику в пределах 5 тыс. рублей (бюджетный автомобиль), ремонт крыши – от 8 тыс. руб. Восстановить сильно поврежденный автомобиль, в особенности, если это дорогой внедорожник, будет стоить клиенту в сумму от 50 тыс. рублей.

Становится понятным, что популярный сервис не может зарабатывать мало. Ежемесячная прибыль может доходить до 200 тыс. рублей и более. Это при том, что на сервисе трудится всего 2-3 работника.

Тем не менее, открытие автобизнеса сулит немало хлопот его организатору. И первая сложность заключается в финансовых возможностях предпринимателя. В зависимости от размера инвестиций бизнес можно открыть в разных масштабах.

  1. В качестве помещения используется вместительный гараж (оформленный). Покупка гаража на 10-12 кв. м обойдется в сумму от 400 тыс. руб. Можно и не покупать гараж, а просто арендовать его. Аренда будет стоить 5 – 10 тыс. руб. в месяц. Недостаток такого варианта в том, что сложно перевести гараж под вид разрешенного использования, но такой бизнес нельзя назвать серьезным. Отсюда и сложно привлечь платежеспособных клиентов на дорогих автомобилях. Скорее всего, вы будете обслуживать всевозможную классику и бюджетные иномарки.
  2. Вы арендуете или строите быстровозводимый бокс из металлоконструкций. Данный вариант гораздо дороже первого. Строительство бокса «под ключ» площадью 100 – 150 кв. м. обойдется в сумму от 1,5 млн. рублей. К тому же, придется затрачиваться на покупку или аренду земельного участка, подведение коммуникаций, ввод в эксплуатацию и проч. Общие затраты могут составить от 3 млн. рублей. Зато этот вариант по праву можно считать серьезным подходом к делу. В такой сервис не стыдно приглашать богатых клиентов, которые будут оставлять десятки тысяч рублей прибыли. Другое преимущество заключается в размерах помещения. Бокс строится, как минимум, на два машиноместа, в отличие от гаражных условий, где часто даже один автомобиль сложно разместить. Большие площади увеличивают оборот сервиса и дают возможность обслуживать более 2-х клиентов одновременно

Сильно потратиться придется и на покупку оборудования для кузовного ремонта. Можно, конечно, ограничиться молоточками и крючками, но сделать качественную работу с таким инструментом не получится. Ни один нормальный клиент не доверит свой автомобиль плохо оснащенному сервису. Поэтому без профессионального оборудования не обойтись.

На покупку оборудования, по разным оценкам, может уйти от 500 тыс. рублей. Стенд кузовного ремонта «Sivik МАСТЕР» будет стоить от 120 тыс. рублей, рихтовочный стенд «SIVER С» – от 300 тыс. рублей, профессиональный набор рихтовки – от 20 тыс. рублей. Комплект покрасочного оборудования обойдется в сумму от 30 тыс. рублей.

Регистрация бизнеса

Самый простой этап в открытии бизнеса — оформление предпринимательской деятельности. Регистрация ИП занимает минимум времени (5 рабочих дней), стоит всего 800 рублей гос. пошлины и требует небольшого пакета документов (паспорт, ИНН, заявление). При заполнении заявления указывают код ОКВЭД 50.20.1 «Техническое обслуживание и ремонт легковых автомобилей».

Никакие лицензии на данный вид деятельности не нужны. В качестве системы налогообложения можно применять упрощенную систему (УСН), 6% от выручки или 15% от прибыли организации. Кассовый аппарат устанавливать необязательно – по просьбе клиента можно выдавать товарный чек.

Персонал

Некоторые трудности могут возникнуть с подбором персонала, ведь от профессионализма работников зависит 50% успеха всего бизнеса. Потребуется найти хороших маляров и жестянщиков, в совершенстве владеющих искусством кузовного ремонта. Привлечь профессионалов можно только высокой оплатой труда, которая в данном деле является сдельной. Зарплата, которую получает работник, составляет от 15 до 30% от стоимости работ.

