Квр 810 расшифровка. Для чего используются коды косгу. Что такое КВР

Подробнее об общих правилах применения групп, подгрупп и элементов видов расходов узнайте из "Энциклопедии решений" "Порядок применения кодов видов расходов" интернет-версии системы ГАРАНТ. Получите бесплатный
доступ на 3 дня!

Существует несколько оснований для квалификации расходов казенного учреждения в качестве нецелевого использования бюджетных средств. Среди них - некорректное применение кодов видов расходов (далее – КВР). Этот повод для штрафов стал особенно популярен у проверяющих в нынешнем году. Причина пристального внимания к КВР понятна - КОСГУ для этих целей больше использовать нельзя.

А еще в 2016 году учреждения всех типов обязаны использовать КВР в 15-17 разрядах некоторых счетов бухучета. Так что ошибка в применении КВР может стать еще и причиной искажения показателей отчетных форм...

Разберемся, какие нарушения в применении КВР чаще всего выявляют при проверках. А заодно сформулируем правила, соблюдение которых поможет минимизировать риск разногласий с ревизорами.

Ошибка № 1. Применена увязка КВР и КОСГУ, не предусмотренная Приложением 5.1 к Указаниям № 65н

В Приложении 5.1 к Указаниям № 65н приведен исчерпывающий перечень комбинаций кодов КОСГУ и КВР. Применение при формировании номера счета бухучета увязки, не предусмотренной этим приложением - нарушение действующей методологии учета.

К тому же подобные ошибки могут привести к искажению показателей бухгалтерской (бюджетной) отчетности. Например, неправильный КВР в 15-17 разряде номера счета по учету расчетов - это причина указания недостоверных данных по строкам Сведений по задолженности (форма 0503169, форма 0503769). А за такие ошибки при определенных обстоятельствах могут и оштрафовать .

Само по себе нарушение требований Приложения 5.1 не относится к основаниям для квалификации в казенных учреждениях нецелевого использования бюджетных средств. Однако несоблюдение предусмотренных этим приложением увязок «сигнализирует» проверяющим: неправильно применен или КВР, или КОСГУ. Ну а дальше они сопоставят экономическое содержание конкретной операции с порядком применения соответствующих КВР и кодов КОСГУ. И в случае ошибочного применения КВР могут оформить протокол по .

В некоторых случаях проверяющие могут использовать Приложение 5.1 как дополнительный инструмент для определения корректности применения КВР. Например, на КВР 241 можно относить расходы на оплату научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ. Какие это расходы? Можно ли закупить по КВР 241 отдельно материалы и оборудование, предназначенные для исследований? Описание этого КВР не дает ответов на эти вопросы, зато их можно найти в Приложении 5.1... Так, увязка КВР 241 с КОСГУ 310 в нем не предусмотрена вовсе. А материальные запасы по КВР 241 и КОСГУ 340 приобрести можно, но только если речь идет о спецоборудовании.

Бывает, что конкретная расходная операция прямо не поименована в описаниях порядка применения КВР (КОСГУ). В таких ситуациях можно отнести расходы на КВР и код КОСГУ, в описании которых поименованы аналогичные по экономическому содержанию расходы. Дело в том, что в этих описаниях многие перечни операций являются открытыми. Однако не забывайте проверить выбранную комбинацию КВР и кода КОСГУ на соответствие Приложению 5.1. Если такой увязки в Приложении 5.1 нет, лучше подобрать иную комбинацию...

Внимание!
Финансово-хозяйственная деятельность организаций госсектора многообразна. Не исключено, что какая-то операция еще не попадала «в поле зрения» Минфина и не была учтена при составлении Приложения 5.1. Если у Вас именно такая ситуация, пишите в Минфин. Но до внесения изменений в Указания 65н все-таки выберите комбинацию КВР и кода КОСГУ, которая не противоречит ни описанию порядка применения КВР (КОСГУ), ни Приложению 5.1. Ведь ревизоры при квалификации нарушений руководствуются исключительно положениями редакции нормативного акта, действующей на момент совершения расходной операции...

Ошибка № 2. Расходы по командировкам и иным соцгарантиям некорректно распределены между КВР 100 и 200

Указания № 65н предусматривают обособление расходов на обеспечение социальных гарантий и компенсаций персоналу, мер социальной поддержки граждан, предоставляемых:
- в денежной форме;
- в натуральной форме.

Например, аванс при убытии в командировку или "перерасход" (если аванс не выдавался) надо выплачивать по соответствующему элементу видов расходов группы 100 " " и коду КОСГУ 212 "Прочие расходы". А приобретение (закупку) в рамках от 5 апреля 2013 г. № 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее – Закон № 44-ФЗ) и Федерального закона от 18 июля 2011 г. № 223-ФЗ " " (далее – Закон № 223-ФЗ) для командированного сотрудника проездных документов или оплату услуг гостиницы придется отразить уже по виду расходов 244 в увязке:
- с подстатьей 222 " " КОСГУ (в части оплаты проезда к месту служебной командировки и обратно транспортом общего пользования);
- с подстатьей 226 " " КОСГУ (в части оплата найма жилого помещения на период командировки).

Это же правило применяйте для отражения расходов по иным соцгарантиям: при оплате проезда в отпуск, при реализации права отдельных работников на бесплатный проезд в служебных целях, при оплате обучения сотрудников и т.д.

Нарушение сформулированного выше принципа - верный повод для претензий органов финконтроля (см., например, решение Петропавловск-Камчатского городского суда Камчатского края от 13 января 2016 г. по делу № 12-22/2016, решение Петропавловск-Камчатского городского суда Камчатского края от 11 февраля 2016 г. по делу № 12-57/2016).

