Добавленный доход что. Налог на добавленный доход: что это значит для бюджета. Что это такое

Правительство с учетом доппоручений одобрило законопроект о новой системе налогообложения нефтяной отрасли, передает ТАСС со ссылкой на министра по вопросам открытого правительства Михаила Абызова.

Проект закона о налоге на добавленный доход (НДД) одобрен по итогам доклада министра энергетики РФ Александра Новака и предложений Минэнерго по вопросу введения НДД на совещании о развитии нефтяной отрасли России под руководством премьер-министра Дмитрия Медведева.

Законопроект разрабатывается несколько лет. Его необходимость обосновывается тем, что условия работы нефтяных компаний ухудшаются по объективным геологическим причинам. Законопроект предусматривает добровольный переход на НДД для двух групп пилотных проектов. Первая группа - это новые месторождения (гринфилды) в новых регионах. Вторая группа - зрелые месторождения (браунфилды) в Западной Сибири с совокупной добычей по всем месторождениям не более 15 млн тонн нефти в год.

"Для сохранения стабильного уровня добычи и поступлений компании должны иметь стимул для поддержания инвестиционной активности, иметь достаточно привлекательные условия для этого. При этом основной нефтедобывающий регион - Западная Сибирь, где сосредоточено более 60% от всех нефтяных запасов страны и имеется развитая инфраструктура, находится в стадии стагнирующей добычи", - пояснил глава Минэнерго Александр Новак суть нового закона.

"Снижается дебит на действующих месторождениях при росте обводненности на старых скважинах. Для поддержания добычи приходится бурить намного больше и глубже: средняя глубина выросла на 162 м с 2012-го по 2016 год, а общая проходка за пять лет выросла на 22%. При этом также растет количество ГТМ, необходимых для обеспечения экономически обоснованных дебитов - количество ГРП выросло в 1,4 раза за пять лет", - сообщил министр правительству.

В сложившейся ситуации, по мнению Минэнерго, необходимо менять принципы налогообложения нефтяной отрасли с сохранением общего уровня бюджетных поступлений.

"Очевидно, что изъятие природной ренты с помощью оборотных фискальных инструментов - НДПИ и экспортной пошлины - не оказывает стимулирующего влияния на повышение коэффициента извлечения нефти. Оно просто не оставляет средств для инвестирования в новые эффективные технологии. В этой связи целесообразно введение новой системы налогообложения нефтяной отрасли, основанной на экономических показателях разработки месторождений, привязанной к финансовому результату, т. е. принятие законопроекта, предусматривающего введение НДД", - отметил глава Минэнерго России.

НДД будет распространяться на четыре группы месторождений, базой для исчисления налога станет расчетная выручка от операционной и инвестиционной деятельности по разведке и добыче углеводородного сырья на лицензионном участке, уменьшенная на величину фактических расходов, НДПИ, экспортной пошлины, транспортных расходов и т. д.

При этом, по оценке Минэнерго, выпадающие доходы бюджета будут наблюдаться только в течение первых двух лет, а на четвертый год они будут полностью компенсированы.

Минэнерго рассчитывает, что пилотный проект по НДД запустят с 1 января 2018 года и после введения НДД годовая добыча нефти в России увеличится на 60 млн тонн к 2036 году. Заявки на участие в пилотном проекте по переводу месторождений на НДД подали "Газпромнефть", "Лукойл", "Сургутнефтегаз" и "РуссНефть".

Президент РФ Владимир Путин подписал Федеральный закон № 199-ФЗ , вносящий поправки в части первую и вторую Налогового кодекса.

Этим законом в НК добавлена новая глава 25.4 «Налог на дополнительный доход от добычи углеводородного сырья». Новый налог уже получил краткое наименование НДД.

Базой для исчисления НДД станет расчетная выручка от операционной и инвестиционной деятельности по разведке и добыче сырья на лицензионном участке, уменьшенная на величину фактических расходов, НДПИ, экспортной пошлины, транспортных расходов и так далее.

Налоговым периодом является календарный год, отчетным - первый квартал, полугодие и девять месяцев календарного года. Налоговая ставка НДД составит 50%.

НДД будет распространяться на четыре группы месторождений:

  • первая группа — новые месторождения в Восточной Сибири с выработанностью до 5%.
  • вторая группа — месторождения, пользующиеся льготой по экспортной пошлине.
  • третья группа — действующие месторождения в Западной Сибири с выработанностью от 10% до 80% (при квоте на добычу не более 15 миллионов тонн).
  • четвертая группа — новые месторождения Западной Сибири с выработанностью менее 5% с совокупными запасами не более 51 миллиона тонн в год.
Федеральная налоговая служба разработку декларации по НДД.

Законопроект о введении налога на добавленный доход для нефтяной отрасли (НДД) только недавно принят Госдумой в 3-ем чтении, а ФНС уже приступила к разработке соответствующей налоговой декларации.

Напомним, новый налог будет зависеть не от натуральных показателей нефти, как НДПИ, а от доходов нефтяников. Таким образом предполагают стимулировать разработку новых месторождений. Ставка НДД составит 50%.

На сайте проектов НПА опубликовано уведомление ФНС о начале разработки формы и электронного формата налоговой декларации по налогу на дополнительный доход от добычи углеводородного сырья.

В нефтяной отрасли проведут эксперимент по введению налога на добавленный доход (НДД). Соответствующий закон, принят Госдумой в третьем чтении, сообщила «Парламентская газета» .