Покраска авто - востребованный вид услуг среди автовладельцев. К ней прибегают во время предпродажной подготовки машины для улучшения внешнего вида или после механических повреждений. Заказчик буквально получает новое авто без ржавчины и царапин. Этот вид бизнеса привлекает многих предпринимателей, так как не требует создания специальных условий. Высокое качество оказываемых услуг и конкурентные цены помогут получить приемлемый доход уже с первого клиента.

Важно адекватно оценить конкуренцию в сфере покраски авто, изучить работу других компаний. Это позволит ориентировочно определить рентабельность, построить правильное ценообразование и маркетинговую систему, минимизировав риски.

Мастерской потребуется опытный мастер, которого следует поискать заранее. Он также подскажет, какое оборудование лучше пробрести и требуемые характеристики. Без опыта работы в покраске авто правильно подобрать его невозможно.

Риски

Конкуренция в этом бизнесе высокая. Кустарной покраской занимается почти каждая мастерская и некоторые автомобилисты. Крупными конкуретами являются профессиональные автосалоны. Удержаться на плату поможет качественное оборудование и расходные материалы, опытные сотрудники и правильная ценовая политика.

Для покупки оборудования потребуется вложить достаточно средств. Хотя услуги покраски востребованы в крупных городах и районных центрах, всегда существует риск низкой окупаемости. Если первоначальный капитал достаточно ограничен, то стоит воспользоваться услугами профессионалов для оценки перспектив и бизнес-плана. Правильный пакет документов позволит обратиться в финансовые учреждения и инвесторов для оформления займов или к производителям оборудования для заключения лизинговых договоров.

Сегодня многие крупные компании предлагают франшизы для новичков. Это позволяет исключить грубых ошибок на первых порах и быстрее понять особенности ведения этого вида бизнеса.

Юридическая регистрация, оформление документации

Для законного осуществления деятельности по покраске машин требуется зарегистрироваться индивидуальным предпринимателем (при самостоятельном выполнении покрасочных работ) или ООО в налоговой службе. В РФ услуги по покраске не требуют получения лицензии, достаточно свидетельства ИП с правильным указанием вида деятельности по ОКВЭД. Только после регистрации можно приступать к закупки необходимого оборудования и поиску соответствующего помещения.

Для минимизации трат необходимо хорошо изучить интересующую область. Добиваются эффективность в этом бизнесе только знатоки автомобилей, знающие потребности будущих клиентов.

Важным моментом будет получения разрешения инспекции пожарной безопасности. Ее требования следует узнать перед приобретением помещения и его ремонтам.

Виды бизнеса по покраске авто

Заниматься покраской авто можно двумя способами:

  • Открыть свой автономный цех по покраске.
  • Заниматься покраской при автосервисе.

Как правило, покраской занимаются автосервисы, сочетая различные виды услуг. Это помогает повысить рентабельность и с максимальной эффективностью использовать арендованное помещение.

Правильно подобранное оборудование позволит оказывать услуги высокого качества даже при минимальном опыте работы.

Но это не означает, что оказание моноуслуги будет убыточным. Стоимость покраски машины в среднем стоит 30-160 тыс. рублей в зависимости от габаритов и сложности. Отдельные детали окрашивают за 5 тыс. рублей и более. Средний доход подобных компаний, которые смогли продержаться на рынке более 2 лет и имеют наработанную клиентскую базу, составляет от 2 млн. рублей. Чистая месячная прибыль равна около 500 тыс. рублей.

Этапы организации

Будущий владелец мастерской должен в первую очередь изучить рынок. Если в городе уже функционирует несколько подобных салонов, они полностью покрывают все потребности автовладельцев, то открывать еще одно нет смыла. Однако при наличии перспектив у коммерческого проекта можно переходить к решению следующих вопросов:

  • Проработать бизнес-план.
  • Юридически оформить предприятие.
  • Поиск помещения и покупка оборудования.
  • Открытие счета на юридическое лицо.
  • Рекламная компания.
  • Подписание договоров с арендодателем и коммунальными службами.

