Что такое производственное обучение. Производственное обучение. В ходе подготовки новых специалистов

Руководитель учебного центра на производственном предприятии должен обладать большим массивом информации из разнообразных источников: государственных органов, образовательных учреждений и, конечно, непосредственно от самих рабочих. Важно понять цели и задачи обучения на производстве. С чего начать? Читайте в новой статье.

Когда я впервые пришла работать на производственное предприятие руководителем учебного центра, чувствовала себя словно турист, заблудившийся в чужой стране, в незнакомом городе. Всё было не так, как в прошлом опыте руководителя государственного образовательного учреждения, не так, как читала в книжках, не так, как меня учили в институте и на курсах повышения квалификации. Сколько новых слов и понятий обрушилось на меня: «атомка», Ростехнадзор, НАКС, охрана труда, ядерная безопасность, ПНАЭГ и т.д. Как в этом разобраться?!

Опытный проводник, с улыбкой, обращается к группе туристов, в горах:

- Смотрите, это опасное место. Осторожно, не сорвитесь. Ну, а если уж это случилось, то, падая, обязательно посмотрите направо - редкой красоты пейзаж!

В интернете много рекомендаций для заблудившихся туристов. Мне понравилась памятка «Что взять с собой, если Вы намерены заблудиться»: обязательно понадобится карта и фонарик. Некоторые правила подходят и для начинающего руководителя, которому доверили настроить процесс обучения производственного персонала. Остановлюсь на пяти из них. Остальные прочтите в интернете и при желании адаптируйте под себя.

Правило первое «Без паники!»

Говорят, «спасение утопающих - дело рук самих утопающих». Чтобы почувствовать себя уверенней в новом месте, в первую очередь возьмем управление в свои руки, оглядимся вокруг и найдем ориентиры. Туристам-«потеряшкам» рекомендуют определить местонахождение по карте. Организационная структура предприятия сойдет за «карту местности». На ней видно, кому я подчиняюсь, кому подчиняется мой непосредственный руководитель, какое место занимает отдел, в котором я работаю, с кем взаимодействовать и по каким вопросам.

Здорово, что на предприятии, куда я впервые попала, найти нужного сотрудника можно было на корпоративном электронном ресурсе, посмотреть на фотографии, как он выглядит, в чьем подчинении работает, по каким контактам связаться. Внутреннюю «карту» процессов отдела пришлось складывать из того, что мне говорили руководители и коллеги, отыскивая в «Консультант плюс» нормативные акты, способные прояснить картинку.

Правило второе: «Не заплутай еще больше!»

Турист спрашивает местного жителя:

- Вы не подскажете, как мне побыстрее попасть вон на ту гору?

- Минуточку, сейчас отвяжу свою собаку…

Четыре вопроса - как четыре ножки у стола, помогли мне найти опору в действующей на предприятии системе подготовки кадров:

  • Что делаем?
  • Как делаем?
  • Кто делает?
  • Сколько стоит то, что мы делаем?

1. Что делаем?

Например, подготовка рабочих включает три основных направления:

  1. Обучение и проверка знаний в области промышленной безопасности, охраны труда. В Постановлении Правительства РФ №263 от 10.03.1999 говорится, что это вопросы отдела охраны труда, но иногда их отдают на отработку дирекции по персоналу. Здесь не будем спорить, кто кому и что должен, а разберемся, чтобы в дальнейшем чувствовать себя уверенно и комфортно.
  2. Обучение рабочим профессиям.
  3. Оценка квалификационного уровня рабочих (иначе - «повышение разрядов»).

2. Как делаем?

Обучение рабочих (даже инструктаж) включает в себя теоретическое и практическое обучение. Практику организуют на рабочих местах начальники цехов в форме стажировки, закрепляя ученика за наставником с квалификационным разрядом выше третьего, иногда роль наставника выполняет мастер или бригадир.

На экзамене комиссия проверяет теоретические знания и практические навыки - для этого рабочий выполняет в цехе пробную (квалификационную) работу.

Технологии обучения и проверки знаний используются как традиционные - «из уст в уста», так и современные, с электронными средствами, симуляторами и т.д. Это зависит от уровня экономического развития отдельно взятого предприятия и целесообразности.

3. Кто делает?

Когда нет возможности провести обучение внутренними ресурсами, обучают во внешних образовательных центрах, потому что нет образовательной лицензии, нет соответствующих «носителей» знаний - преподавателей, обучение (аттестация) в специализированных центрах регламентируется нормативным актом. Набирая большую по количеству группу, провайдера (как юридическое, так и физическое лицо) приглашают обучить сотрудников на территории предприятия.

Для организации внутреннего обучения преподавателями выступают сотрудники предприятия по согласованию с их непосредственными руководителями.

4. Сколько стоит организуемое обучение?

Стоимость услуг внешних провайдеров договорная или на основании официального прайса. В основу бюджета внутреннего обучения включают оплату преподавателей и наставников и расходные материалы (тетрадки, ручки, тиражирование раздаточных материалов, тестов, блокноты для флипчарта).

Правило третье: «Язык до Киева доведет!»

Заявление от работника:

На мой взгляд, этот анекдот отражает суть работы учебного центра на производственном предприятии. Поначалу я не понимала, почему мы с производственными руководителями иногда не понимаем друг друга? Вроде на одном языке разговариваем. Они говорят про обучение и я про обучение, они про аттестацию персонала и я про аттестацию, они про повышение квалификации и я про то же. Когда же я стала внимательней вслушиваться в то, что говорят производственники, оказалось, что слова-то мы употребляем одинаковые, да вот смысл в них вкладываем разный!

Процесс

Понимание службой персонала

Понимание производственным персоналом

Обучение персонала

Процесс приобретения знаний, умений, навыков

Получение «корочки» для допуска к работам

Аттестация персонала

Оценка (проверка) уровня знаний и умений в соответствии с требованиями к занимаемой должности

Оформление документов (протоколов, удостоверений)

Повышение квалификации

Обновление и углубление полученных ранее профессиональных знаний, совершенствование деловых качеств работников

Повышение квалификационного разряда/категории с целью повышения заработной платы

Развитие персонала

Комплекс мероприятий службы управления персоналом, включающий в себя обучение, оценку, адаптацию, карьерное планирование и др.

Абстрактное понятие

Язык до Киева доведет, главное - говорить на одном языке с теми, кто поможет приблизиться к цели.

Правило четвертое «Обратись к стражу порядка!»

«Стражи порядка» для сотрудников учебного центра - нормативные акты, в том числе внутренние стандарты, такие, как:

  • Трудовой кодекс РФ;
  • Закон «Об образовании в РФ»;
  • Положение о лицензировании образовательной деятельности;
  • Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по основным программам профессионального обучения;
  • Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным профессиональным программам;
  • Единый тарифно-квалификационный справочник работ и профессий рабочих;
  • Квалификационный справочник должностей руководителей, специалистов и других служащих;
  • РД-3-19-2007 «Положение об организации работы по подготовке и аттестации специалистов организаций, поднадзорных Федеральной службе по экологическому, технологическому и атомному надзору»;
  • РД-3-20-2007 «Положение об организации обучения и проверки знаний рабочих организаций, поднадзорных Федеральной службе по экологическому, технологическому и атомному надзору»;
  • Типовая инструкция об организации проведения квалификационных экзаменов при профессиональном обучении рабочих на производстве (документ утратил силу);
  • Порядок обучения по охране труда;
  • Методические рекомендации по организации обучения по пожарной безопасности;
  • Постановление Правительства РФ «О подготовке населения в области защиты ЧС»;
  • Типовое положение о непрерывном профессиональном и экономическом обучении кадров народного хозяйства.

Для работы со студентами:

  • Положение о практике обучающихся, осваивающих основные профессиональные образовательные программы высшего образования;
  • Положение о практике обучающихся, осваивающих основные профессиональные образовательные программы среднего профессионального образования;
  • Порядок заключения и расторжения договора о целевом приеме и договора о целевом обучении;
  • Порядок создания образовательными организациями, реализующими образовательные программы высшего образования, в научных организациях и иных организациях, осуществляющих научную (научно-исследовательскую) деятельность, кафедр, осуществляющих образовательную деятельность;
Ниже приведена таблица, которая помогла мне сориентироваться в видах обучения и аттестации персонала. Только нужно не лениться и периодически обновлять информацию, так как законодательство постоянно меняется.

Таблица 1. Виды обучения* (требует актуализации в соответствии с законодательными требованиями на сегодняшний день).

Формы обучения

Программы

Аудитория

Документ

(на выходе)

Профессиональное обучение

Обучение рабочим профессиям

После прохождения теоретического курса обязательна стажировка (практическое обучение)

Специалисты (преподаватели, мастера производственного обучения) должны иметь педагогическую подготовку и аттестованы в Ростехнадзоре по преподаваемой дисциплине

Свидетельство

Повышение квалификации

Программы в объеме от 16 до 250 часов

Руководители, специалисты, рабочие

Наличие лицензии на образовательную деятельность обязательно

Удостоверение

Профессиональная переподготовка

Программы в объеме свыше 250 часов

Руководители, специалисты

Наличие лицензии на образовательную деятельность обязательно

Специальная подготовка (технические курсы)

ПНАЭ Г-7-003

Сварщики

Не требуется

ПНАЭ Г-7-010

Контролеры

Согласование программ с головной материаловедческой организацией

Не требуется

Подготовка по безопасности в атомной энергетике

Руководители, специалисты

Внутренний стандарт предприятия

Не требуется

Подготовка по промышленной безопасности

Руководители, специалисты

Программы, согласованные с Ростехнадзором

Не требуется

Охрана труда

Руководители, специалисты

Наличие лицензии на образовательную деятельность обязательно

Удостоверение

Обучение проводит непосредственный руководитель

Запись в журнале

Пожарно-технический минимум

Руководители, специалисты, электрогазосварщики

Наличие лицензии на образовательную деятельность обязательно

Согласование программ с МЧС России

Удостоверение

Гражданская оборона

Руководители

Наличие лицензии на образовательную деятельность обязательно

Удостоверение

Правило пятое «Найди других туристов!»