Эксперимент по введению НДД продлится 5 лет и будет касаться 5 процентов месторождений в России. Новый налог будет зависеть не от натуральных показателей нефти, как НДПИ, а от доходов нефтяников. Таким образом предполагают стимулировать разработку новых месторождений. Новый налог отнесён к федеральным налогам, его ставка составит 50 процентов.

Закон также предполагает снижение акцизов на бензин класса 5 и дизельное топливо на 3700 и 2600 рублей на тонну. Снижение происходит «задним числом», с 1 июня 2018 года, и связано с необходимостью остановить рост цен на топливо.

Госдума приняла во втором чтении законопроект о введении налога на дополнительный доход (НДД) от добычи углеводородов и снижении акцизов на топливо. Третье чтение запланировано на 5 июля, пишет РИА Новости .

Новый механизм предполагает снижение налоговой нагрузки на этапе геологоразведочных работ, добычи, разработки месторождения до того, как оно выходит на обычный режим эксплуатации.

Налог будет взиматься не с объемов нефти, а с денежного потока. Базой для исчисления НДД станет расчетная выручка от операционной и инвестиционной деятельности по разведке и добыче сырья на лицензионном участке, уменьшенная на величину фактических расходов, НДПИ, экспортной пошлины, транспортных расходов и так далее.

Налоговая ставка НДД составит 50%.

НДД будет распространяться на четыре группы месторождений.

Первая группа — новые месторождения в Восточной Сибири с выработанностью до 5%.

Вторая группа — месторождения, пользующиеся льготой по экспортной пошлине.

Третья группа — действующие месторождения в Западной Сибири с выработанностью от 10% до 80% (при квоте на добычу не более 15 миллионов тонн).

Четвертая группа — новые месторождения Западной Сибири с выработанностью менее 5% с совокупными запасами не более 51 миллиона тонн в год.

Кроме того, по налогу на добычу полезных ископаемых с 1 сентября по 31 декабря текущего года предлагается увеличить с 1,4022 до 2,055 коэффициент, который характеризует экспортную доходность единицы условного топлива.

Во втором чтении законопроект дополнили нормами о снижении с 1 июня акцизов на бензин на три тысячи рублей за тонну, а на дизельное топливо — на две тысячи рублей от действующих ставок.

Также предложено отказаться от предполагавшегося ранее повышения акцизов на 700 рублей с 1 июля. В результате акциз на бензин пятого класса с 1 июня снижается до 8,213 тысячи рублей за тонну с 11,213 тысячи рублей. Предполагается, что он останется на этом уровне до конца года.

При этом акциз на бензин, который не соответствует пятому классу, сохраняется в размере 13,1 тысячи за тонну.

Акциз на дизельное топливо снижается до 5,665 тысячи рублей за тонну с 7,665 тысячи рублей.

Пилотный проект по переходу нефтяных месторождений с налога на добычу полезных исполняемых (НДПИ) на налог на добавленный доход (НДД) будет запущен не раньше 2019 года, рассказал журналистам первый замминистра энергетики Алексей Текслер.

По его словам, ведомства уже не успевают внести законопроект в Госдуму. Налоговый период по НДД будет равняться календарному году, а значит изменения в Налоговый кодекс должны быть внесены до 1 декабря, чтобы успеть вступить в силу с 1 января следующего года.

Ранее о возможном переносе на 2019 год запуска пилотного проекта по переходу нефтяников на НДД заявлял глава департамента налоговой и таможенной политики Минфина Алексей Сазанов.

Минфин и Минэнерго уже несколько лет обсуждают законопроект о введении НДД, пишет РБК . 1 октября вице-премьер Аркадий Дворкович говорил, что законопроект об НДД полностью готов и получил заключение главного правового управления администрации президента. Он отметил, что у ведомства есть технические замечания, которые можно устранить в течение нескольких дней и вынести законопроект на заседание правительства. А Сазанов из Минфина прогнозировал, что правительство может принять решение до конца октября.

Сейчас нефтяные компании платят НДПИ и экспортные пошлины, эти налоги взимаются с выручки. Реформа предполагает частичную замену НДПИ новым налогом — на добавленный доход. Ставка налога составит 50%, он будет взиматься с дохода от продажи нефти за вычетом экспортной пошлины, сниженного НДПИ, расходов на добычу и транспортировку. НДД должен был заработать с 2018 года в виде эксперимента для пилотных проектов.

Министерства финансов и энергетики концептуально договорились о налоговой реформе нефтяной отрасли (переход с фиксированного НДПИ на налог на добавленный доход, НДД), сообщили газете "Ведомости" участники встречи из двух министерств.

Реформа коснется и новых месторождений в новых регионах (выше 65-й широты, первая группа), и старых (вторая группа; добыча не более 10 млн т в год - будет подготовлен список). Камнем преткновения был вопрос, все ли новые месторождения подпадают под реформу. Минэнерго настаивало на добровольном переходе на новый режим, Минфин был против. Во вторник на встрече чиновники Минэнерго наконец примирились с обязательностью реформы, рассказали чиновники, но только на условиях, уже согласованных с Минэнерго.

Условия таковы. Ставка НДД - 50%, вместо пошлины и НДПИ будет только НДПИ. При новых параметрах нагрузка от НДПИ для зрелых месторождений значительно снижается, а для новых со льготами - незначительно повышается.