Дополнительные услуги помогут повысить ренетабельность и привлечь новых клиентов. Среди них может быть нанесение различных покрытий, аэрография и др.

Бизнес-план

Планирование бизнеса позволяет получить проект, в котором будут рассмотрены практически все аспекты работы: от поиска инвесторов до прогнозирования прибыли в долгосрочной перспективе. Это позволяет дать реальную оценку бизнесу на первоначальном этапе, обозначив сильные и слабые стороны.

Покраска авто достаточно затратный бизнес, который нуждается в внешним инвестировании при отсутствии собственных средств. Проработанный бизнес-план поможет найти спонсоров с более выгодными условиями, повысит шансы на одобрение кредита по сниженной годовой ставке.

Налогооблажение

Молярные мастерские имеют право выбирать следующие системы налогообложения:

  • УСН: 6% от выручки или 15% от прибыли.
  • ЕНВД - только при разрешении местных властей.
  • На общих основаниях уплаты налогов.

Третий вариант подойдет крупным компаниям с оборотом в несколько миллионов рублей.

По ОКВЭД подобные услуги стоят под категорией 45.20. Однако в документах стоит не забыть указать ОКВЭД на дополнительные услуги.

Выбор помещения

Будущий предприниматель должен найти помещения с минимальной площадью 40 кв. м. Это позволит окрашивать другие авто и оставлять сохнуть уже окрашенные. Можно поискать отдельно стоящий гараж или в гаражном кооперативе.

Перед подписанием договора аренды помещения в кооперативе, следует встретиться с его председателем и обсудить возможность ведения на этой территории предпринимательской деятельности. Во время работы будет затрачено достаточно много электроэнергии, а также будет посторонний шум. Не каждый человек согласиться с подобным соседством. В помещении должна быть хорошая вентиляция и низкая влажность.

Не стоит выбирать помещения в месте скопления автосервисов, которые на первый взгляд кажутся привлекательными для ведения бизнеса. Но на практике автомобилисты выбирают компании с комплексными услугами. Монобизнес первоначально оказывается в проигрышном положении - крупные игроки более гибки. Отдавать предпочтение следует местам с автомойками или магазинами запчастей, где уже имеется высокая активность автомобилистов, а конкуренция отсутствует.

Если не удалось найти подходящего помещения, то можно приобрести быстровозводимый модуль. Сегодня на рынке множество предложений, а производители всегда готовы внести коррективы в заказанное помещение, что позволит максимально удобно организовать мастерскую по окраске машин. Средняя стоимость быстровозводимых модулей 1-1,5 млн. рублей.

В помещении должна быть хорошая вытяжка. В противном случае получить разрешения от пожарной инспекции и других инстанций будет невозможно. Как правило, устанавливают вентилятор для высасывания воздуха, который требует подъем пола на 10-15 см. В верхней части монтируют воздуховод и тепловую пушку.

Важно обеспечить бесперебойную подачу электроэнергии. Требуется хороший генератор и место для него. Помещение должно иметь хорошее освещение с лампами дневного света. Для сушки потребуется инфракрасный излучатель.

Услуги

Малярная мастерская может предложить несколько видов услуг:

  • локальная покраска;
  • полировка;
  • нанесения покрытия из жидкой резины;
  • аэрография;
  • нанесение защитной пленки;
  • комплексная покраска и др.

Каждый вид авто имеет свои особенности кузова. Работник должен обладать определенными навыками и знаниями. Некачественная покраска приведет к потере серьезных финансовых средств.

Оснащение и технология

Для бесперебойной работы цеха потребуется следующее:

  • окрасочный гидрант;
  • камера для покраски и сушки;
  • компрессор для ликвидации влаги;
  • шлифовальные инструменты;
  • краскораспылитель;
  • пылесборники;
  • стойки для монтажа авто.