Внимание!
Если расходы по соцгарантиям Вы отражаете как закупку по КВР 244, не забудьте отразить в учете движение соответствующих активов (при их наличии). Например, если сотрудник покупал билеты за счет выданных ему под отчет денежных средств, в учетных регистрах надо учесть поступление и выбытие денежных документов.

Отнесение расходов командированного сотрудника на КВР 244 не всегда является нарушением. и допускают закупку услуг по проезду и найму жилого помещения у единственного поставщика через подотчетных лиц. Однако надо отчетливо понимать: такой способ применения КВР однозначно привлечет внимание проверяющих. А значит, особое внимание уделите оформлению такого рода закупок:
1) предусмотрите их в Плане-графике закупок;
2) выдайте сотруднику доверенность на закупку услуг от имени организации;
3) проверьте приложенные к авансовому отчету документы - они должны быть оформлены на учреждение (а не на физлицо).

Отдельная история с отнесением на КВР иных командировочных расходов, произведенных работником с разрешения или ведома работодателя. Обязанность по возмещению таких расходов прямо предусмотрена . Их перечень ТК РФ не ограничивает. Например, при командировках на автомобиле сотруднику могут быть компенсированы расходы на оплату стоянки, заправки, ремонта и мойки автомобиля, на приобретение запчастей, оплату проезда по платной дороге. А еще к иным командировочным расходам может быть отнесена оплата пользования залами повышенной комфортности на вокзалах и в аэропортах, оплата телефонных переговоров.

Все перечисленные выше иные расходы на командировку можно оплатить и как компенсационную выплату (КВР 112 и КОСГУ 212), и как закупку (КВР 244 и КОСГУ 200, 300) . Все зависит от того, как эти расходы будут оформлены...

Чтобы у ревизоров не возникло претензий, руководствуйтесь следующими правилами:

Оформление компенсационной выплаты

Оформление закупки

Утвердите локальный акт, в котором будет оговорен перечень возмещаемых расходов, порядок и размеры выплат

Предусмотрите соответствующие расходы в Плане-графике закупок

Согласовывайте возможность возмещения дополнительных расходов перед выездом сотрудников в командировку

Если закупаются активы (ГСМ, запчасти и т.д.), отражайте в учете их поступление и выбытие

При оформлении приказов (распоряжений) указывайте, что вы назначаете именно компенсационную выплату, размер которой определяется на основании представленных сотрудником документов

Выплата компенсации иных расходов согласно не предусматривает встречного предоставления сотрудником каких-либо нефинансовых активов в целях их постановки на учет в учреждении. Документы на приобретение активов в данном случае служат только для определения размера компенсации. Тем не менее, в специалисты финансового ведомства допускают возможность оприходования бензина и в том случае, если его стоимость учреждение компенсирует согласно .

Внимание!

Локальный акт, предусматривающий порядок и размеры компенсационных выплат, также может быть принят в целях возмещение расходов, связанных со служебными поездками ( , постановление 9 ААС от 1 февраля 2016 г. № 09АП-55065/15).

В ряде публично-правовых образований иные командировочные расходы, произведенные работником с разрешения или ведома работодателя, можно компенсировать только за счет экономии средств по Бюджетной смете или Плану ФХД (см., например, ). А вот порядок обоснования (расчета) этой экономии уполномоченные органы, как правило, установить забывают. Поэтому доказать проверяющим ее наличие бывает проблематично (решение Арбитражного суда города Москвы от 17 декабря 2014 г. по делу № А40-111746/2014, постановление ФАС Восточно-Сибирского округа от 24 мая 2011 г. № Ф02-1728/11 по делу № А33-11718/2010). Так что в некоторых случаях иные расходы, произведенные сотрудниками в командировках, стоит отразить как закупки по КВР 244...

Ошибка № 3. КВР применен исходя из предполагаемого предназначения товаров (работ, услуг)

На момент принятия решения о расходовании денежных средств учреждение должно располагать документами, подтверждающими обоснованность применения того или иного КВР. В противном случае в ходе проверок не исключены разногласия с проверяющими. Аргументация у ревизоров в подобных ситуациях будет довольно простая: «расходный КБК выбран не на основании документов, а на основании предположений сотрудника учреждения о предназначении товара (работы, услуги)».

Например, нельзя приобретать за счет КВР 417 «Капитальные вложения на строительство объектов недвижимого имущества государственными (муниципальными) учреждениями» стройматериалы только потому, что «они возможно будут использованы на какой-нибудь стройке, а пока полежат на складе». А вот отнесение на КВР 417 расходов по приобретению стройматериалов, предусмотренных общей сметой строительства (иной строительной документацией), будет вполне обоснованным.

Таким же образом, желательно обосновывать приобретение нефинансовых активов в целях капремонта по КВР 243, спецоборудования для НИР по КВР 241 и т.д.

Внимание!

В некоторых случаях от предназначения нефинансовых активов зависит и корректное применение КОСГУ. Например, предназначенное для дарения имущество надо оплачивать по коду КОСГУ 290 "Прочие расходы", а планируемое к использованию на нужды учреждения - по коду КОСГУ 300 "Поступление нефинансовых активов". Подтверждать принадлежность активов к подарочной (сувенирной) продукции желательно планом мероприятия, сметой расходов на проведение мероприятия и т.п. Кстати, дальнейшее предназначение имущества не всегда предопределяет порядок применения КОСГУ. Например, договор на модернизацию основного средства подлежит оплате по коду КОСГУ 310 "Увеличение стоимости основных средств", а предназначенные для модернизации основного средства материалы надо покупать за счет кода КОСГУ 340 "Увеличение стоимости материальных запасов".