Нефтяники, говорят чиновники, согласились по двум причинам. Во-первых, большой выигрыш для старых месторождений - по сути, квазильгота, бюджет теряет до 40 млрд руб. Во-вторых, на новых месторождениях выгодно менять льготы по пошлинам на НДД - велик шанс, что их вместе с самими пошлинами отменят, даже если не будет НДД.

Ускорение налогового маневра активно обсуждается, рассказывают три федеральных чиновника. Пошлины снижаются с 2015 г. (и соразмерно растет НДПИ), в 2017 г. по закону они упадут до 30%. Минфин хочет их обнулить - автоматически исчезнут и льготы. Нефтяникам нечего терять, констатирует консультант, участвующий в обсуждениях. В этом контексте НДД очень привлекательный вариант, уверен чиновник.

Маневр нужен Минфину: налоговая база НДПИ больше, а кроме того, пошлины искажают ценообразование - к ним по формуле привязана внутренняя цена на нефть. Обнуление снизит маржу НПЗ - обсуждаются компенсации. Но оно вряд ли будет до 2018 г., думает чиновник. Обсуждается и повышение НДПИ - оно может и совпасть, и не совпасть с обнулением пошлин.

Маневр нужен Минфину: налоговая база НДПИ больше, а кроме того, пошлины искажают ценообразование - к ним по формуле привязана внутренняя цена на нефть. Обнуление снизит маржу НПЗ - обсуждаются компенсации. Но оно вряд ли будет до 2018 г., думает чиновник. Обсуждается и повышение НДПИ - оно может и совпасть, и не совпасть с обнулением пошлин.

Представитель Минфина уже официально говорил «Ведомостям», что компенсировать выпадающие 40 млрд руб. будет повышение НДПИ на месторождениях, не подпавших под налоговую реформу. Повышение - почти решенный вопрос, оно может быть объявлено уже осенью, даже если НДД не будет, знает один из чиновников.

Нефтяников затягивают в рискованную игру с Минфином, у которого заведомо более сильная позиция: ситуация с бюджетом тяжелая, констатирует один из участников обсуждений в Минфине.

НДД хорош для всех, он увеличит и добычу, и - в итоге - налоги; главное, чтобы все эти маневры скрыто не увеличили нагрузку на отрасль, она и так запредельно высока, указывает Сергей Вахрамеев из GL Asset Management.

Минфин РФ подготовил новые предложения по налогообложению нефтяной отрасли, предполагающие введение налога на добавленный доход (НДД) для старых и новых месторождений. Их реализация приведет к выпадающим доходам бюджета.

Реформа будет распространяться как на новые, так и на некоторые старые месторождения, для последних будет подготовлен список пилотных проектов. Суммарная добыча на старых месторождениях не должна превышать десять млн тонн, для новых ограничения нет, сообщает газета "Ведомости" со ссылкой на презентацию Минфина.

Министерство предлагает взимать с нефтяников 50% с доходов от продажи нефти за вычетом расходов на добычу и транспортировку, но не более 9520 руб. за тонну. НДПИ при $50 за баррель на старом месторождении составит $17,5, или 35% цены. Для новых месторождений предусмотрены каникулы: первые пять лет промышленной разработки НДПИ составит $7 при $50 за баррель (14% цены), затем будет увеличиваться, и с восьмого года разработки будет применяться обычная ставка.

Минфин РФ подготовил и разослал в министерства и нефтяные компании презентацию с параметрами законопроекта о налоге на добавленный доход (НДД).

Согласно презентации, ставка НДД составит 70%. Налоговая база будет определяться расчетной выручкой от добычи сырья за минусом расчетных транспортных затрат, экспортной пошлины и НДПИ, а также фактических операционных расходов и капитальных вложений.

При этом НДД начинает взиматься только тогда, когда окупятся все затраты компании плюс она получит фиксированную доходность по денежному потоку в размере 6%. Введение НДД предусматривает сохранение экспортной пошлины на нефть, налога на прибыль и НДПИ. Вместе с тем, ставка НДПИ будет скорректирована, сообщает газета «Ведомости» .

Напомним, ранее депутаты Югры № 862141-6 о введении специального налога на прибыль для нефтяников, который должен заменить НДПИ. Ставка этого налога составит 60%.

Минфин провел на минувшей неделе совещание с нефтяными компаниями по разработке законопроекта о налоге на добавленный доход (НДД).

При этом новый законопроект станет альтернативой уже внесенному в Госдуму законопроекту о налоге на финансовый результат (НФР) для нефтяной отрасли.

Оба налога предусматривают замену действующего в настоящее время НДПИ. Оба налога учитывают затраты нефтяников на разведку и добычу нефти. В тоже время порядок учета расходов у НФР и НДД разный.

В налоговой базе по НФР капитальные затраты нефтяников списываются ускоренно (дополнительно 40% за четыре года). Налоговая база по НДД учитывает эксплуатационные затраты и все капитальные вложения. Но при этом ставка налога - плавающая и зависит от Р-фактора, то есть отношения накопленного дохода к накопленным расходам. Таким образом, при повышении рентабельности ставка НДД будет расти.

Кроме того, предполагается, что НФР заменит НДПИ только на действующих месторождениях, а НДД предназначен для новых, передает газета «Ведомости» .

Президент ОАО «НК«Роснефть» Игорь Сечин намерен предложить ввести налог на добавленный доход (НДД) для новых нефтяных месторождений.

Министр энергетики РФ Александр Новак сообщил сегодня по итогам совещания у премьера, что Правительство РФ намерено ввести налог на финансовый результат для проектов трех компаний.