Наиболее затратным пунктом будет приобретение покрасочно-сушильной камеры - цены начинаются от 800 тыс. рублей. Без нее покраска авто невозможна. Необходимо помнить, что сильная экономия и дешевое оборудование негативно скажутся на качестве выполняемой работы, а соответственно и конкурентоспособности. Бизнес быстро окажется нерентабельным.

Технология покраски в покрасочно-сушильной камере:

  • После предварительной подготовки авто к покраске начинается распыление краски. Камера должна обеспечить температуру воздуха до 30 градусов, чтобы состав ложился ровным слоем. Специальные вентиляторы перемещают воздух во время распыления для равномерного распределения краски. Давление необходимо для обеспечения отсутствия пыли и мелко взвешенных частиц.
  • Продувка - 10-15 мин. Это требуется для удаления паров растворителя и краски.
  • Сушка авто. Температура достигается 60 градусов, а вентиляторы обеспечиваю правильное движение воздушных масс, ускоряя естественный процесс.
  • Полировка авто после покраски. Она может выступать в качестве отдельной услуги - поможет удалить небольшие царапины и повреждения.

Малярные камеры представляют собой закрытый бокс. В нем предусмотрены особые режимы освещения, вентиляции и температуры. Различные модели работают по одному принципу. Предусмотрены 2 режима работы:

  • покраска;
  • сушка.

Во время окраски воздух засасывается в камеру, фильтруется и нагревается до 25 градусов. Подача в бокс происходит только после повторного очищения. Потоки идут с потолка, чтобы «прибить» взвешенные частицы краски и пыли.

После покраски включается продувка для полного удаления краски и начинается сушка. Рабочая температура повышается до 70 градусов. Период полимеризации краски до 2 часов. При сушке камера не потребляет огромное количество воздуха, как при покраске. В ней предусмотрена рециркуляция воздушных масс, чтобы снизить в несколько раз расход энергии на нагревание пространства. Электронагрев достаточно дорогой, поэтому используется редко.

Первоначальные вложения

Для организации минимально обородуванного цеха потребуется потратить значительную сумму. Среди основных расходов будут:

  • сырье - 250 тыс.;
  • покрасочно-сушильная камера - 1-2 млн.;
  • ремонт помещения с прокладкой требуемых коммуникаций - 100 тыс.;
  • монтаж оборудования - 100 тыс.

Усредненные ежемесячные расходы:

  • электроэнергия - 15-20 тыс.;
  • аренда гаража - 40-60 тыс.;
  • заработная плата рабочим - 60-80 тыс.;
  • реклама - 50 - 80 тыс..

Таким образом, для открытия бизнеса в среднем потребуется 2,5 млн. рублей + 600-1000 рублей ежемесячных расходов.

На рынке представлено большое разнообразие качественных красок, шпаклевок и тонирующих лаков. Выбор не должен вызвать затруднения. Хорошим вариантом экономии будет заключение договора с дистрибьютором. Это позволит приобретать расходники по оптовой стоимости и экономит время на их поиск. Первоначально требуется купить максимально большой спектр красок. Если подобной возможности нет, то стоит отдавать предпочтение наиболее ходовым цветам и оттенкам, а в будущем постараться расширить ассортимент.

Маркетинг

Первыми клиентами будут знакомые и друзья. Среди автомобилистов хорошо работает сарафанное радио - водители охотно делятся информацией понравившихся мастерских. Высокое качество услуг позволит быстро расширить клиентскую базу.

Можно заключить договора с сервисами и автослесарями - за каждого клиента выплачивать определенное вознаграждение. Покрасочную камеру также можно сдавать в аренду мастерам. Это станет дополнительной рекламой, за которую еще и платят.

