Как сделать агрегатор заказов по доставке еды, продуктов, цветов, услуг и других товаров. С пылу, с жару: как работает агрегатор доставки еды из кафе и ресторанов

хэндбук заказчика

Агрегаторы служб доставки: обзор

Агрегатор служб доставки — казалось бы, волшебная штука, которая избавляет интернет-магазины от проблем с доставкой почтовых отправлений. Но стоит ли им доверять?

Уже час в очереди. Ноги гудят. Рядом подвывает ребенок, а дедуля впереди, судя по запаху, маскировал перегар луком и селёдкой. Батарея на телефоне разрядилась, перед вами ещё пять человек, до закрытия 15 минут... Ужас, да? Это небольшая зарисовка, чтобы погрузить вас в атмосферу «Почты России» и напомнить, зачем отправители и получатели посылок ищут ей альтернативы.

Тема особенно больная для интернет-магазинов, потому что в регионы товары нужно как-то доставлять. Но одна компания не работает в деревне Тралино, другая не котирует Валино, а подключать 5-6 транспортных служб дорого и геморрно.

Предположим, всё это уже позади. Теперь, чтобы для пользователя заказ оформлялся в два клика, понадобятся манипуляции с интернет-магазином и с личным кабинетом на сайте транспортной компании. Увы, не у всех они понятные и удобные.

Результат — всё очень сложно.

Чтобы упростить, появились агрегаторы и интеграторы доставок — посредники между интернет-магазином и почтовыми службами.

Агрегаторы сами заключают договоры с разными транспортными компаниями. И решают все проблемы с доставкой: пропажу товаров, возврат и т.д. Интернет-магазин заключает только один договор с агрегатором.

Интеграторы служб доставки работают немного сложнее агрегаторов: они не заключают договоры с транспортными компаниями, это всё ещё должен сделать клиент. Но интеграторы заметно упрощают их взаимодействие.

Чтобы контролировать процесс доставки, в агрегаторах и интеграторах есть личный кабинет отправителя. Там в режиме единого окна можно передавать товары в службы доставки и просматривать статусы всех заказов.

Клиенты интернет-магазина могут выбрать любую службу доставки, с которой сотрудничает агрегатор или интегратор. Стоимость возможных вариантов подсчитывается автоматически.

В итоге у интернет-магазина сокращается документооборот, упрощается взаимодействие со службами доставки и увеличивается количество заказов.

Нет доставки — нет проблем Боб Марли

Где подвох?

  • Это стоит денег. Если их не просят сразу, то попросят потом, за дополнительные услуги.
  • Чтобы агрегатор-интегратор работал, ему нужна точная информация о весе и габаритах отправления. Каждый параметр должен стоять в определенном месте, единицы измерения — только те, которые переваривает программа, а вкусы у них бывают специфическими.
  • Фиксированные тарифы. С агрегатором уже не договоришься по-братски и не выторгуешь скидку, как это можно сделать с менеджером службы доставки.
А теперь пройдёмся по каждому отдельно.

Службы доставки: 8.
Единый договор: нет.
Стоимость работы: 600-10000 рублей.
Отправление из регионов: да

Этот польский барашек прискакал в Россию в 2012 году. Умеет интегрироваться с Битриксом, InSales, Prestashop, Magento, OpenCart и Readyscript. На сайте Шиплы есть подробные инструкции и даже видео, как это делать. Имеются модули для CMS, API и PHP-библиотека — о работе с ними написано в большой «Базе знаний Sheepla ».

Но если вам нужно нестандартное решение и требуется помощь людей, которые писали программу для агрегатора или хотя бы умеют в ней ковыряться — извольте подождать. Техподдержка будет долго думать, что вам ответить. Проверили на и один раз получили ответ только через 5 дней.

Шипла сотрудничает с 8 службами доставки: ImL, CDEK, PickPoint, Qiwi Post, DPD, Logsis, Boxberry и Logibox. И работает с отправителями из регионов, что далеко не все агрегаторы умеют. Отправляет SMS и e-mail оповещения о статусе каждого заказа менеджеру магазина и получателю. Отследить посылку, зная её номер, можно с помощью формы на сайте.

Шипла облегчает работу с транспортными компаниями — создаёт и печатает транспортные документы, налаживает связь с ИТ-системами служб доставки, организует забор товара. Но не избавляет интернет-магазин от проблем вроде пропавших отправлений. А всё потому, что договор со службами доставки заключает сам клиент. Шипла не берёт на себя эту ответственность.

Формально это делает Шиплу интегратором служб доставки. Потому что агрегаторы сами заключают договор с почтовыми компаниями. А интеграторы только облегчают коммуникацию между отправителем, подрядчиком и получателем. Но эта сфера бизнеса пока молодая, у сервисов бывают проблемы с самоидентификацией. Простим им и всё равно включим в список.

Потрогать Шиплу можно в интернет-магазине .

Службы доставки: 11.
Единый договор: нет.
Стоимость работы: бесплатно.
Отправление из регионов: нет, только из Москвы.