Ошибка № 4. Использован КВР, не подлежащий применению в бюджетных (автономных) учреждениях

Бюджетные и автономные учреждения могут применять не все КВР. В описании соответствующих КВР прямо указано, что они используются только для отражения расходов бюджетов. Например, только ПБС могут применять КВР 242 "Закупка товаров, работ, услуг в сфере информационно-коммуникационных технологий".

Для удобства бухгалтеров на своем официальном сайте Минфин периодически публикует аналитические таблицы с информацией о КВР, которые должны применять бюджетные и автономные учреждения.

Кстати, согласно обновленной редакции Указаний № 65н (см. Минфина России от 16.02.2016 № 9н) по КВР 853 «Уплата иных платежей» перечисление обеспечений, связанных с участием в конкурентных процедурах, отражают только казенные учреждения. Подобные перечисления не относятся к расходам, однако отнесение их на КВР 853 получателями бюджетных средств обусловлено особенностями их правового положения.

Что же касается бюджетных и автономных учреждений, то у них подобных ограничений нет (). Перечисление обеспечений они не должны отражать по КВР.

Ошибка № 5. На КВР 200 отнесены расходы, не относящие к закупкам

Помимо КВР 200 учреждения в отдельных случаях могут относить закупки на другие КВР: приобретать товары (работы, услуги) в пользу граждан в целях их соцобеспечения по КВР 323, оплачивать капвложения – по КВР 400 .

Если Вы отнесли на КВР 200 расходы, не относящиеся к закупкам, скорее всего это ошибка...

Например, по согласованию с органом-учредителем одно бюджетное учреждение может перечислять деньги по КФО «2» другому бюджетному учреждению в порядке, предусмотренном главой 32 «Дарение» ГК РФ. Учитывать эту операцию по КВР 200 некорректно - лучше отразить ее по КВР 853 «Уплата иных платежей» в увязке с КОСГУ 290 «Прочие расходы».

Другой пример. Расходы на уплату сбора в счет возмещения вреда автодорогам (взимаемые с помощью системы «Платон») не относятся к закупкам и к налоговым платежам. Следовательно, их можно оплачивать только по КВР 853 ().

Впрочем, есть исключение из данного правила. Перечисление в соответствии с требованиями взносов для формирования фонда капремонта не является закупкой ( , ). Однако согласно рекомендациям финансового ведомства их оплату надо отражать по подстатье 225 " " КОСГУ в увязке с кодом вида расходов 244 "Прочая закупка товаров, работ и услуг для обеспечения государственных (муниципальных) нужд" ().

Случается, что бухгалтеры рассуждают примерно так: «я запланировал выплату по КВР 100, поэтому это не закупка, а компенсационная выплата». Такая логика в корне ошибочна. Граница между закупкой и компенсационной выплатой порой достаточно «размытая»:
1) учреждения могут приобретать товары (работы, услуги) для своей деятельности через подотчетных лиц, которые будут действовать от их имени;
2) из прилагаемых к авансовому отчету документов не всегда можно понять, действовал ли сотрудник от своего имени или от имени организации;
3) действующее законодательство не запрещает оплату в качестве закупки товаров (работ, услуг), приобретенных сотрудником даже в прошлые годы.

Например, Вы оплатили сотруднику проездные билеты на проезд в служебных целях в городском транспорте по КВР 112 «Иные выплаты персоналу учреждений, за исключением фонда оплаты труда», но не позаботились об утверждении локального акта, которым определен порядок назначения и размер таких выплат. У проверяющих будут веские основания говорить, что оплату надо было провести по КВР 244, а заодно и отразить в учете поступление и выбытие билетов в качестве денежных документов.

Внимание!
Нормативным правовым актом, являющимся основанием для возникновения расходных обязательств, может быть прямо установлен порядок осуществления расходов. Так, например, в целях проведения диспансеризации гражданских и муниципальных служащих надо провести закупочные процедуры (п. 3 Порядка, утвержденного ; Апелляционное определение СК по административным делам Верховного Суда Республики Дагестан от 29 сентября 2015 г. по делу № 33-3991/2015).

Ошибка № 6. Некорректно применены КВР и КОСГУ при увольнении сотрудников

При прекращении трудового договора по любому основанию работнику должны быть выплачены:
1) зарплата за все отработанное , но еще не оплаченное время по день увольнения включительно;
2) денежная компенсация за все неиспользованные отпуска ().

Согласно Указаниям № 65н эти расходы надо отражать по КВР 111 «Фонд оплаты труда учреждений» в увязке с подстатьей 211 " " КОСГУ.

В зависимости от основания увольнения работнику могут дополнительно причитаться от работодателя различные выплаты, в частности, выходное пособие . Не забывайте, сравнительно недавно были скорректированы правила применения КВР при выплате выходных пособий (компенсаций при увольнении) работникам, военнослужащим, государственным и муниципальным гражданским служащим

Код КВР

Код КОСГУ

Основание для применения кодов

112, 122, 133, 142

Организационно-штатные мероприятия:
- не связанные с ликвидацией (реорганизацией)
или
- не приводящие к сокращению численности (штата) или - предусматривающие сохранение и передачу в другие учреждения численности (штата)

111, 121, 131, 141

211 "Заработная плата"

Организационно-штатные мероприятия: - не удовлетворяющие перечисленным выше условиям

112, 122, 133, 142

262 "Пособия по социальной помощи населению"

Выплата выходных пособий в иных ситуациях (общее правило)

Внимание!
Руководитель вашего учреждения принял решение о выплате сокращаемому работнику дополнительной компенсации по части третьей . Теперь независимо от конкретного основания увольнения сотрудника эту компенсацию надо выплачивать по КВР 111, 121 или 141.