Прибыль

Несмотря на значительные финансовые инвестиции для запуска проекта, он способен приносить достаточную прибыль с первых дней работы. Покраска авто сравнима по доходности со стандартным автосервисом. Средний чек автопокрасочной мастерской равен 50 тыс. рублей. Окупаемость достигается за 2-3 года, когда в месяц будет обслуживаться до 50 машин. Это позволит получить выручку в 2 млн. рублей, а чистый доход - около 1 млн. рублей.

Для окупаемости следует обслуживать 2 и более клиента в день. Однако, если авто сушится при 70-80 градусов с помощью вентиляторов, то за день можно обслужить только 2 клиента. Инфракрасные сушки позволяют увеличить их количество до 4. Многое будет зависеть от сложности выполняемой работы и мастерства персонала.

Для разработки адекватно ценообразования требуется сравнить стоимость покраски в ближайших специализированных салонах. По возможности лучше предоставлять клиентам небольшие скидки на наиболее востребованные услуги. Высокая цена у начинающей мастерской будет отпугивать возможных клиентов.

Расчет окупаемости

Рассмотрим пример расчета окупаемости усредненного проекта. Предприниматель при открытии бизнеса понесет следующие расходы:

  • модульное здание - 1 500 000 руб;
  • камера для покраски - 2 100 000 руб;
  • оформление разрешений - 160 000 руб;
  • реклама - 140 000 руб;
  • оборудование с монтажом - 550 000 руб;
  • сырье - 200 000 руб.

Общий размер затрат 4650000 рублей.

Условно возьмем, что загруженность мастерской - 30 машин в квартал. Средняя стоимость покраски - 35 000 рублей. Годовой доход равен 4800000 рублей. Общие затраты на аренду помещения, электроэнергию и приобретение расходников - 2370 000. рассчитанный размер налогооблагаемой прибыли - 2430000 рублей.

Можно сделать вывод, что проект окупиться за 1 год и 8 месяцев.

Подбор персонала

Для качественного обслуживания потребуется как минимум один квалифицированный специалист. Покраска - достаточно сложный процесс, результат которой зависит от навыков и умения мастера. Также не лишним будет помощник мастера - ему всегда найдется работа в салоне. С ростом объема заказов можно увеличивать численность рабочих. Новые сотрудники могут иметь узкую специализацию - мелкий ремонт, тюнинг, продажа запчастей, транспортные услуги и т.д.

Покрасочно-сушильная камера своими руками

Как упоминалось выше, промышленные образцы камер стоят около миллиона рублей, который найдется не у каждого начинающего бизнесмена. При наличии помещения можно самостоятельно ее сделать. Оптимальной считают одномоторную камеру, так как использование двух моторов вызывает у большинства сложности. Стены следует обшить профлистами или пластиковой вагонкой.

Из оцинкованной жести выполняют короб, куда обеспечивают подачу воздуха при помощи улитки. Его монтируют выше потолка, а у основания обязательно устанавливают фильтры тонкой очистки.

Отфильтрованный воздух должен попадать в камеру. Под фундаментом требуется сделать отверстия для выхода воздуха. На все траншеи устанавливают решетки. Свет должен быть по всему периметру и с правой стороны, чтобы было видно наносимый слой.

В самодельной камере можно не использовать воздушную просушку. Более быстрое высыхание краски происходит под воздействием инфракрасных ламп. Отсутствие воздушных потоков облегчит процесс нанесения краски.

Подводные камни

Основная трудность, которая возникнет во время предпринимательской деятельности - наработка и расширение клиентской базы. Основными конкурентами будут выступать автосервисы, у которых покраска является сопутствующей услугой в комплексном обслуживании. Это вынуждает небольшие автомолярные мастерские снижать стоимость своих услуг, чтобы оказаться конкурентоспособными на рынке.

Вторым моментом будет высокая стоимость оборудования. Многие стремятся сэкономить или не располагают требуемой суммой, чтобы купить хорошую покрасочно-сушильную камеру. Это плохо сказывается на качестве оказываемой услуги. Разводы, пыль или неровности чреваты отказом в оплате услуг и плохой репутацией. Требуется понимать, что залогом успеха будет качество покраски.