Раз уж речь зашла про интеграторы, сразу рассмотрим АпиШип. В отличие от Шиплы, им можно пользоваться бесплатно. Ничего подозрительного: бесплатные сервисы получают скидку от служб доставки за большой объем заказов. Интернет-магазины оплачивают полную стоимость, а на получившуюся разницу в цене агрегаторы-интеграторы доставки и существуют.

АпиШип сотрудничает с DPD, SPSR Express, CDEK, ImL, Boxberry, PickPoint, InPost, b2cpl, Maxipost, A1, Today Delivery. Интегрируется с Битриксом и Insales. Но всю эту информацию держит за занавесой тайны. На их сайте — полное ничего и форма для обратной связи. Но, если спросить, на всё ответят и даже документацию для подключения к API вышлют.

Службы доставки: 12.
Единый договор: да.
Стоимость работы: индивидуально.
Отправление из регионов: нет, только из Москвы.

ПостВэй — это уже настоящий агрегатор служб доставки. А, значит, вместо заказчика решает вопросы по претензиям и возвратам. Для работы с ним нужно заключить только один договор-оферту. После вы получите доступ к услугам 12 служб доставки: PickPoint, Qiwi Post, DPD, Boxberry, SPSR Express, TopDelivery, ShopLogistic, «Почты России», Maxima Express и Ozon Доставки.

ПостВэй доставляет в регионы, но — только из Московской области.

Яндекс.Доставка

Службы доставки: 6.
Единый договор: да.
Стоимость работы: бесплатно.
Отправление из регионов: нет, только из Москвы.

Яндекс давно почувствовал, что агрегаторы служб доставки — дело полезное. В 2014 году он начал сотрудничать с логистическим сервисом MultiShip. История этого союза закончилась печально — разрывом. MultiShip прекратил деятельность как агрегатор служб доставки, но Яндекс продолжил развивать выкупленную у него программную платформу.

В итоге теперь у нас есть Яндекс.Доставка. Сервис бесплатный и интернет-магазинам нужно оплачивать только работу перевозчиков. Но, как всегда, есть дополнительные услуги .

Яндекс.Доставка работает с компаниями Axiomus, Boxberry, DPD, Стриж, «Почта России» и InPost. Доставляет по всей России, но сотрудничает только с московскими отправителями и складами.

Для интеграции есть API и виджеты , в том числе для отслеживания отправлений.

Что выбрать?

Буков получилось много, поэтому самое важное по всем агрегаторам служб доставки — в таблице.

Рынок логистики для e-commerce предлагает сейчас много вариантов организации доставки товаров до покупателей: это и работа напрямую с доставщиками - службами доставки, транспортными компаниями, и работа через фулфилмент-центры, и через агрегаторы, и по схеме дропшиппинга.

Часто можно услышать, что магазину неудобно заключать несколько договоров со службами доставки, и он хочет работать под одним, который объединит остальные. Кажется, что одно окно будет решать все проблемы - один контрагент, с которым происходит документооборот, одна интеграция, один курьер. Тем не менее, абсолютное большинство магазинов заключает договоры напрямую, чтобы сохранить контроль и получить хорошие коммерческие условия. Но даже в этом случае есть решение, как объединить в одно окно нескольких подрядчиков, каждого - под индивидуальным договором.

Почему это важно? Чем больше логистических функций передаётся на аутсорс, чем больше становится подрядчиков, - тем сложнее контролировать сам процесс и управлять им, если что-то идёт не так. И хотя рабочие функции находятся не под вашим началом, элемент контроля становится трудозатратным и приобретает дополнительную значимость.

Когда возникает потребность подключить службу доставки, расширять для этого штат ИТ для интеграции - нерационально, но, если в очереди стоят более приоритетные задачи - интеграцию приходится откладывать.

Часто для быстрого закрытия вопроса реализуют минимально возможный уровень интеграции, но при этом впоследствии затраты на поддержку могут возрасти до 15 рублей за одно отправление.

Что такое интегратор служб доставки?

Интегратор - это, по сути, универсальный API/личный кабинет к службам доставки, который позволяет с помощью одной интеграции подключиться к целому ряду служб доставки, переключаясь между ними без затрат на ИТ-поддержку и на обучение работе в новом личном кабинете.

Если вас не устраивает качество работы подрядчика, можно просто заключить договор на удобных условиях с другой службой доставки и продолжать работу.

Чем отличается от агрегатора?

И интегратор, и агрегатор берут на себя всё информационное взаимодействие: передачу заказов, печать документов, отслеживание отправлений. Но есть несколько существенных отличий с точки зрения организации самой работы.

    Договорные отношения

При работе с интегратором нужно заключать договор на услуги с самим сервисом плюс договоры с каждой из служб доставки. Преимущество - в распределении рисков и возможности договариваться о тарифах и нюансах коммерческих отношений самостоятельно.

Агрегатор служб доставки позволяет работать с множеством подрядчиков-доставщиков по одному договору. Преимущество: экономия времени и труда. Меньше контрагентов - меньше затрат на документооборот.

    Денежные перечисления

Так как интеграторы не вмешиваются в договорные отношения интернет-магазина и доставщика, все перечисления наложенных платежей происходят по графику службы доставки день в день.