Один из основополагающих принципов применения КВР - разграничение выплат бывшим и действующим сотрудникам. Поэтому выплату бывшим работника среднемесячного заработка на период трудоустройства по надо отражать по КВР 321 "Пособия, компенсации и иные социальные выплаты гражданам, кроме публичных нормативных обязательств" и подстатье 262 " " КОСГУ.

Это же правило действует при выплате физлицам компенсации стоимости проезда и перевозки имущества при переезде из районов Крайнего Севера в связи с расторжением трудового договора

Здесь уместно напомнить, что в 2016 году ЛБО на выплату компенсации стоимости переезда из районов Крайнего Севера в полном объеме были доведены до федеральных ГРБС по КВР 100 (). При таких обстоятельствах выплата федеральными казенными учреждениями этих компенсаций уволенным сотрудникам по КВР 100 не может быть квалифицирована в качестве нецелевых расходов.

Это правило действует во всех аналогичных ситуациях: при квалификации расходов в качестве нецелевых суд может учесть, что применение конкретного КБК обусловлено решением вышестоящей организации (решение АС Алтайского края от 3 апреля 2015 г. по делу № А03-6129/2014). То есть нарушение требований Указаний № 65н не всегда свидетельствует о нецелевом использовании средств.

Означает ли наличие подобной практики, что можно не поправлять ошибки в документах-основаниях на получение средств из бюджета? Конечно, нет! Например, в документах на получение субсидии на иные цели могут быть некорректно применены КБК. В этом случае желательно обратиться к органу-учредителю с предложением об исправлении документации. Скорее всего такое предложение будет одобрено. Впоследствии в ходе проверок не будет проблем с обоснованием корректности применения КБК и целевого характера расходов...

Если уж речь зашла о нецелевом использовании средств, напомню: для освобождения от ответственности за нецелевое использование бюджетных средств казенному учреждению достаточно показать, что определенные расходы могут быть равным образом отнесены на несколько КБК (п. 14.1 постановления Пленума ВАС РФ от 22 июня 2006 г. № 23, решение АС Алтайского края от 3 апреля 2015 г. по делу № А03-6129/2014).

Ошибка № 7. Некорректно применен КВР при перечислении удержаний

Удержания надо перечислять по тому КВР, за счет которого начислена соответствующая выплата. Объясняется это просто - удержание это только часть выплаты, которую надо перечислить в бюджет или иному лицу.

Например, уплачивающий алименты работник учреждения может заключить с этим же учреждением гражданско-правовой договор на оказание услуг. Алименты надо удержать и перечислить в соответствующей пропорции как по КВР 111, так и по КВР 244.

Другой пример. Удержанный из зарплаты НДФЛ подлежит перечислению по КВР 111 и КОСГУ 211, а НДФЛ удержанный при оплате больничных за счет средств ФСС - по КВР 119 и КОСГУ 213.

Внимание!
При выплате физлицам дохода в натуральной форме или получении ими дохода в виде материальной выгоды удержать НДФЛ необходимо за счет любых выплат (). Эти удержания надо будет перечислять по тем КБК, по которым будут начислены соответствующие выплаты.

Владимир Пименов , руководитель направления "Бюджетная сфера" компании "Гарант"

В данной статье мы рассмотрим коды КОСГУ. Узнаем об определениях из нормативных актов и разберем наиболее распространенные ошибки.

Не секрет, что ведение учета операций в государственных учреждениях отличается от коммерческих организаций. Это обусловлено тем, что помимо стандартных законодательных актов в части бухгалтерского и налогового учета для государственных организаций, особенно это касается бюджетных учреждений, существует целый ряд законов, которые максимально контролируют их деятельность и регламентируют определение каждой операции посредством применения специальных кодов для быстрой идентификации ее в соответствующей контролирующей службе.

Коды КОСГУ: раскрытие термина и понятия

Данные коды являются классификатором доходов и расходов государственных организации и до недавнего времени они использовались при оплате для идентификации расходов. Но уже больше года для целей оплаты и проведения процедуры закупок их не используют, но государственные учреждения их применяют в рамках внутреннего учета, в том числе бухгалтерского, а также при составлении отчетности.

Порядок применения классификатора операций

В бухгалтерии любого государственного учреждения можно найти таблицу с кодами операций, которые применяются практически ко всем бухгалтерским проводкам, связанным непосредственно с основной деятельностью предприятия. В классификаторе все операции сгруппированы по единому принципу в зависимости от экономического содержания. При этом каждая группа имеет более детальную классификацию (разбита на подстатьи) для доходов, расходов и бюджетного финансирования. Это упрощает процесс ведения учета и составления отчетности.

На законодательном уровне утверждены восемь основных групп, они представляют собой очень укрупненные статьи, которые дают общее понимание совершенной или планируемой операции. Значение таких групп определяются первой цифрой их трех.

Код Наименование Описание
100 Доходы В данной группе отражаются все доходы, связанные с непосредственной деятельностью учреждения
200 Расходы В данной группе отражаются все расходы, связанные с непосредственной деятельностью учреждения
300 Увеличение нефинансовых активов В данной группе отражаются операции, связанные с поступлением активов, несвязанных с производственной деятельностью
400 Уменьшение нефинансовых активов В данной группе отражаются операции, связанные с выбытием активов, несвязанных с производственной деятельностью
500 Увеличение финансовых активов В данной группе отражаются операции, связанные с поступлением активов, таких как вклады, чеки, наличные деньги, обязательства других организаций перед данным учреждением и т.д.
600 Уменьшение финансовых активов В данной группе отражаются операции, связанные с выбытием активов, таких как вклады, чеки, наличные деньги, обязательства других организаций перед данным учреждением и т.д.
700 Увеличение обязательств В данной группе отражаются операции, связанные с увеличением обязательств учреждения
800 Уменьшение обязательств В данной группе отражаются операции, связанные с погашением обязательств учреждения

Детализация кодов классификаций операций

Перечисленные выше статьи имеют достаточно укрупненное значение, поэтому на практике для удобства планирования используют более детализированный список статей. Данная детализация происходит уже по второму знаку из последних трех в коде. Детализация происходит по основным направлениям ведения деятельности для доходов (также существует статья для учета прочих доходов), при этом данные статьи могут детализироваться при необходимости и по третьему знаку, чтобы разделить виды доходов:

110 – Группа, определенная для налоговых доходов бюджетной организации, которые перечисляются налоговыми агентами в установленные сроки и в размере, исчисленном в рамках налогового законодательства;

130 – Группа доходов от платных услуг, оказываемых государственным учреждением населению и другими организациям;

160 – Группа доходов от перечисления страховых взносов, установленных налоговым законодательством;

180 – Группа прочих расходов, определенная для всех расходов которые не попали в предыдущие статьи.

Аналогичная детализация предусмотрена и по остальным группам, в том числе и расходам государственного учреждения. До недавнего времени данные коды в части определения расходов использовались при формировании плана по закупкам:

210 – Группа, определенная для всех расходов, связанных с заработной платой сотрудников данного государственного учреждения, при этом данная статья также имеет детализацию по третьему знаку;

211 – Расходы, связанные с оплатой труда сотрудников, где учитываются все расходы, которые, так или иначе, связанны с данным направлением расходования средств государственного учреждения, кроме страховых взносов и все прочих расходов определенных налоговым законодательством;

213 – Расходы, связанные с оплатой труда сотрудников, которые не попали в предыдущую статью, которые включают все перечисления в бюджетные фонды и налоговые обязательства;

220 – Группа предназначена для учета всех расходов по приобретенным работам, услугам, аренде и т.д. При этом, как и остальные группы, данная группа расходов имеет детализацию по третьему знаку;

260 – Расходы на социальное обеспечение населения, которые включают пенсии, медицинские, страховые и прочие пособия, а также прочие обязательства бюджетных учреждений перед населением;

290 – Группа прочих расходов, которые по объективным причинам не попали в предыдущие статьи, при этом данная статья расходов должна быть не больше десяти процентов от общей суммы расходов.

Нормативно-правовые акты, регулирующие КОСГУ

В таблице рассмотрены правовые акты:

Применение классификатора операций в работе государственных учреждений

Как уже говорилось выше, данный классификатор применяется в государственных учреждениях в нескольких случаях:

  1. В бухгалтерском учете и отчетности для ведения и контроля всей внутренней деятельности учреждения, а также для статистики государственных финансов;
  2. При оплате, в процессе заполнения платежного поручения указывается соответствующий код операции и назначения платежа;
  3. В плане закупок, при формировании плана по закупкам по каждой позиции расходов присваивается конкретный код из классификатора.

Коды видов расходов как альтернатива КОСГУ

В начале 2016 года произошли изменения инициированные Министерством финансов, которое определило новую систему классификации для указания назначения платежа в платежном поручении и составлении плана по закупкам в целях формирования планового бюджета для организаций, занятых в государственном секторе. В настоящее для данных целей применяется коды видов расходов. При этом данная новая система предусматривает более развернутую детализацию по некоторым статьям.

Код КВР Описания Код КОСГУ Описания
110 Группа, определенная для всех расходов, связанных с заработной платой сотрудников казенных учреждений 210 Группа, определенная для всех расходов, связанных с заработной платой и другими выплатами персоналу
120 Группа, определенная для всех расходов, связанных с заработной платой сотрудников государственных (муниципальных) учреждений
130 Группа, определенная для всех расходов, связанных с заработной платой сотрудников в сфере национальной безопасности, правоохранительной деятельности и обороны
140 Группа, определенная для всех расходов, связанных с заработной платой сотрудников государственных внебюджетных фондов
244 Прочее приобретение различных товаров, работ, услуг 221 Расходы на услуги связи и телекоммуникаций
222 Расходы на услуги связанные с перевозками
223 Расходы на услуги коммунальных служб
290 Прочие расходы

КОСГУ в платежном поручении

Типовые ошибки применения КОСГУ

Ошибка № 1. Искажение статистических данных

Неправильный код из классификатора в конечном итоге приведет к ошибкам отражения операций в бухгалтерском учете организации, а также к искажению статистических данных при составлении отчетности. Существующая система классификации достаточно проста и прозрачна, поэтому если у плательщика есть какие вопросы с определением кода, то его всегда можно уточнить непосредственно в структурном отделении учреждения, в которое должны быть перечислены средства.

Ошибка № 2. Формирование плана закупок

Составления плана закупок – это, наверное, сама непростая и кропотливая работа для любого государственного учреждения. Это обусловлено жестким контролем со стороны проверяющих органов власти именно данного аспекта деятельности учреждений. Любая ошибка в сформированном плане (некорректный код операций) может привести к тому, что он не будет согласован, а это может повлечь за собой множество проблем, главная из которых неполучение своевременно бюджетных средств на погашение существующих обязательств.

Ошибка № 3. Оплата посредством применения онлайн систем

В наше время активно уменьшается необходимость покидать офис или дом для погашения своих обязательств, для этого необходимо просто воспользоваться онлайн порталом государственной службы и совершать оплату через онлайн приложение банка. Но никогда нельзя забывать о том, что даже в этом случае всегда надо проверять корректность всех реквизитов и кодов из классификатора для предотвращения возможных ошибок, а также задержек перечисления денежных средств и идентификации платежа.

Распространенные вопросы и ответы на них

Вопрос № 1. По какому коду КОСГУ необходимо платить НДС?

Ответ: При формировании платежного поручения все реквизиты назначения платежа в первую очередь необходимо уточнить в соответствующей налоговой службе, чтобы избежать возможности совершения ошибок. Для налоговых платежей предусмотрен код 130 – это налоговые доходы бюджетных организаций.

Вопрос № 2. Существуют ли штрафные санкции за некорректную увязку кодов КОСГУ и КВР?

Ответ: Все возможные комбинации соответствии двух классификацией, утверждены на законодательном уровне. Необходимо четко понимать, что данные коды применяются в бухгалтерском учете каждого конкретного государственного учреждения, а это значит, что некорректный код может привести к искажению данных учета. Такие нарушения, безусловно, могут привести к применению штрафных санкций.

Предлагаем обновленную таблицу соответствия КВР и КОСГУ на 2018 год, с помощью которой вы сможете подобрать правильные коды для выплат, учета и отчетности.

Порядок применения статей (подстатей) КОСГУ установлен в разделе V указаний, утвержденных приказом Минфина России от 01.07.2013 № 65н . Таблица соответствия КВР и КОСГУ составлена с учетом всех правок 2018 года.

Последние изменения в таблицу соответствия были внесены Приказом Минфина от 27.12.2017 №255н (и установленным порядком в Приказе Минфина от 20.02.2018 №29н).

Некоторые из статей разбиты на подстатьи КОСГУ: 151 «Поступления от других бюджетов бюджетной системы Российской Федерации», и др.

Статьи (подстатьи) КОСГУ едины для всех уровней бюджетов (ст. 23.1 БК РФ, раздел I указаний, утвержденных приказом Минфина России от 1 июля 2013 г. № 65н).

Кроме того, некоторые статьи КОСГУ учреждения могут дополнительно детализировать в части третьего разряда. Это относится к кодам:

  • 130 «Доходы от оказания платных услуг (работ)»;
  • 180 «Прочие доходы»;
  • 290 «Прочие расходы»;
  • 310 «Увеличение стоимости основных средств»;
  • 320 «Увеличение стоимости нематериальных активов»;
  • 340 «Увеличение стоимости материальных запасов».

Поскольку теперь оплата расходов проходит не по КОСГУ, а по коду видов расходов (КВР), то Минфин России довел до учреждений сопоставительную таблицу КВР и КОСГУ, которая размещена выше в статье.

Расшифровка КВР для бюджетных и автономных учреждений

Коды видов расходов (КВР) детализируют направления расходов по целевым статьям классификации расходов:

  • госорганов,
  • органов управления государственными внебюджетными фондами,
  • местного самоуправления,
  • администраций,
  • казенных учреждений,
  • других организаций, которые наделены полномочиями получателей бюджетных средств (ПБС),
  • государственных (муниципальных) бюджетных и автономных учреждений.

Минфин России уточнил КВР для бюджетных и автономных учреждений (письмо от 15 марта 2016 года № 02-05-11/14269). Они могут применять такие коды:

  • на зарплату и другие выплаты сотрудникам – КВР 111, 112, 113, 131, 133, 134;
  • на страховые взносы и выплату пособий за счет ФСС России – КВР 119;
  • на закупку товаров, работ, услуг – КВР 220, 240 (кроме );
  • на социальные выплаты гражданам – КВР 321 или приобретение товаров, работ, услуг для соцобеспечения – КВР 323;
  • на стипендии – КВР 340, премии, гранты отдельным гражданам – КВР 350, иные выплаты населению – КВР 360;
  • на капвложения: в рамках переданных полномочий – КВР 410, 416, в строительство недвижимости – КВР 417;
  • на исполнение судебных актов – КВР 831;
  • на уплату налогов, сборов и иных платежей – КВР 850, подробнее про применение КВР 851, 852 и 852 читайте в ;
  • на взносы в международные организации – КВР 862, а также платежи по соглашениям с правительствами иностранных государств и международными организациями – КВР 863.

с изменениями от 30.01.2019

Учреждения всех типов, в том числе бюджетные, отражают в 15-17 разрядах номеров счетов коды видов расходов (КВР) с учетом исключений, предусмотренных инструкциями по применению планов счетов учреждений. Кроме того, по КВР проходит оплата расходов, поэтому ошибка в применении КВР может привести к квалификации расхода в качестве нецелевого, а также - к искажению показателей отчетных форм. В данной статье остановимся на том, как применять без ошибок элементы КВР подгруппы 850 "Уплата налогов, сборов и иных платежей": КВР 851 "Уплата налога на имущество организаций и земельного налога", 852 "Уплата прочих налогов, сборов" и 853 "Уплата иных платежей".

В данной статье остановимся на том, как применять КВР 851, 852 и 853 без ошибок.

Что такое КВР?

C 1 января 2019 года для определения КВР применяется Порядок № 132н, утвержденный приказом Минфина России от 8 июня 2018 г. (далее - Порядок № 132н). Перечень КВР приведен в Приложении 7 к Порядку № 132н . Правила применения КВР закреплены в п. 51 Порядка № 132н , а в п. 49 Порядка № 132н перечислены существенные требования утвержденной структуры видов расходов. Например, расходы по уплате задолженности (недоимки) по налогам (включаемым в состав расходов) и сборам, в том числе организацией-правопреемником, отражаются по соответствующим КВР 851 "Уплата налога на иущество организаций и земельного налога" и 852 "Уплата прочих налогов, сборов" (п. 49.8 Порядка № 132н).

Увязка КВР со статьями (подстатьями) КОСГУ доведена Информацией Минфина России от 29 декабря 2018 г . в виде Таблицы соответствия видов расходов классификации расходов бюджетов и статей (подстатей) классификации операций сектора государственного управления, относящихся к расходам бюджетов, применяемой начиная с 1 января 2019 года".

Применение КВР подгруппы 850 "Уплата налогов, сборов и иных платежей"

КВР 851 "Уплата налога на имущество организаций и земельного налога", 852 "Уплата прочих налогов, сборов", 853 "Уплата иных платежей" относятся к подгруппе 850 "Уплата налогов, сборов и иных платежей", по которой отражается уплата:

  • налогов (включаемых в состав расходов);
  • государственной пошлины, сборов и обязательных платежей в бюджеты бюджетной системы Российской Федерации в соответствии с законодательством Российской Федерации;
  • иных платежей и взносов.

Пени за несвоевременную уплату обязательных платежей и (или) взносов собственниками помещений многоквартирного дома в целях оплаты работ, услуг по содержанию и ремонту общего имущества;

Плата оператору в счет возмещения вреда, причиняемого автомобильным дорогам общего пользования федерального значения транспортными средствами, имеющими разрешенную максимальную массу свыше 12 тонн;

Перечисления профсоюзным организациям на культурно-массовую и физкультурную работу;

Выплаты собственникам животных и (или) продуктов животноводства, изъятых по решениям высших исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации при ликвидации очагов особо опасных болезней животных;

Обязательные платежи и сборы, уплачиваемые за пределами территории Российской Федерации, в иностранной валюте (налоги и сборы, уплачиваемые в бюджетную систему страны пребывания (иностранного государства).

Отметим, что ранее, во время действия Указаний № 65н , расходы по плате оператору в счет возмещения вреда, причиняемого автомобильным дорогам общего пользования федерального значения транспортными средствами, имеющими разрешенную максимальную массу свыше 12 тонн, и перечисления профсоюзным организациям на культурно-массовую и физкультурную работу в перечне относимых на КВР 853 не значились, однако разъяснения по их отнесению на КВР 853 доводились Минфином России в форме писем (Письмо Министерства финансов РФ от 24 декабря 2015 г. № 02-05-10/76081 , Письмо Федерального казначейства от 23 марта 2017 г. № 02-02-03/201).

Кроме того, считаем, что и в настоящее время может быть применено Письмо Минфина России от 15 августа 2016 г. № 02-05-10/47664 , согласно которому отражение в бухгалтерском учете хозяйственной операции, обусловленной перечислением денежных средств в доход федерального бюджета, осуществляется по КВР 853.

Статья подготовлена

Если у вас возникли вопросы по данной теме, обсудите их с нашим экспертом по бесплатному номеру 8-800-250-8837 . Ознакомиться со списком наших услуг можно на сайте УчётвБГУ.рф . Также вы можете , чтобы первыми узнавать о новых полезных публикациях.

Комбинация КВР - КОСГУ имеет закрытый перечень. Использование иных сочетаний может стать причиной нарушения методологии учета. А значит, и штрафных санкций. Узнайте, как без ошибок увязать КВР и КОСГУ.

КВР и КОСГУ по страховым взносам

Расчеты по взносам, начисленным на выплаты из фонда оплаты труда, учитывают по КВР 119 и подстатьям 213, 262 КОСГУ.

  • Важная статья:

Если такие начисления произведены с иных выплат, например по гражданско-правовым договорам, учитывайте их по тому КВР и коду КОСГУ, по которым отразили соответствующие выплаты.

Например, учреждение заключило гражданско-правовой договор с физическим лицом на изготовление подарочных букетов и оплатило услуги по КВР 244, статье 290 КОСГУ. Значит, расходы на страховые взносы надо провести по той же комбинации КВР и статьи КОСГУ.

Но есть нюанс. Расходы учреждения за счет взносов в ФСС на финансирование предупредительных мер по сокращению производственного травматизма и профессиональных заболеваний отражают по КВР 119 в увязке с подстатьями 225, 226 и статьей 340 КОСГУ.

Рассмотрим на примере учет таких затрат.

Пример 1:

Бюджетное учреждение «Альфа» в рамках предупредительных мер по сокращению производственного травматизма и профзаболеваний приобрело спецодежду за счет страховых взносов в ФСС на сумму 3000 руб.

Бухгалтер «Альфы» уменьшил сумму взносов на страхование от несчастных случаев и профзаболеваний на стоимость приобретенной спецодежды. Для этого предварительно получил разрешение от ФСС. Спецодежду он оплатил по тому же КВР, что и сами взносы, и по статье 340 КОСГУ.

В бухучете операции отразил проводками:

ДЕБЕТ 0 401 20 213
КРЕДИТ 0 303 06 730

4000 руб.
- начислены взносы на страхование от несчастных случаев и профзаболеваний;

ДЕБЕТ 0 105 35 340
КРЕДИТ 0 302 34 730

3000 руб.
- получена спецодежда в рамках мероприятий по сокращению травматизма;

ДЕБЕТ 0 302 34 830
КРЕДИТ 0 201 11 610

3000 руб.
- перечислена поставщику плата за спецодежду (КВР 119). Одновременно увеличен забалансовый счет 18 (статья 340 КОСГУ);

ДЕБЕТ 0 209 30 560
КРЕДИТ 0 401 10 130

3000 руб.
- отражено начисление требования по компенсации затрат учреждения в рамках мероприятий по сокращению травматизма;

ДЕБЕТ 0 303 06 830
КРЕДИТ 0 209 30 660

3000 руб.
- зачтены расходы на спецодежду в рамках мероприятий по сокращению травматизма путем встречного требования к ФСС;

ДЕБЕТ 0 303 06 830
КРЕДИТ 0 201 11 610

1000 руб.
- перечислены в ФСС страховые взносы за минусом расходов на спецодежду.

Расходы на ремонт автомобиля

Чтобы увязать КВР и КОСГУ по таким расходам, надо верно определить вид ремонта. Поэтому заручитесь заключением специалиста о том, что техника требует текущего или капитального ремонта. Расходы на текущий ремонт подрядным способом оплачивайте по КВР 244, на капитальный - по КВР 243.

В обоих случаях в бухучете расходы проводите по подстатье 225 КОСГУ.

Операции отразите проводками:

ДЕБЕТ 0 401 20 225
КРЕДИТ 0 302 25 730

- начислено вознаграждение подрядной организации за ремонт;

ДЕБЕТ 0 302 25 830
КРЕДИТ 0 201 11 610

- перечислена оплата исполнителю (КВР 243, 244). Одновременно увеличен забалансовый счет 18 (подстатья 225 КОСГУ).

Капитальные вложения

В 2016 году расходы на капитальные вложения проводили по КВР 416 и 417. Но с 2017 года эти коды не применяют. Теперь расходы учреждений на капвложения в объекты недвижимости и бюджетные инвестиции на эти же цели разделили.

Так, покупку недвижимости в государственную или муниципальную собственность отражайте по КВР 406. А расходы на капвложения в объекты строительства государственной и муниципальной собственности (то есть затраты по строительной смете) - по КВР 407.

Как эти коды соотносят с кодами КОСГУ, смотрите в таблице.

Таблица. Соответствие КВР 406, 407 и кодов КОСГУ

Вид расходов

КОСГУ

наименование

наименование

Приобретение объектов недвижимого имущества государственными (муниципальными) учреждениями

Прочие работы, услуги

Прочие расходы

Строительство (реконструкция) объектов недвижимого имущества государственными (муниципальными) учреждениями

Транспортные услуги

Арендная плата за пользование имуществом

Прочие работы, услуги

Прочие расходы

Увеличение стоимости основных средств

Увеличение стоимости непроизведенных активов

Увеличение стоимости материальных запасов

Если покупаете недвижимость в рамках бюджетных инвестиций, учтите следующий момент.

Начиная с 2017 года в увязке с КВР 411 не используют подстатью 222 КОСГУ, а с КВР 412 - статью 340 и подстатью 222 КОСГУ.

КВР и КОСГУ по выплатам при увольнении

Если сотрудник уволен из-за ликвидации, реорганизации учреждения, других оргштатных мероприятий, которые привели к сокращению численности или штата, начислите выходное пособие и средний заработок на период трудоустройства.

Выходное пособие выплачивайте так:

Рассмотрим, как учесть выплату выходного пособия сотруднику, уволенному при ликвидации учреждения.

Пример 2:

П.А. Беспалов работал кладовщиком в бюджетном учреждении «Альфа». 13 января его уволили в связи с ликвидацией учреждения. Выходное пособие выплатили в размере среднего месячного заработка. Средний дневной заработок Беспалова составлял 484 руб.

Бухгалтер рассчитал выходное пособие за первый после увольнения месяц - с 14 января по 13 февраля. В этом периоде по графику работы Беспалова (пятидневная рабочая неделя) 23 рабочих дня. Выходное пособие составило 11 132 руб. (484 руб. × 23 дн.). Беспалов получил его в день увольнения - 13 января. В бухгалтерском учете операции по начислению и выплате выходного пособия отражены проводками:

ДЕБЕТ 4 401 20 211
КРЕДИТ 4 302 11 730

11 132 руб.
- начислено выходное пособие;

ДЕБЕТ 4 302 11 830
КРЕДИТ 4 201 34 610

11 132 руб.
- выдано выходное пособие (КВР 111). Одновременно увеличен забалансовый счет 18 (подстатья 211 КОСГУ).

Если сотрудник уволен по причине, которая не связана с сокращением численности штата, применяйте такие коды:

Дополнительную компенсацию при досрочном расторжении трудового договора выплачивайте по КВР 111 в увязке с подстатьей 211 КОСГУ.

Средний заработок на период трудоустройства перечисляйте по элементу вида расходов 321. В бухучете и отчетности такие расходы проводите по подстатье 262 КОСГУ.

Реставрация и реконструкция зданий

Важно отличать реставрацию от реконструкции. От этого зависит правильность выбора элемента вида расходов и соответствующего ему кода КОСГУ. Так, затраты на реставрацию не увеличивают стоимость имущества. Их отражайте по КВР 243 в увязке с кодами 222, 224, 225, 226, 290, 310, 340 КОСГУ. Если заменили несущие конструкции или увеличили число этажей, это уже реконструкция.

Затраты на реконструкцию, даже когда она проводится с элементами реставрации, учитывайте по КВР 414 в увязке с кодами 222, 224, 225, 226, 290, 310, 340 КОСГУ. Такой вывод следует из письма Минфина России от 31 августа 2016 г. № 02-05-10/50946. Напомню, что бюджетные учреждения применяют этот КВР для оплаты расходов на капвложения, когда выполняют функции ПБС в рамках переданных полномочий.