Финансовый успех автомалярной мастерской будет достигнут только при наличии хорошего оборудования и профессионального мастера. Грамотные расчеты и бизнес-план помогут быстрее найти инвестиции и избежать распространенных ошибок. Если есть возможность обеспечить эти составляющие, то мастерская быстро выйдет на уровень окупаемости и окажется прибыльным бизнесом.

Стартап малярно-кузовных цехов различного формата кардинально отличается.

Например, запуск малярно-кузовного цеха дилерского формата и крупного независимого предприятия.

Основное отличие - в наличии клиентов на кузовной ремонт, шансы загрузить их автомобилями ремонтный цех у дилера на этапе открытия гораздо выше, чем у независимого малярно-кузовного цеха.

Как правило, в формате дилерского центра сначала начинают работать шоу-рум и цех технического обслуживания и текущего ремонта, а уж потом, когда продажи страховок (читайте: новых автомобилей) возрастут до того уровня, когда ремонт автомобилей по направлениям страховых компаний будет экономически целесообразнее в собственном малярно-кузовном цехе, чем при передаче аутсорсеру, открывается цех кузовного ремонта.

Как происходит открытие крупного независимого малярно-кузовного цеха?

Обычно оно происходит по следующему сценарию:

У собственника бизнеса (часто не имеющего отношения к автомобилям, а уж тем более к кузовному ремонту) появляются свободные деньги, которые он хочет инвестировать в проект. Он отстраивает либо снимает в аренду помещение, закупает оборудование (необходимость того или иного оборудования проверяется временем, но на начальном этапе определяется поставщиком и сторонними экспертами). А затем нанимает управляющего цехов. Всё! Есть цех, руководитель, теперь нужно искать клиентов.

Думаю, многим знакома такая ситуация. И это, заметьте, еще позитивный сценарий. К сожалению, слишком часто малярно-кузовные цеха открываются у нас по сотне разных причин, среди которых нет основной – зарабатывать деньги.

Если же рассмотреть основные, действительно коммерческие предпосылки открытия цеха, то получим следующий список:

  1. Открытие цеха для соответствия дилерским стандартам автопроизводителя (возможность заработка на продажах автомобилей).
  2. Открытие цеха, принадлежащего компании – региональному поставщику запчастей (дополнительный канал продажи запчастей через оказание услуг по кузовному ремонту).
  3. Открытие цеха, принадлежащего страховой компании (возможность восстанавливать и продавать списанные тотальные автомобили).
  4. Открытие цеха, принадлежащего поставщику автосервисного оборудования и материалов для кузовного ремонта (дополнительный канал продаж материалов, а также действующая шоу-рум для демонстрации продаваемого компанией оборудования).
  5. Открытие малярно-кузовного цеха, принадлежащего производителю/импортеру автомобилей (возможность предпродажной подготовки новых автомобилей, устранение транспортных повреждений и царапин).
  6. И, наконец, исключительно коммерческие предпосылки – открытие малярно-кузовного цеха для удовлетворения спроса на кузовной ремонт и окраску в своем регионе.

В любом случае, чтобы предприятие заработало, нужен начальный импульс в виде лояльных клиентов, готовых простить цеху «ошибки молодости».

Схематично жизненный цикл цеха выглядит следующим образом:

Поэтому на этапе старта основной целью является не лавинообразный рост количества ремонтируемых автомобилей, а максимально точная отработка всех технологических и организационных процессы, чтобы быть готовым к росту загрузки.

У любого малярно-кузовного цеха есть две беды: недостаточное количество клиентов и их переизбыток. Успешные в настоящее время предприятия на этапе старта не зацикливались на бездумном привлечении клиентов, а совершенствовали свои бизнес-процессы, чтобы переизбыток клиентов не привел в конце концов к их потере. Для завоевания сердца требуется большой труд, а потерять клиента проще простого: заставьте его подождать в очереди, внезапно задержите выдачу автомобиля на месяц — всё готово, клиент потерян!