При работе с агрегатором сроки перечисления увеличиваются, так как работа по одному договору прибавляет дополнительное звено к движению денежных средств. Сначала они из службы доставки попадают на счёт агрегатора, а уже затем переводятся клиенту также по согласованному графику.

    Передача заказа на доставку

Интегратор берёт на себя только информационное взаимодействие между интернет-магазином и службами доставки: для передачи заказов в службы доставки нужно самостоятельно передавать заказы на склады подрядчиков или заказывать нескольких курьеров.

При работе с агрегатором все заказы можно передать в рамках одного забора.

Какие положительные стороны при работе с интегратором?

    Снижение затрат на поддержку: при увеличении объемов отправлений не нужно расширять штат ИТ-специалистов, которые занимаются поддержкой и следят за изменениями в API, и менеджеров, которые взаимодействуют со службами доставки

  • Возможность бесплатного запуска новых каналов доставки
  • Прямые договоры со службами доставки
  • Дополнительные услуги на основе более проработанной интеграции со службами доставки

Кому может быть полезно?

Интернет-магазинам. Интегратор помогает быстро переключаться между службами доставки, не наращивать затраты на бэк-офис: дополнительных ИТ-специалистов, которые занимаются поддержкой и следят за изменениями в API, и менеджеров, которые взаимодействуют со службами доставки. Происходит снижение времени на рутинные операции, а процесс отчётности упрощается до регулярной проверки онлайн-графиков в браузере вместо громоздких таблиц в Excel.

Сервисным компаниям: фулфилмент-центрам, агрегаторам доставки, веб-студиям.

Быстрое расширение списка подключенных служб доставки под запросы клиента - возможность увеличения дохода, но подключение внутренними силами - это затраты и время. Использование внешней интеграционной шины позволяет направить усилия на профильную деятельность: фулфилмент-центрам - уделить больше внимания складским операциям, вэб-студиям - быстрее реализовывать проекты по созданию интернет-магазинов «под ключ», агрегаторам - взаимодействию со службами доставки.

Экономика

Чтобы оценить экономическую эффективность, нужно в unit economics добавить затраты на IT, тогда всё встаёт на свои места.

Как сделать расчёт «под себя»? Стоимость месяца работы разработчика, осуществляющего интеграции и занимающегося поддержкой API – 100 000 руб/месяц, а со всеми налогами и затратами на офис - 153 155 рублей. Выходит, при объемах отправлений 10 000 в месяц, стоимость поддержки обходится 15 руб/посылка.

Фактически, готовое решение всегда в два-три раза дешевле собственного IT: стоимость работы через универсальный API составляет от 7 до 3 рублей, опускаясь до 50 копеек при больших объемах. Бонус - вся поддержка со стороны IT осуществляется внешними силами, а на операционную поддержку уходит меньше времени.

- как пример интегратора служб доставки: что ещё умеет?

Помимо возможностей быстрой интеграции, Delivia позволяет:

Отслеживать информацию, приведённую к «единому знаменателю» в одном окне

Быстро подсчитывать сроки и стоимость по разным службам доставки

Сделать единый формат этикеток

Отслеживать все отправления в одном окне

Назначить дополнительные услуги по всем службам доставки

  • создавать виджеты с фильтрами на основе единого списка пунктов выдачи заказов
  • анализировать отправления
  • получать онлайн-отчёты в один клик (по отгрузкам, сделанным через Delivia, и по-трек номерами из загруженного файла ).

Жители Москвы и Санкт-Петербурга хорошо знакомы с сервисом Delivery Club — агрегатором, который объединил все кафе и рестораны этих городов в одном мобильном приложении (и на сайте). И пользователю теперь не нужно искать каждую отдельную пиццерию, чтобы заказать пиццу на дом. Он идет в приложение Delivery Club, находит там нужную пиццу — и заказывает ее.

Сервис при этом зарабатывает комиссионные на каждом оплаченном заказе. И сегодня он в Москве зарабатывает 3.5 миллиона долларов в год.

Теперь то же самое (зарабатывать комиссионные на своем локальном агрегаторе доставки еды) можете и вы (если вы живете не в Москве и не в Санкт-Петербурге). Потому что подобный бизнес вы можете открыть сами. В России появилась франшиза под названием Delivery City — и теперь именно вы можете зарабатывать на комиссионных со всех доставок еды в своем городе.

Причем, обойдется вам это в несколько раз дешевле.

По условиям франшизы вы должны заплатить от 120 тысяч рублей (точнее нужно узнавать из первоисточника, отправив заявку с сайта delivery-city.ru):

Франшиза открылась относительно недавно, поэтому большинство российских городов — свободны (но, возможно, это не относится к очень крупным городам. Потому что, к примеру, в миллионном Нижнем Новгороде работает сама компания Delivery Club и, возможно, вам будет трудно преодолеть конкуренцию с ней).

Вот небольшие города — самое то, что нужно. Франшиза работает в городах Балаково (197 тысяч жителей), Бузулук (86 тысяч), Воркута (59 тысяч), Магнитогорск (410 тысяч), Набережные Челны (517 тысяч), Нижневартовск (260 тысяч), Нижнекамск (235 тысяч), Новый Уренгой (114 тысяч), Смоленск (330 тысяч), Электросталь (156 тысяч), Южно-Сахалинск (188 тысяч), Якутск (282 тысячи). И если вы живете не в городе-миллионнике, эта франшиза вам подходит.

Кстати, франчайзи из небольшого города Бузулук, судя по отзыву, вполне доволен своим успехом:

Из одной заметки (tumen.kp.ru/online/news/2550477/) я узнала, что предприниматель из Южно-Сахалинска объединил в своем агрегаторе 27 ресторанов и уже через полгода после начала бизнеса его оборот составил 3 миллиона рублей. При его размере комиссионных 10% его прибыль получается 300 тысяч рублей в месяц:

Возможно, вам придется платить какой-то процент франчайзеру Delivery City (на некоторых сайтах франшиз указана выплата в 10 рублей с каждого заказа, а на других сайтах написано, что отчислений нет — ну, это вы сами должны уточнить).

Своему локальному сервису вы можете дать свое собственное название (в Южно-Сахалинске оно называется Sakh.Eda, в Балаково — Foodme24, в Бузулуке — Доставка.БЗ):

Подробнее про это приложение вы можете прочитать на странице arcanite.ru/delivery-city/ (это страница разработчика приложения).

Создатели этой франшизы утверждают, что этот бизнес действительно домашний. Для него не требуется нанимать сотрудников и арендовать офис (из всех забот — подключение местных пиццерий, кафе и ресторанов; и организация рекламы в местных СМИ). И вести его можно, совмещая с любым другим видом деятельности.

По большому счету, при помощи предлагаемого приложения можно организовать доставку не только еды, но и воды, цветов, спортивного питания и чего угодно (правда, я пока не знаю, это организуется внутри одного приложения или созданием отдельных приложений для каждого отдельного вида доставки).

Но именно еду в каждом городе заказывают массово. Поэтому начинать можно именно с нее. Если в вашем городе доставка еды пользуется большой популярностью, то можно попробовать этот бизнес (всё равно этим кто-нибудь займется, и лучше, если это будете вы).

Меньше чем за два года локальный food-сервис из Архангельска вырос до уровня федерального оператора

IT-инструменты, которые использует Сергей Крючков

  • Slack
  • Trello
  • Вконтакте
  • Instagram

С открытием первого в Архангельске агрегатора по доставке еды Сергей Крючков и Роман Копнин не испытали особых сложностей. Сергей был знаком почти со всеми рестораторами города, и знал, как продвигать новый проект. Партнёры планировали сервис исключительно как локальный бизнес и выходить на другие регионы не собирались. Но сейчас проект работает уже в 22 городах..

26 лет, сооснователь сервиса доставки еды . Закончил Северный арктический федеральный университет (г. Архангельск) по специальности «преподаватель английского и немецкого языков». После окончания учёбы работал барменом, официантом, диджеем, арт-директором и организатором мероприятий. В 2015 году со своим партнёром Романом Копниным запустил Chibbis. В 2016 году переехал в Санкт-Петербург.


Бизнес на деньги с вечеринок и покера

26-летний предприниматель из Архангельска Сергей Крючков известен в своём родном городе как клубный промоутер, диджей и организатор вечеринок. Закончив учёбу в вузе, он стал работать барменом, потом быстро переквалифицировался в диджеи, затем была работа в качестве арт-директора в разных барах и кафе города. Сергей проводил мероприятия, продвигал артистов, обучал диджеев, помогал открывать новые заведения.

«Я зарабатывал сумасшедшие по меркам Архангельска деньги, и мне было очень комфортно. Тусы, звёзды, концерты – всё это было весело и интересно», - признаётся Сергей.

Его лучший друг и одноклассник Роман Копнин в то же самое время вёл гораздо более спокойный образ жизни. Он работал в «Сбербанке» и занимался оформлением кредитов на открытие франшиз. Однажды коллеги попросили его «организовать стол» на корпоратив: заказать по интернету блюда, которые всем нравятся. Оказалось, что сделать это было не так просто. Роман просмотрел множество сайтов, затратив в итоге на выбор несколько часов.

Некоторые из сайтов были сделаны «в стиле 90-х» – явно устаревшие и примитивные. Другие, наоборот, раздражали слишком ярким оформлением. На каких-то даже не было кнопки «заказать онлайн». И Роман Копнин подумал, что для горожан было бы гораздо удобней, если бы все эти компании вместе с их предложениями были собраны на одном сайте.

«Роман пришел ко мне с идеей агрегатора ресторанной доставки, а меня очень легко подбить на любую движуху. Я сказал: «Конечно, давай делать. Не всю же жизнь мне диджеить», - вспоминает Сергей Крючков.


Для Романа серьёзным стимулом открыть своё дело послужило желание брать отпуск тогда, когда ему этого захочется. При работе в «Сбербанке» с расписанием «на год вперёд» это было нереально.

Сергей вклалывал в проект деньги, которые зарабатывал на вечеринках и мероприятиях. Роман, в свободное время играющий в покер, вносил в проект доходы от этого занятия. «У нас проект, как в Лас-Вегасе: основан на деньги с вечеринок и покера», - шутит Сергей.

В 2013 году, пока проект находился в разработке, Сергей и Роман реализовали ещё одну свою идею. Бизнес-партнёры прошли по ресторанам Архангельска и установили в них беспроводную систему вызова персонала Call-Tech. На одном «конце» системы - кнопка вызова на столах, на другом - пейджеры у персонала. То есть нажатием кнопки можно вызвать к столику официанта. В то время в Архангельске это было в новинку. Компаньоны оборудовали системой все клубы, некоторые рестораны, бары и торговые центры. А после начали заниматься продажей систем через интернет по всей России.

Подготовка к запуску

Друзья Сергея сделали сайт проекта Chibbis.ru на самописном движке. Приглашённый дизайнер почти год занимался дизайном сайта. Когда он закончил работу, дизайн уже перестал быть актуальным - ещё не запущенный сайт выглядел устаревшим. Им основатели проекта так и не воспользовались. Сайт пришлось разрабатывать заново, уже с новым дизайнером.

Серьёзного стартового капитала у компаньонов не было. Они решали задачи step by step, по мере поступления финансов. У Сергея и Романа постоянно был выбор: купить на заработанные деньги новую куртку или оплатить какой-нибудь инструмент, необходимый для сайта. Таким образом работа продвигалась с октября 2013-го по апрель 2015 года, когда был запущен сайт.

Название проекта – «Чиббис» - было выбрано неслучайно. «У нас есть целая легенда. Чибис - это птица, а любая птица издавна символ доставки почты или новостей. У самого же чибиса хохолок напоминает ирокез, как у панков. И если этот ирокез дорисовать немного вперёд, то он превратится в символ @, который обозначает интернет как таковой. Вот так чибис объединил в себе символизм доставки и интернета. А две «б» в названии, потому что домен с «правильным» названием был уже занят», - объясняет Сергей.


Когда сайт проекта был готов, Роман и Сергей пошли договариваться с рестораторами. «Наши первые презентации мы записывали на диктофон. Когда мы их сейчас слушаем, понимаем: продажами это назвать сложно, это скорее какой-то стенд-ап и юношеские мечты о том, как всё будет классно и как много будет заказов», - рассказывает Сергей.

Тем не менее, владельцы и менеджеры заведений реагировали на предложения в основном положительно. Дело облегчалось тем, что Сергею фактически не пришлось ни с кем знакомиться – его и так все знали. За 7 лет работы в индустрии развлечений он организовал около 500 мероприятий, более чем 30 клубам и ресторанам Архангельска он вёл группы «Вконтакте» - собирал аудиторию, занимался контент-менеджментом, разработкой фирменного стиля. С некоторыми он познакомился во время установки систем вызова официантов.

Ставка на «сарафан»

Сервис стартовал 5 апреля 2015 года в Архангельске и соседнем Северодвинске. Бюджет на раскрутку проекта равнялся нулю: денег на эти цели у компаньонов уже не осталось. Но обширная сеть знакомств позволила прорекламировать стартап без каких-либо финансовых затрат. По «сарафанному радио» новый сервис получил в первый же месяц работы около 1000 регистраций пользователей. Количество заказов через платформу за тот же период составило 320.

Основатели Chibbis рассылали информацию о новом проекте по всем друзьям и знакомым. Кроме того, Сергей Крючков организовывал множество кросс-промо-акций. Например, привёз в город известного исполнителя, перед концертом которого через сервис разыгрывал бесплатные билеты. Работала система «пригласи друга – получи баллы». Эти баллы можно было менять на оплату заказа через сервис.

«Капитал любого промоутера – это большое количество знакомств. Но если раньше я созывал народ на тусовки и вечеринки, то теперь я говорил: «Помнишь, я рассказывал про секретный проект? Мы наконец его запустили! Регистрируйся, пригласи друзей, сделай репост, закажи еду!» Практически все первые зарегистрировавшиеся были наши друзья. В таком режиме мы и работали весь первый месяц», - вспоминает Сергей.


В этот период Роман и Сергей искали возможность получить грант на развитие бизнеса. Для этого они подавали заявки в различные бизнес-инкубаторы и акселераторы. Летом 2015 года их заявку приняли в бизнес-инкубаторе «Ингрия» в Санкт-Петербурге. А осенью 2016 года проект заметили в Фонде развития интернет-инициатив. Сергей и Роман прошли обучение по программе ФРИИ и сумели привлечь небольшие инвестиции в свой проект.

Расширение границ

Чтобы сделать заказ на сайте Chibbis.ru, клиенту нужно выбрать свой город. На странице появится список заведений, у которых можно заказать доставку. Каждый ресторан представляет своё меню. Оформить заказ можно прямо на сайте. Заказ тут же поступает в выбранный клиентом ресторан. Дальнейшая работа с клиентом – «на совести» ресторана.

С каждого заказа рестораны выплачивают сервису комиссионные. Заведение обычно рассчитывается с Chibbis по итогам каждого месяца, переводя деньги на счет проекта.

Основатели сервиса изначально планировали, что проект будет локальным. Но спустя 3 месяца после старта, в июне 2015 года, Сhibbis.ru запустился в Мурманске. Произошло это довольно неожиданно даже для самих предпринимателей. Друг Сергея переезжал из Мурманска в Санкт-Петербург и попросил помочь с переездом. Сергей согласился и решил: раз уж всё равно придётся туда ехать, почему бы «по приколу» не подключить этот город к новому сервису.

За неделю пребывания в Мурманске Сергей с утра до вечера знакомился с рестораторами, представлял им свою идею, убеждал их в пользе сотрудничества и заключал договоры о совместной работе. Встретили его тепло, и в результате город запустился очень удачно.

Ресторанный бизнес Мурманска удивил предпринимателя одной особенностью. По рассказам мурманских рестораторов, доставку еды клиенты нередко заказывают одновременно в двух-трёх ресторанах. Клиент платит только тому ресторану, чья служба доставки приезжает первой, а остальные остаются ни с чем.

«Самым удивительным для меня было то, что сами рестораны воспринимали это как должное: значит, надо было быстрее везти заказ. Для них это норма. Но при работе с нами такое исключено. За пару таких «двойных» заказов тебя просто забанят. И у нас никто не балуется такими вещами, потому что никто не хочет терять свой аккаунт. Там отзывы, накопленные баллы, друзья, вбитые адреса», - объясняет Сергей.

После Мурманска Сергей и Роман решили «двигаться дальше». Следующими городами, в которых начал работу сервис, стали Иваново, Курск, Смоленск, Петрозаводск. Чтобы «войти в город», сначала нужно собрать рестораны, готовые работать с Chibbis. На то, чтобы начать работу в городе, уходило в среднем 40-50 дней. Сейчас это занимает около 10 дней.

«Мы живём в век интернета. А это значит, что мы давно не привязаны к определённому месту. Не важно, находишься ли ты в Силиконовой Долине или в Архангельске. Если у тебя есть желание развиваться и зарабатывать, ты сделаешь всё, чтобы добиться успеха»

К выбору новых городов подходили тогда практически бессистемно. Никаких особых критериев «оценки перспективности» бизнеса в том или ином регионе не было. Иногда на выбор города влияли совсем уж случайные факторы. Однажды в соцсеть Сергею написал 18-летний парень из Саранска и спросил его о франшизе проекта. Услышав её стоимость, юный бизнесмен сказал: «Не, это дорого. Я лучше сам такой сервис запилю».

«Я ответил ему: «Пока ты это сделаешь, я успею твой город десять раз захватить». В итоге мне из принципа пришлось брать Саранск. Когда я договорился с ресторанами и запустил сервис в этом городе, я отправил ссылку тому парню. И тут выяснилось, что он уже на следующий день после нашего разговора передумал. А я в итоге месяц убил на подключение этого города, чтобы в результате получать с него какие-то копейки», - рассказывает Сергей.

В Петрозаводск сервис «выходил» по франшизе, но вскоре основатели бизнес-проекта отказались от этой практики. Опыт работы в карельской столице был признан ими неудачным. Знакомый Романа из этого города очень просил продать ему франшизу, и в красках рассказывал о будущих успехах проекта.

Но на практике всё оказалось совсем не так оптимистично. Как выяснилось, франчайзи не слишком горел желанием работать и думал, что продавцы франшизы всё за него сделают. А Сергей и Роман ждали от своего петрозаводского партнёра активности, рассчитывая на выполнение им своих «предвыборных обещаний».

«Когда мы продавали франшизу, мы очень нуждались в деньгах. К тому же мы видели – парень горит идеей, и решили попробовать. А пока не попробуешь, не поймёшь», - замечает Сергей.

Через год компаньоны приняли решение заниматься городом самостоятельно. Обеим сторонам удалось договориться, чтобы никто не остался в обиде. Сергей и Роман самостоятельно связались с ресторанами, перезаключили договора с ними, перенастроили рекламу. Практически сразу же после «передачи власти» дела в Петрозаводске стали налаживаться.

Территориальные особенности

На платформе сейчас представлено 22 города, Из них только два с населением более миллиона человек - Екатеринбург и Новосибирск. Остальные города – в основном областные центры Северо-Западного региона, Центральной России и Урала. Есть и региональные промышленные центры –Магнитогорск, Череповец, Стерлитамак.

Свои особенности, по словам предпринимателя, есть в каждом городе. И пока не побываешь «на месте», узнать их практически невозможно. В одном из городов Сергей «пробивал» ресторан по интернету перед тем, как включить его в сервис. Заведения не нашлось в сети ни в каком виде: не было ни сайта, ни отзывов, ни группы «Вконтакте». Но этот «невидимый» ресторан пришёл к Сергею по рекомендации знакомых ему рестораторов. Он решил рискнуть и начать сотрудничество. Практически сразу же на этот ресторан начало поступать множество заказов, с которыми тот хорошо справлялся.

Оказалось, что ресторан по официальному названию, которое он указал в заявке, никто не называет. Все знают его как «Стекляшка», потому что он находится в единственном в городе стеклянном здании. Именно по этому названию в поисковике выскакивают сайт заведения, его страницы в соцсетях и многочисленные запросы.