По словам министра, в качестве пилотных проектов предложено 12 месторождений трех нефтегазовых компаний - «Газпромнефть», ЛУКОЙЛ и «Сургутнефтегаз».

Глава Минэнерго отметил: «Сегодня председатель правительства принял решение о необходимости внесения изменений и принятия правительством решения о подготовке такого законопроекта, в котором будут отражена необходимость внедрения пилотных проектов на основе налога на финансовый результат».

«Очень много мы сегодня обсуждали ключевые развилки: вопросы, на которые еще нет ответа, по которым требуется дополнительная проработка. По ряду из них сегодня было приняты решения председателем правительства - одна из развилок касается введение налога на финансовый результат в качестве пилотного проекта», - сообщил Александр Новак, передает ТАСС .

Заместитель министра финансов Сергей Шаталов заявил на парламентских слушаниях на тему «Налогообложение нефтяной отрасли», что переход от НДПИ к налогу на финансовый результат потребует создания системы учета добытой нефти, учета доходов и расходов, распределения доходов внутри вертикально интегрированных компаний.

Представитель Минфина пояснил, что все эти вопросы решаемы, но требуют обкатки. При этом Сергей Шаталов отметил, что налог на финансовый результат не является универсальным и не может быть тиражирован автоматически на все месторождения.

Заместитель министра пояснил, что данный налог не принесет положительных результатов для тех месторождений, которые уже сегодня пользуются налоговыми каникулами, льготами по экспортным пошлинам, специальными режимами по шельфу и трудноизвлекаемым запасам.

Также Сергей Шаталов отметил, что налог на финансовый результат должен зачисляться в федеральный и региональные бюджеты, передает пресс-служба Госдумы РФ.

Заместитель министра финансов РФ Сергей Шаталов сообщил журналистам, что при распространении налога на финансовый результат на все месторождения доходы федерального бюджета могут сократиться на сотни миллиардов рублей.

«Это грубые оценки, им доверять особо не стоит, но речь идет о сотнях миллиардов рублей», - заявил Сергей Шаталов, передает «Интерфакс» .

Напомним, Правительство РФ рассматривает в пилотном режиме с 2016 года.

В настоящее время нефтяные компании уплачивают налог на добычу полезных ископаемых (НДПИ), налог на прибыль и другие виды налогов. При этом новый налог на финансовый результат, который заменит действующую систему налогообложения нефтяников, по мнению ряда экспертов позволит учитывать затраты на разработку месторождений.

Вице-премьер РФ Аркадий Дворкович заявил на Красноярском экономическом форуме, что правительство не планирует корректировать режим налогообложения нефтяных компаний.

«Мы рассматриваем только отдельные заявки на предоставление льгот, а общий режим менять не будем», - пояснил зампред правительства.

.

Напомним, в настоящее время нефтяные компании уплачивают налог на добычу полезных ископаемых (НДПИ), налог на прибыль и другие виды налогов. При этом новый налог на финансовый результат, который заменит действующую систему налогообложения нефтяников, по мнению ряда экспертов позволит учитывать затраты на разработку месторождений.

Директор Департамента налоговой и таможенно-тарифной политики Минфина РФ Илья Трунин сообщил сегодня на «Гайдаровском форуме - 2015», что Минфин считает неприемлемым принцип пилотных проектов по переходу на налог с финансового результата.

Представитель Минфина отметил: «Закон, который внесен ХМАО, нас категорически не устраивает, принцип пилотных проектов видим категорически неприемлемым. Основа на преференциальной системе налогообложения категорически не соответствует нашим принципам. Если мы хотим делать реформы налогообложения в нефти, надо делать ее универсальной».

Кроме того, Илья Трунин отметил, что из-за низкой цены на нефть доходы бюджета РФ от добычи углеводородов снижаются, передает

После многолетних дискуссий правительство решило реализовать инициативу введения налога на добавленный доход (НДД) в нефтяной отрасли в пилотном режиме. Данный режим налогообложения пока будет действовать в качестве эксперимента на некоторых месторождениях «Газпром нефти», «Сургутнефтегаза», ЛУКОЙЛа и «РуссНефти» – по соответствующим заявкам нефтяных компаний. О том, что это за налог, рассказывает юрист КСК групп Павел Приходько.

Добавленный доход представляет собой разницу между доходами от продажи нефтересурсов и затратами на их добычу. Таким образом, налогом на добавленный доход будет облагаться выручка от продажи нефтепродуктов за вычетом эксплуатационных затрат, капитальных вложений, транспортных расходов. То есть налог будет взиматься не с объема добытой нефти, а с финансового результата от ее продажи. Предполагается, что ставка данного налога составит 50%.

Вопрос введения НДД давно циркулирует в околовластных ведомствах с теми или иными коррективами. Так, в «Энергетической стратегии России до 2035 года», подготавливаемой Минэнерго и анонсированной 20 сентября 2017 на VIII Нефтегазовом форуме в Тюмени, отмечается, что введение налогообложения дополнительного дохода (НДД) от добычи является ключевым элементом «новой налоговой системы» и имеет первоочередное значение для развития энергетической отрасли. Как планирует законодатель, это обеспечит гибкость и адресность налогообложения за счет введения зависимости уровня налогообложения от экономического результата разработки нефтяной скважины.

Минэнерго считает, что это создаст условия для введения в экономический оборот малых месторождений, малодебитных и высокообводненных скважин, трудноизвлекаемых запасов, месторождений на континентальном шельфе, а также завершит модернизацию нефтеперерабатывающих производств.

Данная законодательная инициатива получила значительный отклик в отечественных СМИ и вызвала оживленную экспертную дискуссию. Анализ публикаций и мнений показал, что единообразной позиции по данному вопросу не выработано, не говоря об оценке последствий вступления в силу данных поправок. Предлагаем разобраться в особенностях налога на добавленный доход и вероятных последствиях.

Налог на добычу полезных ископаемых

Сложившаяся к текущему моменту система налогообложения добываемых природных ресурсов предусматривает налогообложение объема добытой нефти. Она очень эффективна и выгодна для бюджета в России, что обусловило ее широкое применение в РФ. Однако эффективность данной системы налогообложения заканчивается, когда речь заходит о начале эксплуатации скважин, в особенности, скважин с трудноизвлекаемыми запасами, высокообводненных скважин.

Существующий НДПИ фактически дестимулирует нефтяные компании разрабатывать и эксплуатировать новые скважины с трудноизвлекаемыми запасами, что влечет невостребованность повышения эффективности нефтедобычи.

Сложилась система, в которой нефтяные компании не заинтересованы в инвестировании в трудноизвлекаемые запасы (а большинство из них именно такие), что консервирует технологическое отставание российского нефтяного сектора и хроническую зависимость от зарубежных технологий разведки, бурения и эксплуатации подобных нефтяных месторождений.

Налог на добавленный доход

Планируемый к введению с 1 января 2018 года НДД принципиально отличается от НДПИ. Так как базой для взимания НДД станет прибыль, то это позволит снизить налогообложение для всех новых месторождений. Это происходит из-за того, что на начальном этапе затраты на бурение и разработку и эксплуатацию скважин (в особенности труднодоступных) крайне высоки, а объем продаж нефтепродуктов с таких скважин очень мал.

Однако после того, как объем добычи со скважины выходит на полную мощность, налог на добавленный доход позволяет собирать значительно больше сумм налогов и тем самым компенсировать потери бюджета в виде выпадающих платежей из-за больших расходов на разработку и запуск трудноизвлекаемых месторождений на начальном этапе. Иными словами, доход от такой скважины фактически многократно «добавляется» с существующему.

Такая же картина справедлива и для заключительных этапов разработки скважины, когда расходы на ее содержание возрастают, а добыча с такого месторождения снижается. Введение НДД снизит налогооблагаемую базу для таких скважин и как следствие – налоговую нагрузку на компанию в данном отчетном периоде.

Эффективность применения НДД, как и прочих других позитивных инициатив, целиком и полностью зависит от успешности реализации данного законопроекта. В отличие от простого НДПИ, рассчитываемого от оборота нефтепродуктов, НДД сложно администрировать. Дело в том, что НДД рассчитывается, исходя из прибыли, поэтому нефтяные компании заинтересованы в «раздувании» расходов, даже когда уже добыча со скважины вышла на проектную отметку.

С подобной ситуацией столкнулась Великобритания, где действует аналогичный налог, и компании стремятся максимально увеличивать расходы. Данный фактор, что очевидно, повышает риск снижения бюджетных доходов, по крайней мере, в краткосрочной перспективе, и повышает нагрузку на налоговые органы.

Однако ни для кого не секрет, что откладывание реформ в нефтяной сфере консервирует экстенсивный путь развития отрасли, купирует хроническое отставание в передовых технологиях добычи нефти, в том числе трудноизвлекаемой, и снижает эффективность эксплуатации существующих месторождений.

Поэтому сегодня никто не ручается, что российская экономика выдержит очередной эволюционный скачок в нефтедобыче, сродни тому, который случился в США и обрушил стоимость нефти в 3 раза, а следовательно – и российский бюджет. Речь идет о «сланцевой» революции. Поэтому грамотная и взвешенная реализация НДД видится как болезненный для бюджета в краткосрочной перспективе, но крайне необходимый шаг в стратегии реализации энергоэффективности России.

xn--b1ae2adf4f.xn--p1ai

Новости в России и в мире - Newsland - информационно-дискуссионный портал. Новости, мнения, аналитика, публицистика.

Законопроект по налогу на добавленный доход (НДД) в ближайшее время будет внесён правительством России в Госдуму. Об этом в кулуарах Восточного экономического форума сообщил министр энергетики Александр Новак.

По его словам, на совещании у вице-премьера Аркадия Дворковича проект был одобрен. Налог на добавленный доход в отличие от налога на добычу полезных ископаемых взимается с дохода от продажи сырья за вычетом расходов на добычу и транспортировку.

Внесенный в правительство законопроект предполагает добровольный переход на НДД разработчиков новых месторождений и нефтепроизводителей на скважинах с добычей не более 15 млн т.

Сейчас в правительстве на рассмотрении находятся два законопроекта, которые, по сути, дают льготы низкорентабельным месторождениям нефти для стимуляции их добычи.

Как сообщалось, на Гайдаровском форуме министр финансов РФ Антон Силуанов заявил, что, в ведомстве выступают за срочную замену налога на добычу полезных ископаемых (НДПИ) налогом на добавленный доход (НДД).

Налог на добавленный доход: что это значит для бюджета

http://bujet.ru/article/276098.php

В начале мая СМИ сообщили о том, что глава «Роснефти» Игорь Сечин предложил ввести для новых нефтяных месторождений, разрабатываемых в России, налог на добавленный доход. Однако против реформы выступило Министерство финансов.

«Бюджет» подготовил материал о том, что такое НДД и чем эта форма налогообложения добывающей отрасли отличается от двух уже применяемых в России – таможенных пошлин и налога на добычу полезных ископаемых.

ПРЕДЛОЖЕНИЯ «РОСНЕФТИ» И ОТВЕТ МИНФИНА

По данным СМИ, «Роснефть» уже подготовила законопроект по НДД. При этом сам И. Сечин описал реформу в письме заместителю главы правительства Аркадию Дворковичу.

В свою очередь, в Минфине эксперимент с НДД назвали несвоевременным. Глава департамента налоговой и таможенно-тарифной политики ведомства Илья Трунин 8 мая заявил агентству ТАСС, что вопрос срочного введения НДД не проработан.

В целом НДД обладает теми же недостатками, что и налог на финансовый результат (НФР), эксперимент по введению которого сейчас прорабатывается Минэнерго, добавил он.

«Сейчас не время для экспериментов в отрасли, которая в целом обеспечивает до 50% доходов бюджетной системы», - приводит агентство его слова. И. Трунин подчеркнул, что действующая система налогообложения нефтяной отрасли за последние годы пополнилась огромным количеством льготных режимов и был проведен налоговый маневр, который привел к снижению нагрузки на нефтедобычу.

И. Трунин пояснил, что НДД устраивает нефтяные компании, так как даст им дополнительные льготы, позволит стимулировать инвестиции и увеличивать капиталовложения. Но оценка НДД с точки зрения влияния на экономику в целом неоднозначна.

ЧТО ПРЕДСТАВЛЯЕТ СОБОЙ НАЛОГ НА ДОБАВЛЕННЫЙ ДОХОД

НДД начисляется на разницу между суммой доходов от продажи ресурсов и затратами на их добычу. Таким образом, налог облагает не всю выручку компании или объем добытых ей ресурсов, а финансовый результат. Переход на НДД обсуждается уже несколько лет.

Ранее неоднократно сообщалось, что новая система поможет более справедливо распределить налоговую нагрузку между компаниями, но не снизит доходы федерального бюджета. НДД позволяет сделать ставки для всех новых месторождений ниже.

Этот эффект получается за счет того, что на начальном этапе затраты на разработку высоки, а объемы продаж нефти со скважин - низкие. Однако после выхода месторождений на полную мощность НДД позволяет собрать больше налогов и компенсировать потери бюджета на начальном этапе.

То же самое касается и месторождений на заключительном этапе разработки: расходы на них начинают расти, а объемы добычи падать, следовательно, налогооблагаемая база снижается.

Чем плох НДД? Его сложно администрировать. В отличии от этого налога, действующие в России экспортные таможенные пошлины на нефть и налог на добычу полезных ископаемых взимать очень просто.

КАК НЕФТЯНАЯ ОТРАСЛЬ ОБЛАГАЕТСЯ НАЛОГАМИ СЕЙЧАС

НДПИ взимается на этапе добычи полезных ископаемых. Для большого числа природных ресурсов, добываемых в России, действуют адвалорные налоговые ставки.

Другими словами, добывающие полезные ископаемые компании отдают определенный процент от их стоимости. Налог с нефти и газа взимается по специфическим ставкам.

Это значит, что компании платят определенную сумму за каждый баррель нефти или кубометр газа, а не часть дохода от добытых ресурсов. Второй инструмент - таможенные пошлины - используется в том случае, если добытые в России ресурсы экспортируются.

Пошлины взимаются по тому же принципу, что и НДПИ – для нефти это определенная сумма с тонны ресурса.

ЧТО ПРОИСХОДИТ СО СБОРАМИ С ОТРАСЛИ СЕЙЧАС

Предложение «Роснефти» прозвучало на фоне масштабных изменений ставок таможенных пошлин и налога на добычу полезных ископаемых, которые произошли 1 января.

В рамках нового правила пошлины резко сократятся, а НДПИ, напротив, вырастет.

Изменения предполагают, что за три года вывозные таможенные пошлины на нефть сократятся в 1,7 раза, а на нефтепродукты - в 1,7-5 раз. При этом ставка НДПИ на нефть возрастет в 1,7 раза, а на газовый конденсат - в 6,5 раза.

newsland.com

Минфин подготовил законопроект о налоге на добавленный доход

Министерство финансов разработало законопроект о налоге на добавленный доход (НДД) в нефтяной отрасли, пишет газета «Ведомости».

В распоряжении издания оказалась копия презентации с параметрами законопроекта, которую Минфин разослал компаниям и министерствам. Согласно законопроекту ставка НДД будет фиксированной на уровне в 70%. Налоговой базой станет расчетная выручка от добычи сырья минус расчетные транспортные затраты, экспортная пошлина и НДПИ (налог на добычу полезных ископаемых), а также минус фактические операционные расходы (кроме транспортных) и капитальные вложения.

Как уточняют «Ведомости», взиматься НДД будет только тогда, когда окупятся все затраты компании, а также когда она получит фиксированную доходность по денежному потоку в размере 6%. НДД применяется и для старых и для новых месторождений, но исторические затраты учитываются только для новых - до года введения налога. Кроме того, сохранятся экспортная пошлина, налог на прибыль и НДПИ, но в измененном виде: стартовая ставка - 30%, а при достижении положительной базы по НДД она повышается до 40%.

Как отмечает издание, ограничение заключается в том, что все затраты с учетом убытков прошлых лет не должны превышать за период $20 за баррель. Федеральный чиновник, имя которого издание не называет, пояснил «Ведомостям», что они постепенно списываются и переносятся в базу будущего периода. По словам чиновника, этот законопроект хорошее предложение для нефтяников.

Как ранее писали «Ведомости», в мае президент «Роснефти» Игорь Сечин обратился в правительство с предложением поддержать НДД для новых и НФР (налог на финансовый результат) для выработанных месторождений.

Как ранее писал РБК, глава департамента экономики геологоразведки и добычи нефти и газа ЛУКОЙЛа Алексей Зиганшин говорил на слушаниях в Госдуме в марте, что, по расчетам его компании, в период с 2016-го по 2043 год только от внедрения НФР на шести предложенных ЛУКОЙЛом месторождениях (Лазаревское, Красноленинское, Нивагальское, Лас-Еганское, Имилорское, Апрельское в ХМАО) добыча нефти вырастет на 32,934 млн т, притом с 2016-го по 2020 год прирост составит 3,819 млн т, а доходы бюджета вырастут на 350 млрд руб.

Советник по GR генерального директора «Газпром нефти» Павел Карчевский рассказывал РБК, что из почти 5 тыс. скважин компании при действующей налоговой системе рентабельны лишь 1143. Он ожидает, что если налоговый эксперимент по предложенным компанией проектам внедрят с 2016 года, то к 2033 году при ценах на нефть $60 за баррель компания добудет на пилотных месторождениях 60 млн т нефти, а при сохранении НДПИ - только 40 млн т. Доходы государства в виде налогов при этом возрастут на 200 млрд руб.

www.rbc.ru

Правительство одобрило законопроект о налоге на добавленный доход

Правительство России одобрило законопроект о введении налога на добавленный доход (НДД), сообщил ТАСС в кулуарах Восточного экономического форума министр энергетики Александр Новак.

«Было совещание у вице-премьера России Аркадия Дворковича, на котором было принято решение», - сказал глава Минэнерго. В ближайшее время, по его словам, документ будет внесен на рассмотрение Госдумы.

Ранее замминистра энергетики Алексей Текслер заявил, что ведомство рассчитывает на принятие закона об НДД для нефтяной отрасли до 1 декабря. Для этого Минэнерго инициировало изменение Бюджетного кодекса.

Налог на добавленный доход в отличие от налога на добычу полезных ископаемых будет взиматься не с количества добытой нефти, а с дохода от продажи сырья за вычетом предельных расходов на добычу и транспортировку.

Внесенный в правительство законопроект предполагает добровольный переход на НДД разработчиков новых месторождений и нефтепроизводителей на скважинах с головой добычей не более 15 млн т.

Заявки на участие в пилотном проекте по переходу месторождений на НДД подали «Газпром нефть», «Лукойл», «Сургутнефтегаз» и «Русснефть». Все они расположены в Западной Сибири, их совокупная добыча составляет около 7 млн т.

www.novayagazeta.ru

Об этом сообщает ТАСС со ссылкой на вице-премьера РФ Аркадия Дворковича, который уточняет, что «сам этот документ пока не видел». Ускорение с работой над законопроектом связано, видимо, с достигнутой договоренностью с ОПЕК о сокращении добычи нефти. НДД, видимо, будет преподносится нефтяникам как способ сэкономить и сократиь потери от снижения добычи.

До сих пор действует налог на добычу полезных ископаемых. В отличии от него НДД будет взиматься не с количества добытой нефти, а с дохода от продажи сырья за вычетом предельных расходов на добычу и транспортировку.

Процесс определения и согласования этих предельных расходов обещает быть увлекательным. Как сообщает ТАСС, внесенный законопроект предусматривает добровольный переход на НДД для двух групп пилотных проектов. Первая группа - это новые месторождения (гринфилды) в новых регионах, вторая группа - зрелые месторождения (браунфилды) в Западной Сибири с суммарной годовой добычей нефти по всем месторождениям не более 15 млн тонн. В пилотном режиме НДД должен начать работать с 2018 г.

В последние годы Минфин отдает предпочтение НДД. Мол, это системное решение на долгосрочную перспективу. Сообщается, что параметры НДД согласованы между Минфином и Минэнерго.

ТАСС напоминает, что нефтяные компании представили свои предложения по реформе на совещании в Минэнерго в январе. «Роснефть», «Лукойл», «Сургутнефтегаз», «Татнефть» и Независимая нефтегазовая компания единогласно выступили против повышения НДПИ, при этом «Газпром нефть» готова к компромиссу. Все они сходятся во мнении, что им необходимо предоставить право добровольного выбора налогового режима в течение одного года с даты вступления в силу закона о новом налоге.

Пока, по подсчетам компаний, за 2010-2017 годы изменение налоговых условий уже привело к росту нагрузки на отрасль на 1,1 трлн руб.

Постоянно идет спор между нефтяниками и властями об уровне налогов, и кона ему не видно. Ищутся компромиссы. По словам осведомленных источников ТАСС, за индивидуальные льготы выступает «Роснефть». Крупнейшее нефтяное месторождение в России - Самотлорское, по ее мнению, не должно попадать под НДД, поскольку является обводненным.

Заявки на участие в пилотном проекте по переходу месторождений на налог на добавленный доход уже подали «Газпром нефть», «Лукойл», «Сургутнефтегаз» и «Русснефть». Все месторождения расположены в Западной Сибири, их совокупная добыча составляет около 7 млн тонн.
В интервью Агентству нефтегазовой информации (АНИ) председатель комитета по энергетике Государственной Думы РФ Павел Завальный говорил, даже в случае одобрения в правительстве, реформа будет носить в начале характер отраслевого эксперимента.

«Новый подход, а это будет конвергенция двух подходов, НДД и НФР (налог на финансовый результат) с тем, чтобы его можно было применять как для новых, так и для истощенных месторождений, коснется месторождений с объемами добычи до 10 млн тонн в год. Нужно будет посмотреть, как он будет работать, насколько эффективно и достигнет ли заявленных целей», - приводит его слова АНИ.

Тянуть с реформой стало сложно после продления соглашения об ограничении нефтедобычи странами ОПЕК и 11 независимыми нефтепроизводителями. В Vygon Consulting подсчитали, что в результате потери российских нефтяных компаний от составят в 2017 г. 70 млрд руб. Эти данные агентство приводит в исследовании «Нефтяная отрасль России: итоги 2016 года и перспективы на 2017–2018 годы».
Выигрыш российского бюджета от этих соглашений в 2017–2018 годах оценивается в 0,75–1,5 трлн руб.. Пролонгация сделки с ОПЕК до конца 2017 г. может привести к сокращению добычи нефти в России по итогам года на 1 млн т, до 546,5 млн т. В случае непродления соглашения добыча нефти в России могла бы вырасти до 554 млн т по итогам года.

Аналитики Vygon Consulting полагают, что в качестве компенсации потерь от сокращения добычи нефти отрасль могла бы просить у государства расширения эксперимента по налогу на добавленный доход (НДД) на обводненные месторождения и отказа от налога на добычу полезных ископаемых (НДПИ.

Минэнерго выступает против этого. Об этом говорил недавно министр энергетики Александр Новак, подчеркивая, что ведомство не планирует компенсаций для российских компаний в связи с возможным продлением соглашения по сокращению добычи нефти. Однако в апреле правительство одобрило налоговую реформу в нефтяной отрасли и согласилось обсуждать льготы для нефтяников, если последние гарантируют рост добычи. Теперь, когда налоговый законопроект поступил в кабмин, надо ждать новых раундов переговоров нефтяников и властей, причем сторонам нужно будет придти к какому-то соглашению до поступления проекта в Думу. Однако сроки обсуждения проекта депутатами не называются.

МОСКВА, 16 декабря. /ТАСС/. Налог на добавленный доход (НДД) начнет действовать с 2018 года в пилотном режиме, говорится в сообщении на сайте правительства РФ по итогам заседания правительственной комиссии по вопросам топливно-энергетического комплекса и повышения энергетической эффективности экономики, которое провел вице-премьер Аркадий Дворкович.

"Участники заседания обсудили результаты деятельности компаний ТЭКа с учетом влияния налогового и таможенно-тарифного регулирования и ситуации на товарных рынках, а также меры поддержки отечественной нефтепереработки. В частности, было отмечено, что в пилотном режиме НДД (налог на добавленный доход) начнет действовать с 2018 года", - говорится в сообщении.

На заседании было также решено, что базовая модель газового рынка с учетом развития независимых компаний будет рассмотрена в следующем году.

Кроме того, на комиссии был поднят вопрос об установлении размера тарифа на транспортировку нефти по магистральному нефтепроводу Заполярье - Пурпе. "Заинтересованные стороны представили соответствующие предложения. Решение по данному вопросу должно быть утверждено Федеральной антимонопольной службой", - отмечается в сообщении.

Налог на добавленный доход

Новая система налогообложения для пилотных объектов, включающих как новые, так и зрелые месторождения, разработана в целях стимулирования разработки новых месторождений и рационального недропользования.

Новая система предполагает снижение суммарной величины налогов, зависящих от валовых показателей (НДПИ на нефть и таможенная пошлина на нефть), и введение налогообложения дополнительного дохода от добычи. В результате обеспечивается более высокая гибкость налогообложения за счет зависимости величины налогов от экономического результата разработки запасов.

В зависимости от результатов по внедрению НДД на пилотных проектах будет приниматься решение о корректировке и расширении периметра его применения. Налоговую базу НДД предлагается определять как расчетные доходы от добычи углеводородного сырья за вычетом эксплуатационных и капитальных расходов по разработке месторождений. Налоговую ставку предполагается установить в размере 50%. НДД будет уменьшать базу налога на прибыль организаций, в остальном сохраняется действующий порядок исчисления налога на прибыль организаций.

Концепция развития внутреннего рынка газа содержит идею гарантирующих поставщиков газа на внутреннем рынке, сообщалось ранее.

В настоящее время "Газпром" является собственником Единой системы газоснабжения (ЕСГ) и, согласно федеральному закону о газоснабжении, несет полную ответственность в части обеспечения надежности, безопасности, бесперебойности поставок газа. Уже в трех регионах поставками газа занимаются независимые производители - "Новатэк" и "Роснефть".

Как сообщал заместитель председателя правления газового холдинга Валерий Голубев, независимые производители газа при этом вопросами газификации не занимаются, и эту проблему могло бы решить создание гарантирующих поставщиков. "Газпром" считает возможным дать пропорциональный доступ к экспорту газа его гарантирующим поставщикам на внутреннем рынке.