Для того чтобы качественно стартовать, успешные независимые малярно-кузовные цехи проводят следующие подготовительные мероприятия еще до официального открытия техцентра:

  1. Сбор (хотя бы поверхностный) информации о рынке в регионе расположения будущего цеха.
  2. Определение потенциала рынка, то есть ответ на вопрос: сколько предположительно нормо-часов «уходит» в соседние регионы и сколько можно забрать у конкурентов. Конечно, этот метод не поможет на 100 % спрогнозировать потенциальный спрос на услуги по кузовному ремонту (потенциальные конкуренты также развиваются, а количество клиентов не является статичной величиной), однако таким образом с вероятностью до 70 % можно оценить перспективность открытия малярно-кузовного цеха в конкретном регионе.
  3. Сегментирование клиентов. Согласитесь, есть разные группы клиентов (их можно различать по маркам и моделям автомобилей, возрасту машин, полу, социальной группе и предпочтениям). Понять, что же нужно каждой из групп клиентов, – значит выбрать ту целевую группу, на которую стоит ориентироваться в дальнейшем в развитии бизнеса. На основе сегментирования клиентов строится ценообразование, применяются соответствующие методы привлечения, а часто выбор целевого сегмента рынка определяет формат развития будущего малярно-кузовного цеха.
  4. Создание проекта будущего цеха. Выбрав целевую группу и определив потенциальный спрос на услуги по кузовному ремонту и окраске в регионе, можно перейти к следующему этапу – созданию проекта будущего цеха. Размер цеха напрямую зависит от трех факторов:

Те, для кого основным фактором являются ограничения по площадям (как правило, это малярно-кузовные цехи, расположенные в арендованных помещениях), рассчитывают максимальную мощность будущего цеха, исходя из существующих площадей; сравнивают мощность с потенциальным спросом; определяют «запас прочности» и перспективы дальнейшего развития (в случае если прогнозируемый спрос существенно превышает предложение на рынке региона).

Те же, у кого таких ограничений нет, ориентируются в первую очередь на потенциальный спрос и объем инвестиций в проект. Как правило, разработку проекта доверяют профессионалам. Это могут быть специализированные агентства либо отделы компаний-поставщиков автосервисного оборудования и материалов. Вместе с проектом также может быть разработан бизнес-план будущего МКЦ, позволяющий определить значения плановых, ключевых, экономических и организационных показателей, определить сроки окупаемости проекта, а также оценить риски при инвестировании. Бизнес-план является также необходимым документом при получении кредита на открытие бизнеса.

Итак, все сомнения отброшены, финансирование определено, оборудование заказано. Что же дальше?

Уже на этапе строительства, ремонта помещений и оснащения оборудованием необходимо начать реализацию стратегии по привлечению клиентов. Для малярно-кузовных цехов основными поставщиками загрузки работой являются:

  • страховые компании;
  • корпоративные автопарки;
  • дилерские центры, не имеющие собственных малярно-кузовных цехов либо не справляющиеся с существующей загрузкой;
  • частные клиенты.

К страховщикам выходят с предложением о сотрудничестве, привлекая их относительно низкими ценами, продажами страховок, страхованием рисков при кузовном ремонте (разбитые стекла, испорченные кузовные детали).

Корпоративные парки «клюют» на комплексность обслуживания (одновременно с кузовным ремонтом выполняются работы по техническому обслуживанию и текущему ремонту автомобилей), оперативность выполнения работ и наличие запаса кузовных деталей под автомобили парка.

Дилерские центры, не имеющие своего цеха, обращают внимание в первую очередь на качество выполняемого ремонта. На ремонтируемые по договору аутсорсинга автомобили запчасти также предоставляются дилерским центром.

И, наконец, самая интересная группа – частные клиенты, владельцы автомобилей.