В небольших городах - с населением 300-600 тысяч человек - Chibbis.ru обычно становится первым агрегатором доставки еды. Таким образом, сервис получает весь рынок без какой-либо конкуренции. Затраты на привлечение клиентов в таких городах небольшие

С другой стороны, в небольших городах, где подобных сервисов нет в принципе, Chibbis приходится фактически создавать новый рынок. Рестораторам нужно детально объяснять, что такое ресторанный агрегатор, как он работает и какую пользу может принести заведению. Этот процесс может затянуться надолго. К примеру, очень непросто шло «открытие» Магнитогорска. Но результат порадовал и основателей сервиса, и местных рестораторов.

«Это столица чёрной металлургии, где живут суровые парни с упрямым характером. Переговоры шли сложно. Там мы именно «грели рынок». Но в итоге, когда после долгих переговоров мы запустились, Магнитогорск у нас стал одним из лучших городов. Люди там активно пользуются нашим сервисом», - констатирует Сергей Крючков.

Рекордсменом по срокам открытия стал Великий Новгород. Начать бизнес в этом городе получилось буквально за один день. Именно столько времени заняли переговоры с новгородскими рестораторами. Почти все местные лидеры рынка сразу же согласились сотрудничать с агрегатором, и количеством заказов в этом городе основатели сервиса довольны.


Переговоры с владельцами заведений могут складываться по-разному. Иногда они неделями не отвечают на звонки и почту, ссылаясь на занятость. Но в конечном итоге основатели Chibbis обычно находят с рестораторами понимание. Исключение составил лишь один город, в котором практически все рестораны, с которыми сотрудничал сервис, отказались платить ему комиссионные.

«Они как сговорились между собой. Владелец утверждает, что продал бизнес, а «новый» владелец говорит, что знать нас не знает. И почти у всех одна и та же история. Мы их всех выгнали с сайта, оставив только два-три хороших заведения. Теперь мы работаем там с нормальными ребятами, которых всё-таки удалось найти», - говорит Сергей.

Города-миллионники

Первыми крупными городами, в которых начал работать Chibbis, стали Екатеринбург и Новосибирск. Их рынки не нуждались в «разогреве»: все рестораторы прекрасно знали, что такое агрегаторы доставки. Среди ресторанов и баров там высокая конкуренция. Они активно ищут новые способы увеличения количества заказов. На письма и звонки представители ресторанов реагируют оперативно. Поэтому договориться о сотрудничестве обычно проблем не составляет.

Но в больших городах высокая конкуренция и среди агрегаторов доставки. Ключевые из них – Delivery Club и Zaka-Zaka. Кроме них на рынке пытаются работать множество небольших агрегаторов. Некоторые из них – результат усилий студентов, пытающихся «замутить себе бизнес». Поэтому основателям сервиса часто задают вопрос, в чем состоит их преимущество перед конкурентами.

«Я не верю в понятие «преимущество» в 2017-м году. Всё то, что вы сегодня назовёте «преимуществом», уже завтра воплотят в жизнь ваши коллеги и конкуренты. Потому все преимущества очень быстро заканчиваются. Мы конкурентоспособны, потому что по-другому, чем остальные, смотрим на сам бизнес-процесс, и стараемся тратить деньги предельно эффективно», - считает Сергей.

В Екатеринбурге новый сервис вызвал наибольший интерес рестораторов и клиентов. В этом городе Chibbis начал приносить результат практически сразу. В Новосибирске проект развивается не так быстро, но первые результаты уже есть и там.

В обоих городах основатели проекта измеряют все показатели бизнеса, чтобы получить максимальную информацию обо всех его аспектах. Эти данные покажут, насколько выгодна для такого сервиса работа в крупных городах.

Нюансы сотрудничества с ресторанами

В каждом из городов, где действует Chibbis.ru, с сервисом сотрудничают от 5 до 30 ресторанов. Количество заведений-партнёров обычно начинает расти спустя месяц после начала работы сервиса на новом месте. В этот период, по признанию Сергея, рестораторы начинают обращаться к ним сами с предложениями о сотрудничестве.

Среди клиентов сервиса есть заведения самого разного формата. Это и небольшие кафе, и «топовые» рестораны, не ориентированные на доставку. При выборе заведений и дальнейшем сотрудничестве с ними Сергей и Роман ориентируются не на их формат, а на качество их работы. Если заведение не предоставляет сервис должного уровня (например, у него проблемы с качеством блюд или со сроками доставки), его удаляют с сайта. Также причиной этого могут послужить регулярные задержки с оплатой комиссионных.


Поначалу Сергей и Роман радовались каждому ресторану, который самостоятельно приходил на их сервис. Поэтому они регистрировали практически всех обратившихся, не занимаясь каким-либо отсевом. Потом среди кандидатов стало больше крохотных заведений с женой-поваром и мужем «на развозе». Очень многие из них, как показала практика, закрываются в течение полутора-двух месяцев, после чего получить от них долги становится невозможным.

«Подавать в суд, чтобы выбить эти копейки, не имеет смысла. Судебное поручение зачастую стоит больше, чем задолженность, которую мы хотим с ресторана собрать. Но когда мы получаем в ряд 50 таких ресторанов, это для нас существенно», - признаёт Сергей.

Сейчас к выбору заведений подход более требовательный, чем раньше. Накопленный опыт позволяет уже при первом общении с высокой долей вероятности определить, насколько серьёзно настроен тот или иной ресторатор.

Нередко на связь с Chibbis выходят совсем новые заведения без какой-либо «истории» в интернете. В подобных случаях проект не отказывает ресторанам. Но им предлагают сотрудничество на условиях предоплаты. Клиент кладёт средства на счёт в Chibbis.ru, с которого затем при каждом заказе списывается сумма комиссионных.

Команда

Почти всю работу по подключению ресторанов ведёт самостоятельно. Недавно у него появилась помощница, но она сейчас ухаживает за маленьким ребёнком, и поэтому работает пока в свободном графике. Сооснователь проекта Роман Копнин занимается маркетингом. Операционный директор Ксения Барминская координирует работу линейного персонала: дизайнера, контент-менеджероа и трёх операторов колл-центра. Разработчики Дмитрий Бурдин и Константин Попов вдвоём ведут всю техническую часть проекта. Бухгалтерия работает на аутсорсе. Всего в команде проекта – 12 человек.

Рады всем

Поступающие на сервис заказы контролируются операторами. Они связываются с ресторанами и подтверждают получение ими заказов. Операторы также обрабатывают заказы, поступающие по телефону. Их около 10-15% от общего количества.

Время от времени Сергей и Роман обращаются в свой же сервис как «тайные покупатели». Пока ни одна из подобных проверок их не разочаровала. «С бабушками наши сотрудницы общаются, как любящие внучки, спокойно помогая разобраться во всём. Нам важно, чтобы от нас ушли довольными все. Если тебе искренне помогли и подсказали, по-человечески, а не в режиме робота, это очень важно.

Иногда мне звонят операторы мобильной телефонии – у них в голосе слышится, что они скорее хотят сдохнуть, а не что-то мне продать или подсказать. Лояльность к клиенту и искреннее желание помочь ценится в нашей стране очень высоко. А профессионализм и лояльность не перебьешь уже ничем», - уверен Сергей.

Он призван организовать эффективное взаимодействие между интернет-магазинами и курьерскими службами. Сервис дает возможность магазинам сотрудничать с различными перевозчиками. При этом магазину обеспечат отгрузку товара, документооборот и систему расчетов. «Яндекс.Доставка» специализируется на транспортировке товаров из Москвы и Подмосковья в регионы России.

«В регионах низкая покупательская активность, магазины не отправляют туда товары. Это сложно и дорого: нужно работать сразу с несколькими перевозчиками, платить каждому за отгрузку товара, вести с ними документооборот и расчеты», пояснил руководитель «Яндекс.Маркета» Павел Алешин. По словам Алешина, во многих регионах узкий ассортимент товаров и нет выбора цен и способа доставки. Новый сервис упростит магазинам логистику, работая по принципу «одного окна».

Для интернет-магазинов сервис будет бесплатным, оплачиваться будут только услуги грузоперевозчиков по стандартным тарифам и дополнительные услуги - например, сортировка товара или прием денег у покупателей, рассказал «Коммерсанту» руководитель «Яндекс.Доставки» Дмитрий Мамонов. Во всех конфликтных ситуациях «Яндекс» возьмет ответственность на себя и, в случае необходимости, выплатит компенсацию пострадавшим сторонам.

Компания рассчитывает получать скидки от служб доставки, так как будет снабжать их большим количеством заказов. А раз магазины будут оплачивать доставку по стандартным тарифам, то остаток от переплаты сервис может забирать себе.

Партнерами «Яндекс.Доставки» уже стали пять логистических компаний: «Почта России» , Axiomus , Boxberry , DPD и «Стриж» . Их география охватывает все регионы страны.

Клиенты сервиса смогут воспользоваться услугами «Посылка-онлайн» и «Курьер-онлайн» от «Почты России». Услуги были разработаны для клиентов «Почты России», которые ежемесячно пересылают не меньше 1000 отправлений. Однако для пользователей «Яндекс.Доставки», чьи объемы отправлений не отвечают минимальным требованиям, будет сделано исключение, передает издание Roem.ru.

«Посылка онлайн» - это доставка до почтового отделения в 38 крупных городов России, стоимость услуги - 149 рублей. «Курьер онлайн» предполагает доставку отправлений по адресу получателя в одном из 27 городов назначения, стоимость - 199 рублей. Посылки весом до 5 кг доставляются по фиксированным ценам с гарантированными сроками доставки.

«Фактически в «Маркет», то есть агрегатор товаров, интегрировали агрегатор курьерских служб, который будет весьма востребован, ведь на логистику у небольших магазинов приходятся серьезные издержки. В 2014-2015 годах отдавать доставку на аутсорсинг стало дешевле, чем раньше. Мы недавно опросили несколько сотен участников рынка e-commerce, и подавляющее большинство на вопрос «Что вам нужно от логистики?» отвечали: «Самое главное, чтобы с нас сняли эту головную боль». «Яндекс» идет ровно по этому пути, отвечая на запрос рынка», резюмирует сооснователь