Совет для тех, кто не хочет «заблудиться» в управлении заводским учебным центром - найти себе подобных, чтобы пообщаться, обменяться опытом, узнать последние новости в профессиональной сфере. Места скопления «HR-туристов» - это специализированные конференции, семинары, курсы повышения квалификации, мастер-классы. На курсах повышения квалификации слушатели с жадностью изучают опыт коллег, разговаривая в перерывах и после лекций. На конференциях совершают виртуальное путешествие по HR-достопримечательностям, анализируя наработанный опыт и отвечая на вопросы: что я правильно делаю, что скорректировать, куда стремиться и какие они - HR-вершины заводского учебного центра.

Производственное обучение способствует формированию определенных навыков и умений, необходимых для повышения эффективности труда. Об организации, программе и плане пойдет речь в материале статьи.

Из статьи вы узнаете:

Программа производственного обучения: основная информация

Производственное обучение - это практическое и теоретическое обучение профессии в процессе производственной деятельности. На него отводится около 50% времени. Обучение происходит под контролем мастера, который должен:

  • создавать у учащихся полное представление о задачах предстоящего трудового процесса, средствах, условиях, способах правильного выполнения и контроля действий;
  • руководить деятельностью учеников при выполнении трудовых функций;
  • контролировать и анализировать учебные достижения учащихся, проверять и оценивать их знания, умения и навыки.

Учащиеся должны внимательно слушать руководителя и наблюдать за его действиями, поэтому нужно заранее донести информацию, что после обучения будет выполнена проверка знаний. Эксперты отмечают, что именно в ходе производственного обучения сотрудники понимают принцип работы, порядок действий.

Программа производственного обучения разрабатывается с учетом установленных стандартов. Она может зависеть от текущего уровня квалификации, потребностей организации. В ходе обучения может выполняться промежуточная аттестация с помощью контрольных срезов. По окончанию курсов полагается проведение итоговой проверки, которая включает пробные работы, письменные экзамены.

Для производственного обучения приоритетным считается формирование умений и навыков перед формированием профессиональных знаний. Должны предъявляться высокие требования к мастеру, ведь именно он определяет методы и методические приемы процесса обучения. Ведущим способом обучения считаются упражнения, при этом значение приобретает демонстрация приемов и способов, использование производственной и учебной документации.

Производительный труд учащихся является основным средством обучения. Участие работников в труде, необходимость самостоятельно принимать решения в различных ситуациях определяет требования к уровню учебно-производственной и познавательной активности. Должна поддерживаться тесная взаимосвязь теории и практики, что определяет необходимость координации изучения предметов и производственного обучения. Важно, чтобы теория несколько опережала практику по содержанию и времени изучения.

Производственное обучение выполняется в специальных условиях: в мастерских, лабораториях, хозяйствах, на учебных участках, полигонах, а также на производстве. Особое значение имеет учебно-материальное оснащение производственного процесса: оборудование, контрольно-измерительные средства, рабочие инструменты, техническая и технологическая документация, оснастка.

Как выполняется организация производственного обучения

Организация производственного обучения - основная задача мастера. Процесс реализуется в раз­личных формах: производственная экскурсия, консуль­тация, практикум, занятие в учебном цехе училища, обучение в цехах организаций, предвыпускная практика на рабочих местах. При обучении используется комплекс организационных форм.

Учебно-производственное обучение осуществляется различными методами. Его основной формой является урок. Данная форма занятия характеризуется руководящей ролью мастера, при этом все ученики изучают один материал, выполняют однотипные задания. Уроку присущи четкость целей, содержания. Организационная структура варьируется, например, это может быть вводный или текущий инструктаж, самостоятельная работа, рефлексия деятельности.

Можно выделить следующие разновидности уроков:

  1. урок-беседа;
  2. урок-лекция;
  3. урок с использованием видеоматериала;
  4. урок теоретических, практических самостоятельных работ;
  5. урок смешанный, сочетающий элементы различных видов урока.

Работа мастера производственного обучения заключается в объяснении важной информации, показе приемов, методов выполнения тех или иных задач. Может применяться фронтально групповая, бригадная, индивидуальная форма обучения. Фронтально-групповая деятельность реализуется путем проведения уроков, экскурсий. Вместе с тем широко применяются бригадные, индивидуальные формы учебно-производственной деятельности учеников.

Важно учитывать, что формы организации обучения и формы деятельности учеников нужно применять в единстве. Производственная практика является специфической формой организации производственного обучения. Методы способствуют овладению практическими знаниями, умениями. Они формируют основы профессионального мастерства, убеждения, отношения к труду, развивают умственные и физические силы, а также творческие способности.

Широко используются и практические методы , которые считаются основными. При применении репродуктивных способов учащиеся выполняют умственные и практические действия по образцу. При проблемно-поисковых методах ученики целенаправленно включаются в решение задач различной степени сложности, усваивают новые знании. Проблемно-поисковые методы позволяют развивать навыки творческой учебно-познавательной, а также трудовой деятельности. Они способствую осмысленному и самостоятельному овладению умениями и навыками.

Обучение производственных рабочих должно включать специальные задания творческого характера, которые выполняются под руководством мастера или самостоятельно. Результат оценивается. Не всегда с первого раза не удается достичь желаемого, поэтому требуется углубленное изучение пройденной темы.

Уровень самостоятельности учеников значительно повышается, если мастер комментирует их работу, приводит примеры из опыта работы передовиков. Дополнительно следует подчеркивать важность экономики производства: использование электроэнергии и материалов, сокращение затрат труда.

Возможно, вам будет интересно узнать:

Что учитывать, составляя план производственного обучения

План производственного обучения - формальный документ, несущий дидактические и производственные функции. Он отражает производственную сторону процесса, приучает выполнять задания, проводить контроль деятельности учащихся, а также управлять ситуацией. Дополнительно ведется дневник производственного обучения, который может быть в электронном виде. В последнее время все активнее используется Outlook, который подходит и для фиксации результатов обучения, выполнения плана.

Мнение эксперта Валентины Демьяновой, экс-руководителя отдела привлечения персонала компании МФО «Акс Финанс»

Руководители ставят задачи подчиненным через Outlook, что позволяет не пускать контроль за выполнением на самотек

Благодаря Outlook выстраиваем регулярный качественный менеджмент. Программа позволяет обозначить сроки и необходимый результат, расставить приоритеты - выделить наиболее значимые задачи. Сотрудник легко может опознать их по цвету шрифта. Он - красный. Согласно правилам, принятым в компании, начинать работу нужно именно с таких задач. Мы обязали подчиненных отчитываться по задачам два раза в неделю. Они перестали откладывать все на потом. Проводим еженедельные совещания по поставленным задачам. Управленцы планируют свое время с помощью ежедневника Архангельского и все успевают.

Производственное обучение - это процесс и учебный предмет в системе профессиональной подготовки. Его можно рассматривать как составляющая профессионального образования; подготовку, переподготовку и повышение квалификации рабочих непосредственно на производстве; часть трудового обучения, воспитания и профессиональной ориентации в средних общеобразовательных школах. Для производственного обучения, как составляющей учебного процесса, характерны специфические цели, задачи, содержание, формы, методы и средства обучения.

Производственное обучение включает теоретическая часть - знания основ наук, техники, технологии, организации и экономики конкретной отрасли и отдельных производств; умение применять эти знания в профессиональной деятельности; практическая часть (целью которой является привлечение студентов/учащихся к производственному процессу): вступление к специальности; учебно-производственную работу в мастерских, лабораториях, на полигонах училищ, в учебных и производственных цехах и отделах предприятий; производственную практику. Производственное обучение охватывает от 20 - 30 % (для среднего специального образования) до 50 % (для профессионального образования) учебного времени.

Производственное обучение как учебный процесс осуществляется мастерами производственного обучения. Важная задача профессиональной подготовки - приблизить производственное обучение до реального производства. Цель - подготовить студентов/учащихся к самостоятельной трудовой жизни, быстрой адаптации и. реальных производственных условиях, жесткой конкуренции на рынке труда. В условиях рыночных отношений система производственного обучения, с одной стороны, должна быстро реагировать на изменения потребностей производства в работниках определенной квалификации и специализации, а с другой - предоставить работникам или студентам возможность обучаться в зависимости от их интересов. Решить эту задачу помогают современные тренажеры (комплексные, универсальные и т.д.), электронно-вычислительная техника" специальные мастерские, лаборатории, учебные научно-производственные комплексы, которые позволяют в значительной степени имитировать производственный процесс. Целесообразно создавать такие ситуации, чтобы студенты/учащиеся имели возможность творчески подходить к решению практических задач, самостоятельно находить их оптимальные решения.

До общих закономерностей производственного обучения относятся: профессиональная обусловленность, связанная с наличием многих профессий и профессиональных групп; взаимосвязь производственного, учебного и воспитательного процессов; взаимодействие между человеком и техникой; интеллектуализация профессиональной деятельности квалифицированных рабочих; сочетание и рациональное чередование систем производственного обучения на отдельных этапах обучения; политехническая и профессиональная направленность производительности труда; совмещение профессий и овладение несколькими специальностями; единство социальных, профессиональных и индивидуальных качеств личности.

Производственное обучение имеет характерные особенности. Его основу составляют общеобразовательные, общетехнические и специальные знания, профессиональные умения и навыки. Фундаментальными принципами процесса производственного обучения является интеграция и дифференциация общеобразовательных и профессиональных знаний, кооперация трудовой деятельности, політехнізм, комплексность видов работ, системность обучения и т.д. Эффективность системы производственного обучения обеспечивается органической связью с предприятиями, если базовые предприятия и учреждения предоставляют необходимое оборудование, материалы; обеспечивают рабочие места и квалифицированных специалистов для консультирования.

Основные направления производственного обучения - создание условий для студентов/учащихся для овладения производственными процессами, социально-экономическими, научно-техническими и профессиональными знаниями, передовым опытом; воспитание конкурентоспособного специалиста, подготовленного к разнообразной деятельности. Критерий профессиональной подготовленности будущего специалиста - квалификация, а главные ее показатели - профессиональная мобильность, владение несколькими профессиями, способность к смене вида работы.

Производственное обучение может осуществляться непосредственно на предприятии, в специальных учебных центрах, а также в системе среднего и высшего специального образования.

На предприятии производственное обучение осуществляется собственными силами. Тогда его можно рассматривать как практическое и теоретическое обучение по избранной профессии в процессе производственной деятельности. Если производственное обучение осуществляется вне предприятия, то роль заказчика специалистов заключается в определении не только количества специалистов, но и направлений обучения, что закрепляется в соответствующих договорах на подготовку кадрів1.

Производственное обучение в учебных мастерских осуществляется через моделирование видов профессиональной деятельности. В условиях предприятий учебный процесс включается до производственного. Основная форма производственного обучения в учебном заведении - урок, а на предприятии - учебно-производственная работа и производственная практика. Промежуточная организационная форма - лабораторно-практические занятия, обеспечивающие взаимосвязь теоретического и производственного обучения. В структуре занятий доминируют упражнения, включающие инструктажи мастера производственного обучения (вводный; текущий, в основном индивидуальный; заключительный).

Разработаны различные типы систем производственного обучения. Они едины для всех специальностей, но применяются с учетом специфики профессии.

Предметная система производственного обучения возникла одновременно с развитием ремесленного производства и ремесленного студенчества и ориентировалась на индивидуальную деятельность тех, кто учится. Система была распространена в ремесленных училищах (с XVII в.). В процессе обучения студенты от изготовления простых изделий переходили к изготовлению более сложных. Однако система имела значительные недостатки, а именно: слабое закрепление трудовых навыков; неравномерность в изучении элементов трудового процесса (одни усваивались основательно, другие поверхностно); затруднения отбора изделий для осложненных операций.

Операционная система производственного обучения появилась в период мануфактурного производства. В ее основе лежит последовательное усвоение учащимися сначала отдельных операций, а затем приемов самостоятельной работы с изготовления простых изделий. Эта система давала возможность тем, кто учится, подготовиться к выполнению всех работ по профессии и значительно ускоряла процесс обучения. Большую роль в совершенствовании системы отыграл Д.К. Совєткін, который осуществил в 1868 г. анализ содержания труда рабочих станочных профессий. Им разработаны учебные программы производственного обучения, предполагающих последовательное изучение конкретных приемов и операций по обработке фрагмента детали, а не конечного изделия. Система Д.К. Совєткіна с учетом местных условий использовалась в профессионально-техническом образовании ряда стран Европы под названием "российской" и стала стимулом для разработки других средств обучения. Эта система также не лишена недостатков. Подход к процессу обучения как к простому сочетание отдельных изолированных операций оказался ошибочным, поскольку в результате ученики забывали приемы, изучали, при переходе к изготовлению цельного изделия и не видели результатов труда через значительные перерывы между изучением элементов трудового процесса и последующим их использованием. Это приводило к очень медленному формированию устойчивых умений.

Операционно-текущая система производственного обучения связана с развитием текущей системы организации производства и базируется на разделении технологического процесса на операции. Каждый ученик выполнял определенный вид работы, затем передавал деталь за постоянным маршрутом для дальнейшей обработки. Система позволяла овладеть приемами труда в условиях багатоверстатної системы и высокомеханизированного производства. Но такая организация производственного обучения не давала тем, кто учился, полного представления о производственный процесс, лишала возможности менять виды работы, значительно ограничивала развитие личности.

Операционно-предметная система производственного обучения базируется на изучении трудовых операций при изготовлении изделий с ростом сложности. Предложена она в 1887 г. директором Московского ремесленного училища С.А. Владимирским, который обратил внимание на возможность комбинирования приемов и операций в порядке возрастания сложности их выполнения. Аналогичная система была разработана мастером технической школы Балтийского судостроительного завода П.И. Устиновым. Несмотря на ряд усовершенствований, по сравнению с операционной, операционно-предметная система имела немало существенных недостатков, в частности: закреплялись отдельные навыки, а не их системы, тем самым выполнение работ при незначительных изменениях технологического процесса значительно затруднялось.

Система производственного обучения Центрального института труда (Москва) разработана в конце 20-х годов XX ст. Основным принципом этой системы стал деление трудового процесса на трудовые приемы, которые выполнялись в системе упражнений. На основании анализа содержания труда различных профессий были определены формы и методы трудового обучения. Каждому трудовому процессу отвечала специальная методика обучения (анализ двигательных навыков, письменные инструкции и тренажеры). Следовательно, у студентов создавались устойчивые автоматизированные умения и навыки, что было значительным преимуществом системы. Однако неучитывание в упражнениях реальных условий труда, механическое выполнение работ по строго регламентированной инструкцией, что исключает творческий подход, длительное обучение одного вида деятельности и отсутствие новых познавательных элементов были серьезными недостатками системы.

Операционно-комплексная система производственного обучения возникла в середине 30-х годов XX в. в отечественных школах фабрично-заводского ученичества и предусматривала усвоение обучающимися основных операций с чередованием комплексных работ, постоянно усложнялись. Овладение учащимися всеми приемами работы в комбинациях, которые возникают на производстве, давало большие возможности для использования этой системы производственного обучения. В то же время плохое развитие творческих способностей в трудовой деятельности и недостаточной взаимосвязь отдельных операций уже тогда противоречили темпам развития производства и осложняли переход к новым технологиям.

Приемно-комплексно-видовая система производственного обучения разработана К.Н. Катхановим (середина 70-х годов XX ст.). Основой системы является выделение важных элементов профессии - приемов труда, видов работ; обеспечение устойчивого овладения ими в пределах каждого вида деятельности и дальнейшей комбинации приемов в комплексы. В этой системе, в отличие от операционно-комплексной, основным элементом производственного обучения является не операция, а прием работы, что дает возможность применить систему для подготовки большинства рабочих профессий. Основной метод формирования умений и навыков - упражнение. Все элементы учащиеся выполняют под руководством мастера производственного обучения до полного усвоения и только после этого переходят к другому виду работ. На завершающей стадии подготовки по этой системе у студентов вырабатываются автоматические навыки производственной деятельности. Система имеет определенные особенности. Она построена на основании тщательного анализа содержания труда рабочих и обобщения уровня профессиональной подготовки, которого были достигнуты; раскрывает взаимосвязи всех элементов обучения. Система наилучшим образом способствует переносу технологического и трудового процессов в учебно-производственную деятельность студентов/учеников. Недостатками приемно-комплексно-видовой системы есть трудности в отборе отдельных приемов для каждого вида работы, которые, в свою очередь, включают несколько способов их выполнения, что часто нарушает последовательность действий работника; изменения приемов работы в зависимости от используемых, техники, технологии и организации труда, тем самым вызывая нестабильность методики обучения.

Проблемно-аналитическая система разработана С.Я. Батишевим для производственного обучения в условиях автоматизации производства и новых производственных специальностей, в которых преобладают интеллектуальные знания и навыки. Цели - формирование в рабочих расчетных, управленческих, диагностических, коммуникативных навыков. Базируется на распределении содержания обучения на учебные проблемы и элементы трудового процесса; определении соответствующих функций для регулирования технологических процессов и оборудования; овладении умениями и навыками в определенной последовательности, обусловленной реальными условиями производства и характеру участия в нем рабочего.

В проблемно-аналитической системе каждая учебная проблема является самостоятельной задачей. Производственное обучение включает общее ознакомление с технологическим процессом, выделение проблем, установление связи между ними, изучение каждой проблемы в отдельности, анализ учебной ситуации. Система предусматривает три периода обучения: изучение и тренировка в выполнении отдельных ситуаций, проблемы в целом, усвоение всего технологического процесса, когда студенты/ учащиеся самостоятельно выполняют все задания. В каждом периоде выделяются этапы решения интеллектуальных задач (одна из основных функций системы) и самостоятельная работа под руководством инструктора. Студенты/учащиеся овладевают приемами умственной деятельности (планирование, наблюдение, выделение признаков, дифференциация, систематизация и обобщение фактического материала и т.д.), приобретают навыки контроля и самоконтроля, что свидетельствует об их развитии и готовность заниматься более сложными проблемами. К недостаткам системы следует отнести сложность запоминания последовательности выполнения действий студентами/учениками распознавания основных и вторичных ситуаций и перенос полученных навыков на новые виды деятельности.

Процессуальная система производственного обучения предложенная А.Е. Шильниковою (начало 70-х годов XX ст.). Она основывается на изучении характера и содержания труда рабочих химической промышленности, ее сущность - овладение профессией широкого профиля (на основании классификации учебного материала по процессуальным признакам) и средствами управления и обслуживания типовых групп процессов. В практическом обучении студенты/учащиеся получают общепроизводственные навыки. Система базируется на анализе структурных компонентов производства и научном познании общепроизводственных закономерностей, на качественных изменениях труда рабочих высокомеханизированных и автоматизированных производств. К содержанию производственного обучения входит усвоение общих средств планирования трудовой деятельности, технологических приемов и последовательности их выполнения, формирование умений и навыков анализа производственного задания.

Процесс производственного обучения на предприятиях состоит из ознакомления с типичными группами технологических процессов, производственной специализации и самостоятельной работы. Производственное обучение осуществляется тремя этапами: подготовительным (занятия в мастерских, на тренажерах и т.д.), основным (специализация студентов/учеников) и заключительным (самостоятельное ведение технологического процесса). Но, несмотря на весомые преимущества, система имеет ряд существенных недостатков, а именно: возможность использования преимущественно в условиях, требующих высокого уровня материально-технического оснащения производства, использование отдельных тренажеров, что не позволяет сформировать целостную систему профессиональных умений, а следовательно, не обеспечивает возможность производственной деятельности на уровне профессионального мастерства с первых дней самостоятельной трудовой деятельности.

Интегративно-модульная система разработана А.П. Бєляєвою (80-е годы XX ст.) на основе теории профессионально-педагогической интеграции, объединяющая основные сферы науки, образования и производства. Интеграция обеспечивает высокий уровень производственного обучения работников, стимулирует их к творческой работе.

Содержание производственного обучения по группам профессий формируется на основании анализа видов производства и трудовой деятельности квалификационных рабочих различных профилей. Учебные планы и программы включают разделы: общий, интегрированный для группы профессий (общеобразовательные, общетехнические и общепрофессиональные предметы) и дифференцированный (специальные учебные предметы и факультативы). Распространена интеграция содержания производственного обучения для групп профессий одной отрасли народного хозяйства или промышленного комплекса.

Процесс производственного обучения по интегративно-модульной системой состоит из обучения всей группы профессий по общей программе, а потом отдельных профессий (или 2-3) из модульной подготовки. Под модулями понимают комплексы операций, трудовых и технологических процессов, присущих профессиям, которые входят в группу. Модульное обучение осуществляется преимущественно в период систематизации навыков в определенной части технологического процесса или во время усвоения навыков работы на новом оборудовании, а также с целью лучшего овладения конкретными умениями. Используются учебные автоматизированные системы, моделирование производства, процесса на всех стадиях производственного обучения. Основные трудности - отсутствие интеграции с некоторыми видами профессий, плохое комплексное обеспечение материально-технической базы, недостаточное количество квалифицированных педагогических кадров, недостаточная разработанность интегрированного содержания обучения.

Как свидетельствует проведенный анализ, системы производственного обучения постоянно усложнялись в зависимости от состояния производства. Каждая из них имела определенные преимущества и недостатки, соответствовала существующему уровню развития техники, технологии, системы организации труда, трудовых ресурсов. С усложнением производства, появлялась потребность в новых знаниях, умениях и навыках, в возможности рабочей силы быстро переквалифицироваться и менять род занятий, поэтому каждая новая система впитывала опыт предыдущей и учитывала новые тенденции, что обеспечивало эффективную подготовку квалифицированных специалистов для всех сфер народного хозяйства.

Как было указано выше, производственное обучение целесообразно разделить на три периода:

1. Период упражнений (демонстрируются, усваиваются и закрепляются типичные приемы и операции).

2. Период выполнения учебно-производственных задач (с помощью типовых приемов и операций выполняется ряд заданий и их комбинаций с постоянным усложнением).

3. Период самостоятельной работы (студенты/учащиеся самостоятельно выполняют работы на рабочем месте, где они будут работать после обучения). Этот период заканчивается квалификационным экзаменом и присвоением соответствующего тарифно-квалификационного разряда, класса, звание и т.д.

Во время производственного обучения инструктор передает свой опыт по использованию эффективных механизмов тренинга в условиях, приближенных к реальным, а студент/ученик воспринимает этот опыт - учится работать. В течение обучения инструктор предоставляет ученику все большей самостоятельности, продвигаясь от объяснений к текущим замечаниям, напоминаниям и советам.

Производственное обучение сопровождается теоретическим обучением, при котором изучаются основы знаний, необходимые для сознательного выполнения производственных работ и полезны специалисту для дальнейшего карьерного роста. Они предоставляют студенту/учащемуся знание технологии, понимание смысла и правил выполнения работ.

Для теоретических занятий организуются группы рабочих (5 - 30 человек), обучающихся по одной или родственным специальностям.

Теоретические занятия проводят квалифицированные специалисты по программе и определенному расписанию, что обеспечивает окончания занятий до начала третьего периода производственного обучения. Студент выполняет самостоятельную работу с пониманием ее теоретических основ, использует приобретенные теоретические знания на практике.

Практическая часть целесообразно начинать с вводного инструктажа мастера производственного обучения, на котором инструктор старается максимально подготовить студента/ученика, к практической работе, большое внимание обращая на связь теоретических знаний с практикой; показывает приемы и средства выполнения производственного задания в полном объеме медленно; демонстрирует отдельные приемы; останавливается на наиболее характерных моментах; разделяет один из приемов на элементы и демонстрирует средства их выполнения. В ходе выполнения учебных упражнений происходит закрепление приобретенных студентами умений, формирование профессиональных навыков с растущими требованиями к темпу работы, производительности, уровня самоконтроля.

Основным документом, определяющим содержание, объем и целесообразную последовательность обучения, является учебная программа. Она предполагает систематическое, последовательное освоение техники и технологии, методов труда на основе достоверных теоретических данных, то есть взаимосвязь производственного и теоретического обучения.

Любой вид обучения происходит по учебным программам. Право на утверждение учебной программы принадлежит главному инженеру или лицу, которое исполняет его обязанности, если речь идет об обучении рабочих, и руководителю учебного заведения при условии согласования с Министерством образования и науки, если речь идет о студентах.

Учебные программы могут разрабатываться как наиболее квалифицированными специалистами, преподавателями, так и сторонними лицами на договорной основе. Программа строится так, чтобы все новое базировалось на уже известном и студент/ученик постепенно переходил от простого к сложному. Каждая программа должна содержать: пояснительную записку; производственно-квалификационную характеристику по профессии и квалификации; тематический план и программу теоретического обучения; тематический план и программу практического обучения; список рекомендуемой литературы и наглядных посібників1.

Сама идея производственного обучения базируется на концепции "обучение в течение всей жизни", под которой понимаем непрерывный процесс самообразования и организованного обучения в процессе производственной деятельности. Каждый специалист должен понимать, что освоив свою специальность, он не может останавливаться. Любая перемена означает деградацию мастерства, потерю профессиональных навыков. И именно в этом случае производственное обучение становится полезным как система подготовки, переподготовки и повышения квалификации кадров.

Перед системой управления персоналом на предприятии возникает ряд задач: выработка стратегии в формировании квалифицированных кадров; определение потребности в обучении кадров по отдельным видам работы; правильный выбор форм и методов подготовки, переподготовки и повышения квалификации; выбор программно-методического и материально-технического обеспечения процесса обучения как важного условия качественного обучения; выделение средств для финансирования всех видов обучения в необходимом количестве и с необходимым качеством. Сравнение задач подготовки новых специалистов и повышения квалификации рабочих приведены в табл. 3.5.

Производственное обучение базируется на таких принципах:

- обучение на уровне потребностей передовой техники производства, который предполагает основательное знание научных основ производства; использование в процессе обучения современных машин и механизмов, передовых технологических процессов и средств труда;

Таблица 3.5. Задачи производственного обучения

В ходе подготовки новых специалистов

В ходе повышения квалификации

специалистов

Обучение профессиональных навыков студентов

Совершенствование профессиональных навыков

Изучение рациональных приемов труда на основе опыта передовых предприятий

Усвоение новых, более сложных работ и навыков

Усвоение норм выработки, достижение качественных показателей

Освоения новой техники и технологии, изучение передовой организации производства

Усвоение правил техники безопасности

Усвоение новых средств и методов труда и ее организация

- обучение на основе производственного труда, что реализуется путем строгого соблюдение программ производственного обучения; выполнение производственных общественно полезных работ в процессе обучения; сочетание обучения в учебных мастерских с участием в производстве;

- наглядность обучения, осуществляется путем проведения экскурсий, показ технологических, трудовых процессов и их элементов, демонстрации фильмов и т.д.; постоянного пополнения учебных аудиторий наглядными пособиями и совершенствование методов их использования;

- систематичность и последовательность в обучении, что достигается путем строгого соблюдения системы обучения по программе; постоянного перехода от известного к неизвестному материала, от простых до сложных работ; правильного отбора упражнений и учебно-производственных программ и заданий;

- доступность и посильність обучения, учета возрастных и индивидуальных особенностей студентов/учащихся, что предполагает взвешенное дозирование учебного материала; использование разнообразных методов обучения в зависимости от характера учебного материала и своевременное оказание помощи студентам/учащимся; установление норм времени для студентов/учащихся в зависимости от периодов обучения;

- высокий уровень усвоения знаний и навыков, которое происходит путем яркого объяснения и показа; систематического повторения и усложнения изучаемого материала, преподавания его в различных сочетаниях; максимальной активности и самостоятельности студентов/ учащихся во время выполнения ими задач.

Сегодня производственное обучение осуществляются по такой схеме: учебные заведения и профессиональные учреждения являются независимыми организациями, между которыми могут (или не могут) быть установлены прямые связи, что должны помогать работе как учебного заведения, так и профессиональной учреждения (в формах прохождения производственной практики, целевой подготовки работников учебного заведения на производстве, повышения квалификации рабочих в учебном заведении и тому подобное). Положительными чертами указанной схемы для подготовки и переподготовки специалистов е фиксированность мест практики (в рамках возобновления договоров с базовыми предприятиями и учреждениями); соответствие форм и содержания производственного обучения стандартизированным учебным планам (учебных заведений и отделов подготовки профессиональных учреждений); наличие у обеих сторон подробного методического обеспечения.

В таком случае нет и не может быть непредвиденных проблем в процессе подготовки специалистов (в данном случае - производственного обучения). Но при одном условии - стабильности и непрерывности сотрудничества учебного заведения и учреждения профессиональной.

Но статистика свидетельствует, что большинство производств не функционирует в связи с кризисами производства и, соответственно, сокращением финансирования учебных программ, расходов на подготовку и переподготовку кадров. Иначе говоря, сегодня связи учебного заведения и учреждения профессиональной деформируются, что приводит к разрушению производственного обучения в виде традиционной производственной практики. Производственное обучение сегодня должно быть построено с учетом изменившейся ситуации. Специалисту-выпускнику необходима программа профессионального роста и развития, что способствует его профессиональной мобильности и конкурентоспособности на рынке труда.

Итак, производственное обучение должно учитывать сложные условия настоящего определенное состояние науки, техники, технологии, возможность обучения в течение всей жизни, предоставление системы знаний, которая может быстро адаптироваться к любым изменениям производства, помогать студентам/учащимся конкретизировать полученные знания и использовать их в ходе выполнения различных видов производственных работ, подготовить студентов/учащихся к самостоятельной трудовой жизни и конкурирования на рынке труда быстро меняется.

Предлагаю Вашему вниманию статью:

ПРОИЗВОДСТВЕННОЕ ОБУЧЕНИЕ

Миракина Михаила Викторовича мастера производственного обучения

ГОСУДАРСТВЕННОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ «ДОНЕЦКИЙ УЧЕБНЫЙ ЦЕНТР №124» МИНИСТЕРСТВА НАУКИ И ОБРАЗОВАНИЯ ДНР

роизводственное обучение является частью учебного про­цесса и включает деятельность мастера - инструктиро­вание и деятельность учащихся - учение.Инструкти­рование и учение тесно связаны между собой и влияют друг на друга. Учение как систематический, сознательный и це­ленаправленный учебный труд учащихся по усвоению знаний, выработке умений и навыков имеет внешнюю и внутреннюю сторону.

Внешняя сторона учения в процессе производствен­ного обучения учащихся проявляется в их трудовой учебной деятельности - выполнении приемов, операций, изготовлении изделий, регулировке, наладке механиз­мов и тому подобных производственных действиях. Внутренняя деятельность включает восприятие и ос­мысливание инструктивных указаний мастера, обдумы­вание и планирование предстоящей работы, способов контроля и самоконтроля, мысленный процесс поиска наиболее рациональных способов выполнения работы, построение предположений, их проверку и т. п. В ре­зультате единства внешней и внутренней сторон учебной деятельности у учащихся формируются знания, умения и навыки.

Руководство, корректировка, управление внешней и внутренней учебной деятельностью учащихся составля­ют сущность инструктирования - деятельности ми­стера, которая включает следующие основные эле­менты:

    создание у учащихся ориентировочной опюпм дея­тельности, т. е. полного и развернутого представления о задачах предстоящего трудового процесса, условиях, средствах, способах и особенностях выполнении и конт­роля действий;

    руководство деятельностью учащихся при выполне­нии ими трудовых действий;

    контроль и анализ учебных успехов учащихся, про­верка и оценка их знаний, умений и навыков.

Содержание деятельности мастера по руководству производственным обучением учащихся зависит от кон­кретного содержания (профессии, темы) и периода обучения, подготовленности учащихся, условий обу­чения.

Процесс производственного обучения осуществляет­ся в различных формах и различными методами. Под формами обучения понимают способы построения учеб­но-воспитательного процесса, определяющие характер учебно-производственной деятельности учащихся, руко­водство этой деятельностью и структуру занятий. Следу­ет различать формы организации учебного процесса и формы организации учебно-производственной деятель­ности учащихся.

Основной формой организации производственного обучения учащихся в учебных мастерских и на учебно- производственных участках предприятий является урок. ( При урочной форме организации обучения , которая" характеризуется прежде всего руководящей ролью ма­стера, все учащиеся группы одновременно изучают один и тот же или однотипный учебный материал, вы­полняют однотипные учебно-производственные задания. Уроку производственного обучения присущи четкость цели и содержания, а также организационной структу­ры- вводный инструктаж, упражнения (самостоятель­ная работа) учащихся и текущий инструктаж, заключи­тельный инструктаж.

При обучении учащихся в условиях производства (на предприятиях, стройках, в хозяйствах и т. п.) ос­новными формами организации учебного процесса яв­ляются:

    обучение учащихся в составе ученических бригад;

    обучение в составе бригад квалифицированных ра­бочих;

    индивидуальное прикрепление учащихся к квалифи­цированным рабочим.

    экскурсии и домашняя учебная работа учащихся.

Формами учебно-производственной деятельности учащихся, применяемыми при различных формах орга­низации процесса обучения, являются фронтально-груп­повая, бригадная и индивидуальная. Не следует сме­шивать урочную форму обучения и фронтально-группо­вую форму организации учебно-производственной дея­тельности учащихся. Фронтально-групповая форма деятельности учащихся реализуется главным образом при проведении уроков производственного обучения, экскурсий. Вместе с тем на уроках широко применяют также бригадные, индивидуальные формы учебно-про­изводственной деятельности учащихся. Таким образом, формы организации обучения и формы деятельности учащихся необходимо применять в единстве.

Методы производственного обучения - это способы совместной деятельности мастера и учащихся, при по­мощи которых достигается овладение учащимися прак­тическими знаниями, умениями и навыками, формиру­ются основы их профессионального мастерства, комму­нистические взгляды, убеждения, отношение к труду, развиваются умственные и физические силы, творческие способности.

Чтобы правильно выбрать методы обучения, необхо­димо иметь четкое представление об их классификации и области применения. В процессе производственного обучения преимущественно применяют методы, которые в педагогической литературе классифицируются по источникам знаний и умений на словесные (объяснение, беседа, письменное инструктирование и т. п.), нагляд­ные (показ трудовых приемов, демонстрация нагляд­ных пособий, наблюдения учащихся и т. п.) и практические (упражнения, лабораторно-практические работы, самостоятельная работа учащихся, решение производственно-технических задач).

Словесные методы используют, как правило, при проведении вводного инструктажа, а также при теку­щем инструктировании учащихся в процессе работы. Наглядные методы также наиболее характерны для вводного инструктирования учащихся. Среди этих ме­тодов обучения следует выделить показ трудовых при­емов, применяя который мастер формирует п сознании учащихся образ (образец) трудовых действий, которые они должны освоить.

Специфической формой организации производствен­ного обучения следует считать производственную прак­тику учащихся. . Важнейшими для производственного обучения являют­ся практические методы. Это основные методы форми­рования умений и навыков учащихся. Поэтому мастеру для успешного руководства производственным обучени­ем нужно глубоко знать дидактические возможности этих методов и уверенно владеть способами их приме­нения.

В последние годы внимание практических работни­ков профессионально-технических учебных заведений привлекают методы обучения, в основе классификации которых характер познавательной деятельности уча­щихся: репродуктивные (объяснительно-иллюстратив­ный и репродуктивный) и проблемно-поисковые (проб­лемное изложение, частично-поисковый, исследователь­ский) .

При применении репродуктивных методов учащиеся усваивают знания в готовом виде, выполняют умствен­ные и практические действия по образцу, данному преподавателем или мастером; при проблемно-поиско­вых- последовательно и целенаправленно включаются в решение познавательных задач различной сложности, активно усваивают новые знания и умения. Проблемно- поисковые методы позволяют успешно развивать навы­ки творческой учебно-познавательной и трудовой дея­тельности учащихся, способствуют более осмысленному и самостоятельному овладению знаниями и умениями.

В педагогической теории и практике вопросы при­менения репродуктивных и проблемно-поисковых мето­дов разработаны главным образом применительно к теоретическому обучению. Однако бесспорно, что эти методы могут и должны найти применение и в процессе производственного обучения. Репродуктивные методы наиболее характерны для начального периода произ­водственного обучения, когда учащиеся изучают основ­ные приемы, операции, виды работ, трудовые функции, типичные для их профессии. В этот период обучение в основном ведется по образцам и инструкциям, предла­гаемым учащимся в форме объяснений, показа трудо­вых приемов, инструкционных карт, простых алгорит­мических предписаний и т. п. На более поздних этапах обучения, когда учащиеся накопили достаточный опыт для самостоятельной познавательной и трудовой дея­тельности, можно более широко применять проблемно- поисковые методы.

Многие мастера училищ ведут активные поиски пу­тей применения проблемно-поисковых методов в произ­водственном обучении учащихся. Они широко исполь­зуют эвристическую беседу, инструктирование проводят так, что учащиеся получают не готовые указания и ре­комендации, а совместно с мастером обсуждают и ре­шают вопросы, связанные с организацией и технологией выполнения учебных заданий. Учащиеся при этом само­стоятельно определяют режимы работы оборудования, производят технические расчеты, находят справочные данные в технической литературе, инструкциях и дру­гих источниках.

Формирование умений и навыков учащихся при этом базируется на развитии способностей сознательно применять знания по общетехническим и специальным пред­метам для рационального планирования, выполнения, контроля и регулирования трудовой деятельности. Раз­витию познавательной активности и самостоятельности учащихся в значительной степени способствует поста­новка в процессе вводного и текущего инструктирова­ния «продуктивных» вопросов, которые стимулируют ак­тивные мыслительные действия учащихся, заставляют их рассуждать, сравнивать, выбирать, обосновывать, выска­зывать свое мнение.

Многие мастера производственного обучения дают учащимся специальные задания творческого характера, которые они выполняют самостоятельно или под руко­водством мастера в зависимости от сложности: разра­ботка или улучшение конструкции приспособления, по­вышающего производительность труда; расчет режимов обработки с применением нового инструмента; составле­ние технологической карты изготовления нового изде­лия и т. п. Широко в производственном обучении масте­ра применяют межпредметные домашние задания, вы­полнение которых также способствует развитию поисковой деятельности учащихся.

Однако общая методика не может быть единственным методиче­ским пособием для мастера, так как не учитывает специ­фику содержания обучения применительно к конкретной профессии и не отражает связанные с ним особен­ности организации и методики учебного процесса.

Организация и методика производственного обучения конкретным профессиям отражаются в так называемых частных методиках. В них раскрываются вопросы орга­низации и методики всего курса производственного обу­чения в комплексе применительно к определенной про­фессии или группе родственных профессий. Для немас­совых профессий методические пособия частного характера разрабатываются непосредственно в учили­щах в виде методических разработок по отдельным те­мам или разделам учебных программ. Поскольку в системе профтехобразования готовят квалифицирован­ных рабочих более 1000 профессий, большинство из ко­торых не являются массовыми, вопрос о качественной подготовке методических разработок по производствен­ному обучению является очень актуальным.

Методические разработки, с одной стороны, - ме­тодические пособия для начинающих и малоопытных ма­стеров и, с другой - важное и действенное средство рас­пространения передового педагогического опыта. По ха­рактеру методические разработки могут быть двух видов:

    освещающие вопросы организации и методики изу­чения отдельных тем или разделов учебных программ;

    освещающие отдельные вопросы учебно-воспитатель­ной работы мастера с учащимися, например: применение тренажеров на уроках производственного обучения; осу­ществление межпредметных связей на уроках производ­ственного обучения; и т. п.

Используемая литература:

1. Скакун В. А.Методические разработки по производственно­му обучению. - М.: Высш. школа, 1980

2. Организация и методика производственного обучения. М., 1978;

3. Основы профессиональной педагогики / Под ред. С. Я- Ба- тышева и С. А. Шапоринского. М„ 1977;

4. Проблемы дидактики произ­водственного обучения . М., 1978, и др.

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

Введение

Жизнь требует, чтобы система профессионального образования готовила всесторонне развитых, технически образованных и культурных молодых рабочих, владеющих профессиональным мастерством, способных быстро осваивать новую технику и технологию, уверенно ориентироваться в стремительном потоке политической и научной информации, иметь активную жизненную позицию.

Ведущее место в системе формирования квалифицированного рабочего в профессиональном учебном заведении занимает производственное обучение. Основными направлениями совершенствования производственного обучения учащихся являются:

* органическое единство учебного и воспитательного процессов;

* соединение обучения с производительным трудом учащихся;

* формирование у учащихся умений применять в работе современную технику и технологию, передовой производственный опыт;

* творческое разнообразие организационных форм и методов производственного обучения;

Основной формой организации учебного процесса при подготовке квалифицированных рабочих в профессиональном образовательном учреждении является урок.

Урок - динамичная и вариативная организационная форма обучения, при которой в течение точно установленного времени осуществляется взаимодействие учителя и постоянной группы учащихся (класса) в специально отведённом месте с учётом особенностей каждого ученика путём использования видов, средств и методов работы, создающих благоприяные условия для усвоения всеми учениками получаемых знаний непосредственно в процессе обучения и для воспитания и развития их познавательных способностей.

Методика производственного обучения. Упражнения

Упражнения -- основной метод производственного обучения.

Методы обучения - это система последовательных, взаимосвязанных действий учителя и учащихся, обеспечивающих усвоение содержания образования, развитие умственных сил, способностей учащихся, овладение ими средствами самообразования и самообучения.*1

Упражнение - метод систематической и эффективной отработки умения или навыка путём повторяющихся умственных действий, манипуляций, практических операций в процессе обучающего взаимодействия учащихся с учителем или в специально организованной индивидуальной деятельности.*1

Упражнения являются обязательной частью изучения любого предмета, им всегда предшествуют прочное усвоение теоретического материала учащимися и тщательный инструктаж учителя.

Упражнения должны представлять продуманную, педагогически обоснованную систему, предусматривающую последовательное формирование у учащихся необходимых умений и навыков. Основными критериями, которыми надо руководствоваться, намечая систему упражнений по соответствующей теме, являются:

· последовательность и взаимосвязь упражнений по содержанию;

· постепенное повышение сложности содержания и поставленных задач;

· постепенное увеличение степени самостоятельности учащихся;

· разнообразие по содержанию и дидактическим задачам;

· правильное распределение во времени;

· повторяемость в пределах взаимосвязанного материала.

Эти требования характерны как для упражнений по теме, так и для системы упражнений, проводимых в период обучения в учебных мастерских в целом. Особое внимание организации и методике проведения упражнений должно быть уделено во время изучения операционных тем. Применительно к основным, ведущим частям темы необходимо запланировать конкретные упражнения, последовательность их выполнения, ориентировочное количество времени на каждое упражнение.

При распределении времени на упражнения по теме в целом нужно исходить из общего количества часов, отведенных программой (за вычетом времени на инструктаж), имея в виду, что все производственное обучение учащихся -- это последовательная цепь упражнений. Приведем пример системы упражнений по теме «Припасовка деталей» (24 ч), Распиливание -- 12 ч (2 ч на, инструктаж, 10 ч на упражнения)

1-е упражнение -- разметка, высверливание и вырезание (вырубание) проемов (зев гаечного ключа) -- 0.5 ч.

2-е упражнение (тренировочное) -- пользование предельными шаблонами и вы.работка1ми -- 0,5 ч.

3-е упражнение -- распиливание проемов открытого прямолинейного контура (зев гаечного ключа) -- 2 ч.

4-е упражнение --разметка и высверливание отверстий прямолинейного контура (отверстие в подвижной губке столярной струбцины) -- 0,5 ч.

5-е упражнение (тренировочное) -- обработка отверстия вращающимися напильниками -- 0,5 ч.

6-е упражнение -- распиливание по разметке отверстий прямолинейного контура (отверстие в подвижной губке столярной струбцины) -- 2,5 ч.

7-е упражнение -- разметка и высверливание отверстий сложного контура (отверстие в молотке) -- 0,5 ч.

8- е упражнение -- распиливание отверстий сложного контура (отверстие в молотке) -- 3 ч.

Припасовка двух деталей--12 ч (2 ч на инструктаж, 10 ч на упражнения)

1-е упражнение (тренировочное) -- пользование разметочными шаблонами -- 0,5 ч.

2-е упражнение -- разметка и вырезание заготовок шаблонов и контршаблонов открытого прямолинейного контура (шаблон для заточки резцов) -- 0,5 ч.

3-е упражнение (тренировочное) --пользование шаблонами и контршаблонами -- 0,5 ч.

4-е упражнение -- обработка и припасовка шаблонов и контршаблонов открытого прямолинейного контура (шаблон для заточки резцов) -- 3,5 ч.

5-е упражнение -- разметка и высверливание отверстий прямолинейного контура для последующей припасовки (отверстие неподвижной губки столярной струбцины) -- 0,5 ч.

6-е упражнение -- обработка и припасовка двух деталей закрытого прямолинейного контура (соединение неподвижной губки и штанги столярной струбцины) -- 4,5 ч.

Поскольку операционные темы обычно включают большое количество новых для учащихся разновидностей операций и трудовых приемов (причем эти приемы зачастую значительно отличаются друг от друга как по сложности, так и по технике выполнения), целесообразно рекомендовать в необходимых случаях сочетать вводное инструктирование и упражнения. Обычно применяются следующие способы такого сочетания.

Целостное: вначале проводится инструктирование по всем приемам, затем выполняются упражнения (приемы легки для усвоения в целом).

Простая последовательность: проводится инструктирование по выполнению приема, затем учащиеся упражняются в его выполнении и т. д. (приемы новые и сложные для усвоения):

Комплексное: вначале проводится инструктирование по нескольким однородным приемам, затем следуют упражнения учащихся в их выполнении и далее в таком же порядке (применяется при изучении операций, содержащих значительное количество разнородных приемов) :

Неполная последовательность: инструктирование проводится только по незнакомым, новым приемам, а упражнения выполняются последовательно все (применяется когда в составе операции только часть новых приемов):

Прогрессивная последовательность: вначале проводится инструктирование по первому приему, затем соответствующие упражнения, далее инструктирование и упражнения по второму приему, после чего учащиеся упражняются в выполнении первого и второго приемов вместе. Затем в таком же порядке проводится инструктирование и упражнения в выполнении остальных приемов, входящих в операцию (применяется в тех случаях, когда тема или операция содержит приемы, выполняемые в строго определенной последовательности)

Подобное сочетание вводного инструктирования по новым, сложным, незнакомым для учащихся приемам и упражнений можно рекомендовать в темах, включающих выполнение учебно-производственных работ комплексного характера.

Мастер руководит упражнениями учащихся путем текущего их инструктирования. Текущий инструктаж как по значению, так и по времени, отведенному на него, является основным структурным элементом каждого занятия производственного обучения. Поэтому необходимо тщательно продумать как наиболее эффективно его провести.

Текущее инструктирование мастер проводит в процессе работы учащихся. Решения, которые принимает мастер в этот период, диктуются конкретной обстановкой, конкретными условиями. Поэтому обычно сложно заранее запланировать все действия мастера, которые бы полностью отражали все возможные ситуации.

При проведении текущего инструктажа, следует учитывать следующее:

· четко определять цель упражнений, добиваться осознания ее учащимися;

· вникать в работу каждого учащегося, не упуская из поля зрения работу всей группы;

· постоянно развивать у учащихся способности самостоятельно анализировать свой труд,

· находить причины ошибок и способы их устранения и предупреждения;

· побуждать учащихся к самоконтролю, обеспечивать высокое качество их работы;

· не вмешиваться в работу учащихся, когда в этом нет необходимости;

· не давать учащимся готовых указаний, как исправить ошибку; добиваться, чтобы они сами поняли, осознали ее и нашли способы устранения и предупреждения;

· помощь учащимся оказывать своевременно, приучая их к преодолению трудностей, но не допуская закрепления ошибок;

· если допускаемые ошибки типичны для большинства учащихся, необходимо проводить коллективное текущее инструктирование;

· не доделывать работу за учащихся -- это приучает их к безответственности;

· поощрять творческий подход учащихся к выполнению задания;

· приучать учащихся к планированию своего труда и самоконтролю;

· постоянно воспитывать у учащихся высокую культуру труда;

· для обучения передовым, высокопроизводительным приемам работы нужно побуждать учащихся применять их, помогать разбираться в возникающих трудностях, повторно инструктировать и показывать приемы;

· практиковать прикрепление лучших учащихся к менее успевающим, назначение общественных контролеров продукции из наиболее успевающих учащихся;

· наблюдать за рациональным использованием рабочего времени и добиваться высокой производительности труда учащихся;

· обеспечивать правильный режим труда и отдыха учащихся;

· оказывать постоянную помощь отстающим учащимся путем повторного объяснения, показа трудовых приемов и проведения дополнительных упражнений;

· воспитывать у учащихся привычку правильной организации рабочего места;

· проявлять принципиальность и строгость в требованиях к выполнению правил техники безопасности;

· не откладывать контроль работы учащихся до ее окончания, широко практиковать промежуточный текущий контроль;

· при оценке работы учащихся прежде всего исходить из положительных моментов.

При подготовке к уроку, при проведении текущего инструктажа нужно учитывать возможные ситуации, запланировать способы организации индивидуального и коллективного инструктирования, приемы, применяемые мастером для активизации учащихся, для формирования у них навыков самоконтроля, самостоятельности, умений применять полученные знания для развития творческих способностей.

На основе ранее проанализированных типичных ошибок учащихся, мастер должен принять меры по их предупреждению и устранению. Важно также научить учащихся уметь анализировать выполненную или выполняемую работу, принимать мотивированные решения, осознанно осуществлять рекомендации мастера, пользоваться учебно-технической документацией.

При изучении сложных операций и выполнении работ комплексного характера необходимо особое внимание уделить способам формирования у учащихся умений планировать свой труд, наблюдать за работой оборудования, контролировать и оценивать ход и результаты технологического процесса, обнаруживать и диагностировать неполадки в работе машин, механизмов, приборов, агрегатов, определять способы их устранения и предупреждения.

Важное значение для формирования прочных умений и навыков учащихся, развития их творческой активности, установления связей производственного обучения со специальными, общетехническими и общеобразовательными предметами имеет выполнение учащимися комплексных межпредметных заданий, особенно на более поздних этапах обучения. В таких случаях мастером должны быть рекомендуемые перечни таких заданий и образцы их выполнения, применительно к содержанию темы.

В качестве примера ниже приводится вариант комплексного межпредметного задания, применяемого при обучении токарей.

Задание: определить элементы технологического процесса и изготовить деталь, изображенную на чертеже.

Исходные данные:

материал детали...

заготовка...

характер процесса изготовления...

Срок выполнения...

Теоретическая часть работы

1. Описать основные механические и технологические свойства материала детали.

2. Наметить и обосновать технологическую последовательность обработки детали.

3. Выбрать режущий и измерительный инструмент, обосновать его выбор. Вычертить... резец, обосновать геометрические параметры его режущей части. Описать свойства материала режущего инструмента.

5. Описать и обосновать настройку станка на обработку; сделать необходимые расчеты.

6. Выбрать и описать применение основных приспособлений. Предложить возможные усовершенствования приспособлений.

7. Описать и обосновать способы повышения производительности труда и качества работы при обработке деталей подобного типа.

Практическая часть работы: изготовить деталь (партию деталей).

Необходимо также привести задания, выполнение которых способствует развитию у учащихся способностей к рационализации и изобретательству.

Применительно к обучению металлистов тематика таких заданий может отражать следующие вопросы:

· разработка (конструирование) и изготовление приспособлений, повышающих производительность труда;

· совмещение технологических операций; замена ручных способов обработки механизированными;

· уменьшение затрат времени на выполнение вспомогательных операций;

· выполнение работ по расчлененной технологии;

· кооперирование труда между учащимися;

· совершенствование организации труда;

· совершенствование организации рабочего места; применение специализированного инструмента; модернизация оборудования;

· совершенствование режимов работы и т. п.

При подготовке к занятиям содержание заключительного инструктажа во всех деталях предусмотреть невозможно. Оно зависит от конкретных условий и результатов проведенного урока. На заключительном инструктаже необходимо проанализировать выполнение работы учащихся, рассказать о типичных ошибках, допущенных при выполнении работ, обратить внимание и продемонстрировать лучшие работы. Отметить факты нарушения техники безопасности, если такие были. Объявить оценки.

Роль инструкций и инструктажа в производственном обучении

производственный обучение урок инструктаж

В процессе производственного обучения большая роль принадлежит инструкциям и инструктажа - вступительном, текущем, заключительном. На ранних этапах овладения трудовыми навыкамиинструкции не должны быть слишком детализированными, чтобы не сковывать инициативу и творческий подход, однако они должны выполняться

Вводный инструктаж связан с объяснением цели и значение работы, организации рабочего места, оборудования и его эксплуатации, правил техники безопасности, демонстрацией наиболее рациональных способов и приемов исп-ния работы, ознакомлением с рабочей документацией, чертежами, схемами, инструктивными материалами. После этого начинается освоение трудовых приёмов.

Текущий инструктаж проводится регулярно по всему комплексу вопросов Цель - добиться четкого выполнения всех установленных работ и операций, норм выработки при строгом соблюдении правил техники безопасности и производственной дисциплины.

Заключительный инструктаж проводится с целью подведения итогов и оценки результатов работы учащихся

Дидактические системы производственного обучения

Производственное обучение на реальных рабочих местах должно учитывать конкретные условия (уровень механизации труда, тип производства) и характеристики трудовых процессов.

Оно организуется по следующим дидактическими системами:

· зональной;

· наращивания комплекта оборудования;

· ступенчатой за процессами;

· перемещения по рабочим местам

Зональная система предполагает освоение работ по зонам - частях сложного рабочего места с переходом к обслуживанию всего рабочего места

Система наращивания комплекта оборудования предусматривает последовательное увеличение количества обслуживаемого оборудования с одновременным расширением функций рабочего

При обучении по системе «ступенчатой??за процессами» последовательно изучаются трудовые процессы с увеличением сложности их структуры и содержания

Обучение по системе «перемещение по рабочим местам» позволяет последовательно освоить работы, которые должен выполнять рабочий данной профессии на узкоспециализированных рабочих местах

Первые две системы целесообразно использовать при организации производственного обучения в цехах с высоким уровнем механизации труда (операторы автоматических линий, наладчики сложного оборудования, рабочие-многостаночники) Две следующие системы используются при обучении рабочих, занятых на конвейерах и поточных линиях.

Там, где работа организована по предметно-технологическому принципу, производственное обучение рабочих целесообразно проводить по операционно-технологической системой, которая предусматривает последовательное освоение технолог логических операций, затем их комплексе.

На производстве применяется ступенчатая система подготовки и повышения квалификации рабочих По этой системе обучения рабочих осуществляется по единым учебным планам и программам, деланными для каждой ступени и профессии отдельно В цехах выделяются ученические рабочие места, создаются учебно-производственные участки, мастерские, лаборатории, цеха, учебно-курсовые комбинаты, объединяют все формы и виды обучения на производстве.

Структура занятия по производственному обучению

Как правило, в ходе урока производственного обучения осуществляются сразу все учебные функции, но доминирует одна, например, ознакомление учащихся с новым материалом или контроль и оценка результатов обучения. Остальные функции носят вспомогательный характер -- например, проверка знаний выступает в качестве условия подготовки к проработке с учащимися новой темы. Поэтому и структурно, и по продолжительности отдельных этапов уроки производственного обучения разнятся. Тем не менее, каждый из них содержит общие элементы. Рассмотрим этапы занятий производственного обучения подробнее.

Первый, так называемый организационный, предполагает проверку явки учащихся, контроль их готовности к занятиям (наличие рабочей одежды, головных уборов и т.п.) и их психологическую подготовку к занятиям. От общей обстановки ведения занятий во многом зависит успех работы. Поэтому дух оптимизма, доброжелательности, жизнерадостное настроение мастера всегда передается учащимся, повышает их настрой на работу. Специалисты по производственной психологии называют это атмосферой психологического комфорта и ее создание -- важный момент этой части занятия.

На этом организационно-подготовительном этапе может осуществляться распределение по рабочим местам (при необходимости), раздача инструментов и заготовок, назначение дежурных (если обычный график почему-то нарушается). Если мастер сочтет нужным, он сообщает ученикам особенности хода настоящего занятия или концентрирует внимание учащихся на задачах, которые необходимо решить. Этот этап урока обычно занимает 5--10 мин (ориентировочно).

Второй этап -- по усмотрению мастера -- может быть, а может и отсутствовать. Назовем его актуализацией опорных знаний. Так называют восстановление в памяти учащихся, выявление актуальных для изучения нового материала, базовых знаний. Формы могут быть различными -- это и специально организованный контроль знаний, и проверка результатов домашнего задания (если таковое имело место), и диалог во время последующего объяснения учебного материала. Хочется подчеркнуть, что подразумевается под этим термином не привычный опрос, а ориентация на сотрудничество двух заинтересованных в обучении сторон (мастера и учащихся) с целью продуктивной работы по усвоению нового учебного материала.

Третий этап урока -- обязательный на каждом занятии -- вводный инструктаж. Он предваряет практическую часть урока и носит самый разнообразный характер в зависимости от темы занятия.

Главной составной частью вводного инструктажа при изучении операций является методически правильный и квалифицированный показ мастером трудовых приемов, которые должны усвоить учащиеся.

На уроках самостоятельного изготовления учебно-производственных изделий вводный инструктаж включает сообщение о назначении изделия, его применении, обязательный показ эталонного изделия. Далее следует подробный разбор технологической последовательности изготовления изделия (детали). Он включает в себя показ применяемых инструментов и приспособлений, демонстрацию необходимых приемов, предупреждение о возможных ошибках.

При обучении профессиям эксплуатационного характера на вводном инструктаже демонстрируются аппараты или механизмы, объясняется их устройство, работа и взаимодействие узлов, обращается внимание на эксплуатационные особенности и т.д.

Мастер на вводном инструктаже приводит типичные ошибки, обычно характерные при обучении, указывает причины, их вызывающие или меры предупреждения.

Уместно подчеркнуть: при проведении вводного инструктажа следует широко использовать средства наглядности.

Мастер вправе не планировать на этом этапе урока опрос -- как понят учащимися объясняемый технологический материал. Закрепление такого материала может осуществляться и в самом процессе работы (упражнений) учащихся.

Серьезным недостатком, встречающимся у молодых мастеров, является изложение на вводном инструктаже теоретического материала. Следует предметно показать важность этих знаний для практики, а не подменять собой преподавателя специальной технологии.

Следующий этап урока производственного обучения -- практические работы учащихся, которые могут носить характер самый разнообразный -- упражнений и самостоятельной работы, лабораторно-практических работ и игры учебно-производственного характера.

Этот этап совпадает с текущим инструктированием (целевыми обходами) мастера, когда осуществляется достоверный контроль понимания учащимися нового материала. Целевым обход назван потому, что рабочие места проверяются с четко намеченными целями. Таковыми могут быть:

проверка организации рабочих мест учащихся;

контроль соблюдения безопасных приемов труда;

соблюдение технологической последовательности обработки учебно-производственных изделий;

межоперационный контроль качества и соблюдения технических требований;

приемка и оценка выполненных работ.

Целевые обходы могут носить и другой характер, но последний из названных нами дает мастеру материал для последующего подведения итогов.

Текущий инструктаж может быть индивидуальным, групповым или фронтальным и диктуется необходимостью.

Если мастер заметил неправильное выполнение трудовых приемов или операций, он должен повторно показать на рабочем месте, как следует делать. Если же имеет место небрежное отношение к оборудованию или оснастке, нерациональное использование рабочего времени и т.п., индивидуальный инструктаж может носить характер строгого внушения. Как поступать в каждом конкретном случае, должны подсказать здравый смысл и знание мастером производственного обучения основ психологии.

Завершает занятие заключительный инструктаж и уборка рабочих мест в мастерских. Традиционно он включает в себя:

подведение итогов выполнения учебных задач;

разбор допущенных ошибок и выявление их причин;

анализ выполнения правил техники безопасности или технологической дисциплины (при необходимости);

сообщение результатов работы каждого;

объявление, что необходимо проработать дома (повторить к следующему занятию).

Вместе с тем имеется ряд моментов заключительного этапа урока, на которые молодой мастер должен обратить особое внимание.

1. Подведение итогов и оценка работы каждого ученика требуют глубокого психологического проникновения в индивидуальность. Умение вселить в учащегося уверенность (даже при допущенных ошибках), что он не хуже других справится со следующим заданием, создает положительную мотивацию учения и труда.

2.При подведении итогов и анализе работы целесообразно выделять умения творческого характера. Этим мастер стимулирует активность учащихся, создает атмосферу, побуждающую к творческому использованию накопленного опыта в разнообразных ситуациях (в том числе и новых).

3.Наконец, есть очень важный для мастера психологический аспект «синдрома справедливости». Если группа видит, что наставник объективен в оценках, не выделяет «любимчиков», его авторитет всегда будет высок в глазах учеников, создается доверие и здоровый психологический климат, доверительность в отношениях.

Необходимо отметить: чем разнообразнее используемые построения уроков производственного обучения, чем меньше шаблона и однообразия в их проведении, тем выше эффект совместной работы мастера и учащихся. Сам процесс постижения нового становится тогда более интересным для учащихся и, как следствие, намного продуктивнее для обеих сторон.

Список литературы

Батышев, С. Я. Энциклопедия профессионального образования: В 3-х т. / Под ред. С. Я. Батышева. - М.: АПО, 1999 - 568 с.

Белозерцев, Е. П. Педагогика профессионального образования: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений./ Е. П.Белозерцев; Под ред. В. А. Сластенина. - М.: Издательский центр «Академия», 2004. - 368 с.

Казаков, А. Г. Организация самостоятельной работы студентов: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. Заведений / Под ред. А. Г.Казакова - М.: Издательский центр «Академия», 202. - 368 с.

Норенкова, Н. А. Проектирование педагогических технологий в начальном профессиональном образовании: учебное пособие / Н. А.Норенкова. - ГУ ПО и Н адм. Челяб. обл., Чел ИРПО. - Челябинск, 2001. - 50 с.

Самородский, П. С. Методика профессионального обучения: Учебно-методическое пособие для преподавателя специальности «Профессиональное обучение»/ Под ред. В. Д.Симоненко. - Брянск: Издательство БГУ, 2002. - 90 с.

Смирнов, С. А. Педагогика: педагогические теории, системы, технологии: Учеб. для студентов высш. и сред. пед. учеб. заведений / С. А.Смирнов, И. Б.Котова, Е. Н.Шиянов и др.; Под ред. С. А.Смирнова. 4-е изд., испр. - М.: Изд. центр «Академия», 2001. - 512 с.

Шалунова, М. Г. Практикум по методике профессионального обучения: Учеб. пособие. - 2-е изд., испр. и доп. / Шалунова М. Г., Эрганова Н. Е. - Екатеринбург: Изд-во Рос. гос. проф. пед. ун-та, 2002. - 138 с.

Эрганова, Н. Е. Методика профессионального обучения: Учеб. пособие. - 3-е изд., испр. и доп. / Эрганова Н. Е. - Екатеринбург: Изд-во Рос. гос. проф. пед. ун-та, 2004. - 150 с.

Размещено на Allbest.ru

...

Подобные документы

    Необходимость применения технических средств обучения. Некоторые виды тренажеров, применяемые для обучения по специализации "строительство". План-конспект урока производственного обучения. Условия для применения тренажеров в производственном обучении.

    курсовая работа , добавлен 26.03.2015

    Подготовка молодых специалистов. Психолого-педагогические основы определения сущности самоконтроля учащихся. Виды самоконтроля и их классификация. Формирование самоконтроля учащихся лесомеханического техникума на уроках производственного обучения.

    дипломная работа , добавлен 10.10.2011

    реферат , добавлен 21.01.2014

    Оптимизация урока производственного обучения в учебных мастерских. Производственное воспитание, методически грамотная подготовка и проведение уроков производственного обучения. Подготовка мастера к занятиям, подбор учебно-производственных работ.

    реферат , добавлен 13.08.2009

    Дистанционное обучение как форма организации учебного процесса. Разработка тематического планирования и инструкционно–технологических карт для учащихся по теме "Системы счисления". Описание методики использование технологии дистанционного обучения.

    дипломная работа , добавлен 13.04.2014

    Особенности воспитания учащихся в процессе производственного обучения. Сущность и виды инструктирования как деятельности мастера производственного обучения. Характеристика учебно-методического обеспечения производственного обучения в учебных мастерских.

    контрольная работа , добавлен 10.09.2010

    Исследование самостоятельной деятельности учащихся в процессе обучения. Методики проведения самостоятельных работ, развивающих творческую активность учащихся на этапе текущего повторения и с учетом индивидуальных интересов и потребностей школьников.

    курсовая работа , добавлен 11.09.2012

    Анализ особенностей самоконтроля у детей младшего школьного возраста. Отбор системы заданий по формированию самоконтроля при обучении математике по системе Эльконина-Давыдова. Проведение экспериментальной работы по формированию навыков самоконтроля.

    дипломная работа , добавлен 08.06.2015

    Процесс производственного обучения как совокупность последовательных и взаимосвязанных действий мастера и руководимых им учащихся. Особенности производственного обучения в средних профтехучилищах (ПТУЗ) и разработка плана-конспекта урока обучения в ПТУЗ.

    курсовая работа , добавлен 13.06.2012

    Понятие и уровни "познавательная активность". Методы, способствующие повышению познавательной активности учащихся на занятиях производственного обучения. Приемы обучения, методические аспекты применения нестандартных уроков по парикмахерскому делу.