Привлечение частных клиентов рекомендуется начать с информационного события. Это может быть, например, торжественное открытие цеха с предварительным оповещением целевой группы автовладельцев в регионе. Плюс – постоянное информирование клиентов о том, что вы работаете, с помощью различных акций, информирование о новых услугах, снижении/повышении цен и так далее.

Когда клиент приехал по направлению от страховой компании или для ремонта служебного автомобиля, у него должно сформироваться максимально позитивное и благоприятное впечатление от посещения малярно-кузовного цеха. Ведь, согласитесь, основная задача любого автосервиса – сделать жизнь клиента более комфортной.

В силу того, что кузовной ремонт - это, как правило, стресс для владельца автомобиля (ДТП, потеря товарного вида, судебные тяжбы), персонал малярно-кузовного цеха должен проявить повышенное внимание к клиентам и создать для них максимально уютную и доброжелательную атмосферу при общении. В любом случае, действия страховых полисов и гарантийных обязательств автопроизводителя рано или поздно заканчиваются, а люди остаются. Даже если сейчас у человека нет собственного автомобиля, он порекомендует своим друзьям и родственникам обратиться в тот малярно-кузовной цех, который ему наиболее понравился, который он выбрал сердцем при визите, например, по служебной необходимости.

Не меньшее значение в привлечении частных клиентов имеет контакт после выполнения ремонта. Напоминайте о себе при каждом удобном случае, поздравляйте клиента с памятными датами, информируйте его о новинках, ценовых акциях, программах лояльности и новых услугах. Так можно вернуть до 50 % клиентов, которые считаются потерянными.

На этапе старта особое внимание следует обращать на качество ремонта. Так как коллектив МКЦ находится на стадии формирования, возможны проблемы с качеством выполненных работ. В этот период крайне важно обеспечить исключительно высокое качество ремонта, иначе все титанические усилия по открытию малярно-кузовного цеха закончатся крахом, если пойдет молва о том, что в цехе ремонтируют некачественно.

Подведем итог. Что же необходимо для успешного старта малярно-кузовного цеха?

  • Верный выбор целевой группы клиентов.
  • Эффективная ценовая политика.
  • Взвешенная оценка перспектив развития малярно-кузовного цеха.
  • Первичное привлечение клиентов способами, подходящими для каждой группы.
  • Поддержание постоянного контакта с клиентами после окончания ремонта.
  • Постоянное развитие и изменение бизнеса: акции, новые услуги, все, что может вызвать интерес у клиентов.

Для кузовного ремонта не имеет значение расположение автосервиса. Работы дорогие и достаточно сложные, а с качеством у многих сервисов большие проблемы, поэтому клиенты готовы не то что в другой район, в другой город ездить.

Еще чаще имеет место другой вариант, когда в городе много технически хорошо оснащенных станций, а клиенты обращаются к гаражным умельцам, которые что называется с помощью молотка и столба могут исправить повреждения любой сложности, решающую роль здесь, конечно, играет стоимость ремонта, возможность сэкономить на покупке новых деталей, так как гаражные мастера с легкостью восстанавливают места повреждений, что далеко не в каждом автосервисе умеют.

Кроме этого, подобные умельцы работают в условиях гаража, что помогает им набить руку, придумывать нестандартные решения возникающих проблем. Поэтому, в первую очередь, помимо написания бизнес-плана и поиска средств на осуществление этой бизнес-идеи, необходимо найти специалистов, которые будут работать в Вашем автосервисе. Специальных обучающих программ, готовящих кузовщиков, в России нет, все, в основном, "самоучки". Их устраивает, как правило, их место и заработок в гараже. В автосервисе они могут работать очень качественно и быстро.

Каким будет Ваш автосервис - решать Вам. Можно оснастить его по последнему слову техники, это большие вложения, можно начать с самого необходимого, сделав ставку на авторитет и мастерство своего работника или работников. Клиентам важен результат и качество. А добиваться его Вам.

Видео - Кузовной ремонт авто: